artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Category:

О бородатых голландцах и о селёдочке. Откуда она пришла на наши столы:)

Сегодня праздник у мужчин. По этому поводу поговорим о бородатых голландцах:)
Почему о голландцах? Да потому, что речь пойдёт о ХYII веке. А именно о живописи, а ещё точнее - о натюрморте.
Что там у нас было в Голландии в это интересное время? А было то, что она победила свою главную соперницу на европейских фронтах войны, Испанию. И начался её расцвет, правда недолгий. С выходом на европейские подмостки таких игроков, как Англия и Франция, была она оттеснена с первых мест. Тем не менее - это была первая страна, где всем правила крупная буржуазия, владеющая капиталом и, соответственно, там установился буржуазно-республиканский строй.
Да и с католицизмом было покончено в Голландии этой. Сформировался новый тип человека, далёкого от итальянской изнеженности, светскости, театральности богослужения, мистицизма, веры в чудеса и реликвии, роскоши храмов и обожествления королей и пап. То есть получается так, что кальвинисты протестовали против светской власти, провозглашая принцип - Бога надо слушаться больше, чем людей! Отсюда и сопротивление тиранической власти, антимонархические настроения и соответственно путь к республиканскому правлению.
И пришли новые люди, уверенные в правоте своего вероучения, сурового, враждебного всяким карнавалам и праздным гуляниям. Всё было рационально. И очень приземлённо-основательно.
Воцарилась математика и естественные науки вместе с микроскопами, которые позволяли заглянуть внутрь вещей и всё посчитать, разложить по полочкам и систематизировать.
А в искусстве воцарились буржуазные ценности, "любование бюргерским благополучием". Быт,его поэтизация и стремление его приукрасить, были поставлены во главу угла. В этом смысле натюрморт, который, собственно и зародился, как жанр, в Нидерландах, очень хорошо представляет картину бытия. А, как ни крути, и о чём бы не писали нынешние продвинутые философы:), а бытие определяет сознание. "Вещь" стала основной ценностью. И натюрморт стремится к полной иллюзии вещности. В этом смысле натюрморт абсолютно буржуазен и лишён духовного начала. Ведь, согласитесь, что восхваление ветчины, гусей битых, буженин запечёных, да пива вина - всё это отнюдь не способствует мыслям о Вечности и о Страшном Суде, а крепко привязывает человека к земле. И художник задается целью внушить зрителю, что перед ним не изображение вещи, а сама вещь.


Вещь эта, конечно роскошная, но слишком уж шикарная, её замучаешься рассматривать, да и, в общем, она красивая, вещь, точнее, вещи эти:), но слишком уж изобильны.
Мне больше нравится другой тип натюрморта, который прозвали tromp l'oeil, или обман зрения:). Нельзя же в конце концов, всё время думать о жратве! И её восхвалять и ваять:) Да и время идёт вперёд, Англия наступает на пятки, период благоденствия потихоньку затухает.Пора начать задумываться о том, что ждёт впереди.
А впереди ждёт работа. Постоянная борьба с морем, которое всё наступает на маленькую страну и надо строить дамбы и рыть каналы, и строить мельницы и корабли, чтобы ходить на них за селёдкой.


Это "Похвала селёдке" Иозефа де Брая. Для честного голландца селёдочка и сейчас любимый продукт и всю Европу ей всегда кормила. Не ничего вкусней настоящего майского матиаса:) Они знают особый секрет приготовления, который и делает её не простой селёдкой., а утончённейшим деликатесом. Впрочем, как я понимаю там секрет в том, что при определённой температуре в морозильной камере, желчь должна раствориться и пропитать всю рыбку. Как-то так мне голландцы это объясняли:)
Впрочем, речь о том, что в этом типе натюрморта сталкиваются два типа условности. Образуется определённая интрига. Пусть и небольшая. Но, всё-таки не просто разглядывание горы снеди. Вот тут, казалось бы селёдка, но она почему-то обрамляет печатный текст, образуя причудливую раму. О чём текст этот - неизвестно. Может быть это отрывок из Писания, а, может фривольный стишок, может, кулинарный рецепт, или вообще надгробная плита...
Вот ещё одна прелесть:)


Тут уже идёт соединение натюрморта с коллажем. Очень прогрессивно, кстати, эти коллажи воцарились в начале ХХ века, вспомним наших футуристов, Матисса, Жоржа Брака, Пикассо, всё это позже переросло в современное искусство перфоманса. И что доказывает лишь то, что ничто не ново под луной:) И ловкие нынешние художники легко добиваются успеха, листая альбомы по искусству, старые журналы и разглядывая интернет картинки...И выдают свои творения за инновации и за собственные откровения:), что проходит на "ура". Кто там копается в этих старых картинах, ходит по музеям выставкам? Уверяю вас, что очень небольшое количество людей. Причём, совершенно девственных, с точки зрения понимания искусства. Основным критерием является доступность для восприятия, удобство и комфорт этого восприятия, его лёгкость и ненавязчивость. Может быть, учитывая огромное количество информации, нас окружающей, это и не плохо. Своего рода "культурный" отдых и расслабление. Я, правда, считаю это типичным потреблением:)
Вот вам образчик подобного творчества. Нынешнего.


Автор явно взял за образец голландскую, или ещё какую европейскую картинку, разложил, как положено все эти фрукты цветы на сереньком фоне, как голландцы и любили. Соответственно, заменив некоторую флору доступными фигурами представленными на наших рынках:) Смотрят. И с удовольствием. Людям нравится, потому, что КРАСИВО. И доступно.
По мне, так скучно. Образ перед глазами не предстаёт. Тут его просто и нет. Пустота. Посмотрели и забыли. Это не висящая селёдка, глядя на которую возникают в голове хоть пара мыслей:)
Вот ещё одна реальность, вписанная в нереальность. Себастьян Боннекруа. "Стена в мастерской"


Тросточка. Она живая. И объёмная, прислонилась к недописанному натюрморту:) Тут уменьшается пространственная реальность, но увеличивается "вещная" реальность. А взгляд наш стремится к горизонтали, или направлен сверху вниз, что противоречит законам перспективы:) Кстати, это ещё один из видов натюрмортов, тот , что висит на этой стенке - Аллегорический, или "Vanitas". Тут, включённые в композицию черепа - эмблемы смерти, монеты, драгоценности - символы богатства, часов, как символа быстротечности жизни, да и других знаковых предметов - всё это придаёт подобному натюрморту характер зашифрованного сообщения, который уже надо читать:) Это интересно. И будит воображение.
Естественно, среди всей этой роскоши:), не могу не вставить и своё творение.


Могу лишь сказать, что, когда делала эту фотографию в мастерской моей подруги, о картинке Себастьяна Боннекруа не знала:) И, конечно, просто захотелось снять замечательную работу хорошего живописца.. Ибо понимаю, что натюрморт в цифровом изображении - это картинка, живущая лишь в тот момент, когда твой взгляд скользит по ней, а настоящее искусство имеет другие сроки жизни.
Из этого делаем вывод. Покупайте голландцев, господа!:).
Tags: праздничные подарки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments