artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Вчера была в театре. "Сатирикон" Вечер с Достоевским. Бенефис Райкина, выпущенный к его 60-летию. Сначала, не тронуло. Конечно Райкин гениальный Лицедей. Да и вся публика пришла на него, это было ясно. Реакция зала была предсказуема. Спектакль разделён на две части. В первой, актёр, облачённый в концертный костюм, играет на потребу публике, она радуется, ждёт, что её развлекут, с удовольствием отзываясь на сарказмы, выдаваемые героем ежеминутно, там, где хихикать уж совсем ни к чему. Но, народ хочет, хлеба и зрелищ,что б было весело и хорошо.Посмотреть, как кумир, обладающий редкой в средней полосе пластикой, то, изображает из себя насекомое, вспомним Грегора Замзу, то приплясывает рэп, то стебается, обращаясь к залу, который, как неразумное дитё, радуется показанной ему "козе". Потом начинается погружение героя в Ад мыслей. Мыслей подпольной мыши, которая ненавидит вся и всех и её ненавидят и презирают все. Ах Фёдор Михайлович! Ведь все последующие Кафки, растоптанные, потерянные, не знающие, как им жить дальше, вышли из Вас. А Вы вышли из Пушкина, как не странно. Так получается, что Пушкин Александр Сергеевич и есть великий постмодернист. А скорее всего он просто гений и никакого постмодернизма просто не существует, а существует полная литературная импотенция, когда автор, пытающийся что-то изобразить, ничего и сделать-то не может. И ему остаётся дёргать цитаты из прежнего, созданного не им и петь, как вольному жителю степей. По принципу - о чём вижу, о том и пою. Что несложно. Главное напустить как можно больше туману, найти идеологов, которые подведут запутанную базу под размышлениями жизненного потока, пустоты, собранной в одном, отдельно взятом флаконе, ошмёткам мусора, вольно перемещающимися в пространстве вселенной, о тошноте,преследующей автора. И вообще, всё это болезнь и только безумие способно создать что-либо стоящее в этой жизни. Ничего нового не придумано. Это та самая "комнатка, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот вся вечность"- слова Свидригайлова. Вообще, в чём привлекательность новой литературы бесспорна? С моей точки зрения читать и хоть как-то пытаться понять её может только интеллектуал, который достаточно знает всю базовую мировую литературу, так как все произведения закольцованы, закручены, скомпонованы цитатами и ссылками на творения Великих. В этом смысле - Улисс Джойса, не зная Гомера, за него просто и невозможно браться. Комментарии составляют больший объём, чем текст. А, вот "Портрет художника в юности", как более ранний, не настолько нагружен "болезненностью" автора. Его читать попроще. Мне нравится в постмодернисткой литературе ещё момент самоиронии автора, Это отношение к себе, как бы невсерьёз, но только чисто внешне, на самом-то деле, как раз далеко наоборот. Степень самоедства поражает, но она завуалирована обилием всевозможных "поточных" подробностей, всевозможных смакований, наслаждением от формы того или иного предмета или явления. В этом есть свой кайф. Это вам не более "примитивный" Достоевский, который при выворачивании себя наизнанку и падая в бездны Ада, в одной, отдельно взятой Душе, всё равно видел путь движения и веру в Воскресение каждого человека. Тут утрачиваются идеи о вечных ценностях и выход видится в Хаосе, в состоянии неупорядочности, в состоянии "нескованных" возможностей. Хотя, один автор меня весьма привлекает - Густав Майринк. Он постоянно играет в игру вопросов и ответов, которые каждый раз звучат по-новому, и понимаются по-своему. Так, ззакончим с Райкиным, наконец, вроде с него начали. Я почему и вспомнила "Голема", что в этом райкинском бенефисе я нашла аналогию с Пернатом. Мне кажется Райкин-человек осознал, что он есть отражение Макрокосма и он одновременно составляет его сущность. Вот такая ерунда приходит иногда после посещения театра в декабрьский вечерок в Москве:)) Сумбур, вместо музыки, однако.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments