artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Философия в фотографии, или фотография в философии:) Сама уже не знаю...


Таки добралась я вчера до своего Сергея Чиликова:). Галерея Photographer.ru оказалась не на замке, народу никого не было и можно было всё спокойненько обсмотреть. И сфотографировать, заодно.
Ну, что сказать... Непростой этот Чиликов. Во-первых, начнём с того, что это - философ. В прямом смысле слова:) Он закончил Марийский педагогический институт, кандидат философских наук, преподавал Йошкар-Оле. И книга-то, которую он выпустил называется вполне в стиле всего его творчества "Владелец вещи, или Онтология субъективности":)
И трудно вставить его творчество в рамки общепринятых сейчас канонов в фотографии. Ведь самобытность и осмысленнность - редкие гости у нынешних фотографов. В основном - это тонко выверенный расчёт, основанный на просмотре огромного количества изображений. Чужих. И выводы, основанные на количестве просмотров и призов, заработанных тем, или иным фотографом. Следующим шагом является создание фотоклона, в чуть видоизменённых декорациях:). Всё достаточно просто. Вопрос в том, чтобы освоить последние технические новинки в обработке изображения и, соответственно, достойную аппаратуру. Обратите внимание. Именно технические усовершенствования, приносят славу
Так работает абсолютное большинство.
Ладно. Даю цитату Николая Бердяева. Он лучше меня сказал, ещё в 20-х годах прошлого века:)
“Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира… Все привычные категории мысли и формы жизни самых “передовых”, “прогрессивных” и даже “революционных” людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего… Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовности — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человека от ритма природы. Машины, техника, та власть, которою она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазии, направляют жизнь человека к фекалиям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения”. Хорошо сказано, вполне применимо к сегодняшней масс-культуре.
Мне скажут - А, Бердяев этот, старый маразматик, его философия устарела и неактуальна на сегодняшний день. Есть и поновее философы, которые пишут о том же влиянии техники на современное искусство... Например, Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу человека и природу, и самого человека. О том же говорит и Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего производства...
А вот Бодрийяр, который сам увлекался фотографированием. Кстати, приезжал в Москву на Биеналле в 2002 году. Очень много у него написано о современном искусстве и о фотографии тоже. Но воспроизводить всё здесь совершенно не вижу необходимости:) это лишнее потому, что сложное:) Мы же не философией постмодернизма здесь занимаемся, просто болтаем о фотографе Чиликове, который, по-моему своим творчеством спорит с Бодрийяром, с его мыслью о том,что
"... это мир отсутствия, мир, в котором нас нет. Фотографический образ - иллюзия, но это не противоположность реальности, а "другая, более тонкая реальность, которая окутывает первую признаком ее исчезновения". Превратить предмет в изображение, - говорит Бодрийяр,- значит лишить его всех измерений: веса, рельефности, запаха, глубины, времени, длительности, и, конечно же, смысла. Но, если вернуть по одному все эти измерения, то получается насилие над изображением. Для того, чтобы вернуться к изображению в чистом виде нужно всегда только отнимать...
...Поэтому, кстати, так трудно фотографировать человека и вообще живых существ, ведь они сами несут так много смыслов, что практически невозможно отодвинуть их, найдя тайную форму их отсутствия..."
Ну, тут уж Мэтр явно перегнул палку:), что видим мы на всевозможных фотосайтах, которые буквально кишат мордашками и котяшками. Впрочем, смотреть на них часто бывает совсем и неинтересно:) И "тонкую" реальность найти там сложновато:) Впрочем, то, что это быстро исчезает:), тут нет и ни тени сомнения.
И вообще, если углубиться в изучение того же Бодрийяра, то запросто создастся впечатление, что мы живём в солнечной и вполне себе демократической Франции, а он, бедняга, мается в каком-нибудь гнилом углу России. Без солнечного света, газа и первой медицинской помощи:) Вот, кстати и фото подоспело.





Боюсь даже представить себе, куда привела бы эта философская мысль:)
А вот фотограф-философ Чиликов нафилософствовал свой собственный мир, населённый реальными людьми, живущими в провинции, которых он уговорил поучаствовать в сотворении собственного, как ему, творцу, это представляется. И эта реальная нереальность почему-то представляется очень живой и подвижной. Это не застывший момент, запечатанный в рамку фотографии и приговорённый висеть на стене, скажем, или покоиться в альбоме со своими собратьями фотографиями, а процесс движения, имеющий своё дальнейшее развитие. Вот такое впечатление и произвели эти работы на меня. Они не двухмерны. И в них нет "лишения всех измерений". В них присутствует пространство многомерное, которое может расшириться и повалить в совершенно непредсказуемом направлении. Это и есть самое интересное и увлекательное, как мне кажется в фотографиях этого Мастера. Да и в жизни, тоже:)







Tags: Сергей Чиликов против философов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments