Previous Entry Share Next Entry
Моцарт и Аркадьев. Могли бы они гулять В Праге?
артишок
artischok


Хочешь поговорить о Моцарте, а опять натыкаешься на политику. Как попадается интересный, глубокий человек, которого хочется слушать, так он, почему-то член "Солидарности" и позволяет себе иметь свою собственную точку зрения и не боится её высказывать в открытом письме. В результате чего, теряет свою должность руководителя ТСО... Правда, чиновники от культуры приводят свои доводы о, якобы непродлённом контракте, но, мы же с вами понимаем, в какой замечательной стране холуёв мы живём... А всего-то! Читайте сами.

"В своем письме композитор писал:

"Я, член Союза композиторов России Михаил Александрович Аркадьев, категорически протестую против присоединения Союза композиторов РФ единым списком к так называемому Общероссийскому народному фронту (ОНФ) и, соответственно, включения меня в этот список как члена Союза без моего согласия.

Мало того что такое присоединение нарушает мои права как частного лица, нарушает элементарные демократические процедуры, но к тому же я принципиально не принимаю политическую программу и социальную роль упомянутого политического объединения (ОНФ), созданного В. Путиным исключительно для симулирования и профанации демократического процесса в России. Я являюсь членом объединенного демократического движения "Солидарность" и никоим образом не могу входить в организацию, чья политическая роль представляется мне одиозной и губительной для будущего России.

Если Союз композиторов РФ как организация подтвердит на общем собрании свое участие в ОНФ, я буду вынужден, к моему великому сожалению, подать заявление о выходе из Союза, вопреки своей многолетней связи с этим уважаемым мной творческим объединением".
Это взято из интервью радио Свобода.

Но, впрочем, речь на концерте шла совсем не об этом. Рассказ был о Моцарте. О вечном, в отличии от всех этих "пузырей земли", которые, лопаясь, не оставляют после себя следа.
О Моцарте писать трудно мне. Хотя бы потому, что это один из любимых композиторов. А, когда, кого-то любишь, дать верную оценку предмету своей любви редко представляется возможным:). Любовь и разум не дружат обычно. Ну, с разумом у меня и так беда, никак не могу его усмирить и заставить себе служить в строго отведённое для этого время:). К тому же - Моцарт - глубина бездонная. При кажущейся простоте его музыки, стоит только посмотреть на его партитуру, сразу становится ясно по самой записи, что создал великий мастер.



" Поверил Я алгебру гармонией..", хотя эти слова Пушкин вложил в уста Сальери, относятся они к "счастливцу праздному", "который сделал это так виртуозно, что человечество всегда будет благодарно ему за эту пьянящую иллюзию гениальной простоты." И, который оказался вовсе и не праздным. Один каталог Кёхеля, включающий полный список произведений композитора, имеет объём более пятиста страниц.


А прожил Моцарт ведь всего 35 лет...
А гении долго и не живут. Они творят. И сгорают в этом творческом огне. И где черпают они своё вдохновение? И идеи. Никто не знает этого, можем только догадываться, кто одухотворяет их. Да, ангелы и демоны живут в душе их. И в любом, даже мажорном творении у Моцарта мы слышим это. Противоречивое равновесие или "discordia concors", которое движет миром.
И тут я представляю Прагу. Которую любил Моцарт и которая любила его. И вспоминаю Рудольфа II, мистического императора, правившего там за сто лет до пребывания в нём композитора. Чернокнижника и алхимика, предающегося в своём дворце познанию Универсума, в компании с блестящими математиками и астрономами Тихо Браге и Кеплером. Кеплер искал Гармонию Вселенной и пытался записать "музыку сфер", которую, говорят, слышали пифагорийцы...
И он вывел законы небесной механики. Это в астрономии. А Моцарт был Кеплером в музыке. И познал Божественный закон, который дал ему возможность действовать как Сотворцу.

Вообще, очень даже хорошо представляю себе Аркадьева, гуляющего под ручку с Вольфгангом Амадеем по пражским кабачкам и рассуждающим о преимуществе свиного колена с кислой капустой и венского штруделя с кофеём:). Ясное дело, что штрудель здесь не пляшет. Уважаемый мэтр любил жизнь и хорошо поесть. Да и в Вене его не так хорошо принимали, как в Праге. Гениальный "Дон Жуан" прошёл в этом мистическом городе на ура.
Одна маленькая легенда. Гласит она о том, что некогда, ещё до основания Праги в 700 году королевой Либушей, из Внутренней Азии, пришли сюда 7 монахов, которые посадили на одном из холмов, на берегу Мольдау престранный росток. Карликовый можжевельник, растущий вертикально вверх, такой фантастической формы, что невольно казалось, будто над ним весит невидимый смерч. Теперь там высятся Градчаны, где, кстати и творил свои алхимические опыты мистический император Рудольф. В прежние времена утверждали, что в местах, отмеченных такими растениями, из чрева земного периодически вырывается ураган великой войны... Эти странствующие монахи из тайного ордена "Азиатские братья" основали также город Аллахабад, на санскрите Праяга, что означает то же самое, что и Прага, по чешски - "порог". И порог этот между "тем" миром и "этим", который здесь много уже, чем где бы то ни было... - это слова Майринка. Ещё одного прекрасного загадочного писателя, члена многих европейских и азиатских инициатических организаций, знатока Каббалы и спиритизма, и буддизма и магии, и масонства и , много чего ещё... Искавшим свой Философский камень. И чувствовавшим "неуловимый пульс" этого города с его хищным готическим профилем. Впрочем, это совершенно другая тема, как обычно,
опять мои лирические преступления:)
Но увертюру к "Дон Жуану" Моцарт написал именно в Праге. И, кто слушал эту пророческую музыку, поймёт, что для композитора эта аура города была хорошо прочувствованна и понята. Кстати, существует ещё одна легенда.
До Казановы, который в то же время находился в Праге, дошли слухи, что в образе Дона Джованни выведен он сам. Прийдя на репетицию, он был вполне удовлетворён увиденным и, поскольку подрабатывал гаданием, предсказал Вольфгангу Амадею дату его смерти - 5декабря 1791 года...

Уж и не знаю, был ли Аркадьев в Праге. Это и не важно. Важно то, что я уловила в его интерпретациях музыки. Он мысленно проходит с автором весь путь творения. И проникает в сердцевину музыки, вглубь. В результате возникает синтез двух индивидуальностей, принадлежащим двум разным эпохам и Аркадьеву это даётся легко, ибо он обладает этим правильным представлением о Времени гения, которое не имеет ограничения в себе, а похоже на пульсирующую сияющую сферу, находящуюся в постоянном движении и проникающую своими живыми отблесками в наш мир.
Кстати, эту мысль он попытался объяснить нам, слушателям, на примере такой китайской игрушки-головоломки. Костяного резного шарика, состоящего из множества сфер, хитрым образом, заключённых друг в друге:)



Так, что встреча в кабачке в Праге, или ещё в каком-нибудь приятном местечке двух симпатичных людей, мне представляется совершенно вероятной:) Тем более, что я сама, бывает, встречаюсь с совершенно необычными персонажами:) Но об этом лучше помолчать, до поры до времени

  • 1
Что это за растение: Карликовый можжевельник?

Уж и не знаю:)Это ж легенда:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account