artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Category:

О том, как часто мы бываем несвободны. И нас это устраивает.

Вот он. Типичный, можно сказать, формализм! Увидела на улице такие вот железки, да и сфотографировали. Не знаю, мне понравились.




"Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О кинофильме «Большая жизнь», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», — напоминают нам, людям искусства, о назначении искусства в советском обществе.
Эти постановления заставили нас глубже задуматься о том вреде, который принес и приносит формализм нашему советскому искусству.
Я поступил в Училище в 1913 году. Вспомним эти годы. Реакционное буржуазное искусство гнило и распадалось. В литературе — Арцыбашев, Сологуб, Л. Андреев, декадентщина всех мастей и рангов, Кузмин в поэзии, «театры ужасов». В живописи — «Голубая роза», «Бубновый валет», футуристы, имажинисты, «ничевоки», размалеванные рожи, желтые кофты. Все это ломалось, кувыркалось и озорничало на фоне все-таки сохраняющегося серьезного реалистического искусства.
Конечно, все это не могло не отразиться на физиономии школы. Среди молодежи, пришедшей в школу с серьезным стремлением научиться мастерству, уже появился значительный процент развязных молодых людей, открыто критиковавших своих учителей, появились «ниспровергатели авторитетов».
Столовая стала клубом, где ораторствовали Ларионов, Гончарова и другие. В учебных мастерских, где писали натуру, явных диких выходок на холстах еще не было, но все же «пробы пера» уже начали появляться.
Обращали на себя внимание расшатанность рисунка, живописная хлесткость. Конечно, той серьезной штудировки натуры, какую прошли передвижники, не было; дух формализма уже пронесся по школе.
Но все это еще были цветочки, ягодки появились в дальнейшем.
В Москве было частное собрание современной французской живописи С. Щукина. Доступ туда для широкой публики был закрыт. Осмотреть его можно было по особой договоренности с владельцем. Коровин устроил учащимся школы живописи экскурсии по воскресеньям.
Наконец-то и я попал туда, в это собрание новой французской живописи, где были Сезанн, Матисс, Пикассо, Дерен и другие, о которых так много говорили «аристократы живописи» в нашей студенческой столовой.
Никогда не забуду ошарашивающего впечатления. Над лестницей висело панно Матисса. На зеленом фоне красные танцующие подобия фигур, обведенных черным контуром.
Это было настолько дико и непривычно, что я ясно понимаю возмущение в наше время и художника и просто любого советского гражданина, воспитанного на традициях реалистического русского и европейского искусства, когда вдруг преподнесут ему нечто подобное.
Хозяин галлереи, видя наши недоуменные физиономии, говорил нам, объясняя декоративное назначение этого произведения, что если подобные картины производят необычное впечатление, то это потому, что мы еще не привыкли..."

Вот на такую статью наткнулась. Написал её художник Б.В. Иогансон. Вышла она в 1952 году. И посвящена этому формализму, с которым страшно боролись тогда. А, зачем? Никогда не могла этого понять...
Мне вот трубы вот такие понравились, а живи я 50 лет назад, пожалуй, осудили бы и меня за то, что не портрет Будёного ваяю



http://www.artvek.ru/biblio/ioganson12.html

Почитайте, довольно диковато сегодня всё это выглядит.
Tags: фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments