Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
артишок
artischok
Вчера была в театре. "Сатирикон" Вечер с Достоевским. Бенефис Райкина, выпущенный к его 60-летию. Сначала, не тронуло. Конечно Райкин гениальный Лицедей. Да и вся публика пришла на него, это было ясно. Реакция зала была предсказуема. Спектакль разделён на две части. В первой, актёр, облачённый в концертный костюм, играет на потребу публике, она радуется, ждёт, что её развлекут, с удовольствием отзываясь на сарказмы, выдаваемые героем ежеминутно, там, где хихикать уж совсем ни к чему. Но, народ хочет, хлеба и зрелищ,что б было весело и хорошо.Посмотреть, как кумир, обладающий редкой в средней полосе пластикой, то, изображает из себя насекомое, вспомним Грегора Замзу, то приплясывает рэп, то стебается, обращаясь к залу, который, как неразумное дитё, радуется показанной ему "козе". Потом начинается погружение героя в Ад мыслей. Мыслей подпольной мыши, которая ненавидит вся и всех и её ненавидят и презирают все. Ах Фёдор Михайлович! Ведь все последующие Кафки, растоптанные, потерянные, не знающие, как им жить дальше, вышли из Вас. А Вы вышли из Пушкина, как не странно. Так получается, что Пушкин Александр Сергеевич и есть великий постмодернист. А скорее всего он просто гений и никакого постмодернизма просто не существует, а существует полная литературная импотенция, когда автор, пытающийся что-то изобразить, ничего и сделать-то не может. И ему остаётся дёргать цитаты из прежнего, созданного не им и петь, как вольному жителю степей. По принципу - о чём вижу, о том и пою. Что несложно. Главное напустить как можно больше туману, найти идеологов, которые подведут запутанную базу под размышлениями жизненного потока, пустоты, собранной в одном, отдельно взятом флаконе, ошмёткам мусора, вольно перемещающимися в пространстве вселенной, о тошноте,преследующей автора. И вообще, всё это болезнь и только безумие способно создать что-либо стоящее в этой жизни. Ничего нового не придумано. Это та самая "комнатка, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот вся вечность"- слова Свидригайлова. Вообще, в чём привлекательность новой литературы бесспорна? С моей точки зрения читать и хоть как-то пытаться понять её может только интеллектуал, который достаточно знает всю базовую мировую литературу, так как все произведения закольцованы, закручены, скомпонованы цитатами и ссылками на творения Великих. В этом смысле - Улисс Джойса, не зная Гомера, за него просто и невозможно браться. Комментарии составляют больший объём, чем текст. А, вот "Портрет художника в юности", как более ранний, не настолько нагружен "болезненностью" автора. Его читать попроще. Мне нравится в постмодернисткой литературе ещё момент самоиронии автора, Это отношение к себе, как бы невсерьёз, но только чисто внешне, на самом-то деле, как раз далеко наоборот. Степень самоедства поражает, но она завуалирована обилием всевозможных "поточных" подробностей, всевозможных смакований, наслаждением от формы того или иного предмета или явления. В этом есть свой кайф. Это вам не более "примитивный" Достоевский, который при выворачивании себя наизнанку и падая в бездны Ада, в одной, отдельно взятой Душе, всё равно видел путь движения и веру в Воскресение каждого человека. Тут утрачиваются идеи о вечных ценностях и выход видится в Хаосе, в состоянии неупорядочности, в состоянии "нескованных" возможностей. Хотя, один автор меня весьма привлекает - Густав Майринк. Он постоянно играет в игру вопросов и ответов, которые каждый раз звучат по-новому, и понимаются по-своему. Так, ззакончим с Райкиным, наконец, вроде с него начали. Я почему и вспомнила "Голема", что в этом райкинском бенефисе я нашла аналогию с Пернатом. Мне кажется Райкин-человек осознал, что он есть отражение Макрокосма и он одновременно составляет его сущность. Вот такая ерунда приходит иногда после посещения театра в декабрьский вечерок в Москве:)) Сумбур, вместо музыки, однако.

  • 1
Сумбур - это мягко сказано )) ВОДОПАД мысли ))

Водопад из сливного бачка?:)))Или, тот который Вы устроили соседу с нижнего этажа))? Я люблю Достоевского, перечитываю его довольно часто, не всего, а так, некоторые моменты, по настроению)
Вот то, что Вы назвали любезно "водопадом", мне льстит, ибо считаю, что водопады, одни из красивейших природных явлений:)
Просто, мне показалось, что Райкин, прежде чем играть эту роль, подумал бы, вот также нелогично, перескакивая с предмета на предмет, не систематезируя мысли, пришедшие ему на ум об этом персонаже, о самом себе, о том, что донести до сидящих в зале. Точнее, это мои мысли, если бы я была Райкиным, и, если бы играла эту роль:)Понятно? В общем, объяснила!

Да, все понятно )) Как всегда - водопад ))
Достоевский не просто так отказывался писать пьесы, сколько его об этом не просили ))

Боюсь поспать в спор, и если бы не любимый Достоевский - то промолчал бы )) но здесь, позвольте выразиться: Достоевский из Пушкина - никогда не соглашусь! Честно говоря никогда и не задумывался об этом, считая главным гением в нем - его судьбу. Но раз уж начал, то - из Шекспира и не мельче! Простите за нахальство ))

А не бойтесь) Пушкина затаскали и низвели наши школьные программы и тётеньки учительницы и неумные правители. Пушкин имел, как величайшую Гармонию, так и Ад в своей Душе. Русская литература вышла из него. Только, каждый писатель видел в нём разные грани и пользовался этим сообразно своему миросозерцанию. А Вы давно читали Пушкина, кстати? Вы посмотрите последние стихи, в них видно, что человек заглянул в бездну.

По поводу гармонии - согласен. Русская литература вышла из него - тоже во многом: ДА. Но глубина..... Лермонтов, на мой взгляд глубже. Представляю что он создал бы, проживи он не 27, а 37, как Пушкин. И наоборот - отложи произведения Пушкина с 27 до 37 лет в сторону, что останется?
Но я отвлекся на "если бы, да кабы" ))
Последних стихов не читал. Почитаю. С маленькими трагедиями знаком хорошо. Не впечатляют глубиной. Несколько моментов и только. ))

У Лермонтова совершенно потрясающий русский язык, на мой взгляд. Прелестная проза:) Кстати недавно читала "Дневник Печорина" Прелесть. Вот только очень он был одинок, что, конечно, наложило отпечаток. Наверное, он и не мог прожить долго.Судьба.(

Ну ка, ну ка поясните. Это Вы про кого же говорите. У Достоевского судьба вполне вписывается в рамки. Ну, кроме истории с гражданской казнью. Естественно, он помнил об этом всю жизнь и писал об этом и в "Идиоте" и в "Карамазовых" есть, да во всех романах Это понятно, Ну, ещё что? Несчастная любовь? Склонность к игре? Физические недомогания? Не знаю.
Почему из Шекспира? Шекспир не склонен в своём творчестве выворачивать душу наизнанку? Или я в нём что-то пропустила? :))))

Считаете, что смертный приговор отмененный уже на эшафоте (когда ты попращался с жизнью), а потом каторга - этого мало? )) Эпилепсия, то же не простая штука. У меня друг эпилептиком был - страшновато, когда два метра падают головой на асфаль и .....
А в Шекспире, я думаю вы пропустили ))Это бездна ))
Предлагаю каждому остаться при своем и - мир!)

А разве такие приятные воспоминания о любимых писателях, могут привести к войне?:0) Только не со мной. Шекспира, можно сказать, читаю с детства:) Ну, начинала, конечно, с "Ромео"... Но это европейская традиция и европейский подход к Личности. Они несопоставимы, как хрусталь и золото, например. Тут глубины, и тут бездны. Достоевский - русский писатель, его тема - русская душа, Россия, её путь. А Шекспир - космополитичен. И никто не оспаривает его величие!

))) ну вот и золотая середина ))

Ну, конечно,это даже очень много, причём для человека с таким обострённым чувством жизни. Он об этом тоже писал всю жизнь. Конечно, это глубочайшая травма, сказавшаяся на всём творчестве.

За нашей беседой, почему-то вспомнился Ходорковский.

Я не верю в чудо, в данном случае. У меня весь день очень скверно на душе. Похоже, выхода нет, что угнетает. Но это Человек высокого духа. Он справится. Но это ужасно!

Пока хозяин у власти, он его не выпустит - тогда настанет его очередь.

Второе слово читать как - попасть )

Я не Москвич и Сатирикон,для меня большое наслаждение, которым увы очень редко удается воспользоваться. Райкина люблю и уважаю. Хотя нравится не все. Пару лет назад имел удовольствие провести с ним три вечера и попасть в одну приключку о которой собираюсь написать в ЖЖ. Вся жизнь моя - сплошная приключка ))

То, что приключка - это прекрасно! Да, Вы об этом и пишите!:0) Я буду ждать Вашу Сагу:) С нетерпением. Согласитесь, что у большого Артиста, невыносимы характер и он очень сложный человек. В нём виден процесс Мысли? Нет?

Сложный в том смысле, что зациклен на своих тараканах. Нормальное состояние для творческих людей, особенно, когда тебе уже на 35 лет....а 60 ))

Вот и меня такое впечатление и сложилось. Но это же прекрасное качество:))

Сложный в том смысле, что зациклен на своих тараканах. Нормальное состояние для творческих людей, особенно, когда тебе уже на 35 лет....а 60 ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account