artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Categories:

Иногда совсем не помешает посмотреть некоторые фильмы. И подумать . Просто подумать.


Иногда мне кажется, что я, - Буратино, сующий свой длинный нос в очаг, нарисованный на холсте и натыкающийся на волшебную дверцу:) И хочется узнать тайны, скрывающиеся за ней, а для этого нужен ключик:), и надо идти его искать. И путь этот наполнен словами и образами, которые иногда становятся живыми и явственными, а иногда, проносясь мимо сверкающими точками, исчезают в Хаосе, оставляя после себя невидимое нам свечение.
И Сеть, накрывшая нас. Сквозь ячейки которой прорастают наши мыслеформы, переплетающиеся чудными волшебными узорами. В которых таится бездна.
Все мы рано или поздно предстанем перед ней. Этого никому не избежать. Некоторые заглядывают в неё раньше, некоторые позже, некоторых она накрывает неожиданно... По-всякому случается.
Опять расчирикалась я о совершенно непонятных мне вещах:) Поумничать и помодничать охота:)
Вот берусь читать Павича "Хазарский словарь". Читаю. Вникаю. Но вникнуть не могу. Вижу много красивых слов и уродливых мыслей и и чистоты и нечистот, как в жизни. Нелинейная проза, мистический реализм - такие определения даются критиками тексту Павича. Проза и правда нелинейна, а, как колючая проволока, накрученная кольцами на заборе, сквозь неё необходимо продраться, чтобы постичь авторскую мысль, но лишь клочки одежды, да поцарапанные коленки, а ясности, как не было, так нет:)
И не представляю даже, как можно было бы экранизировать "Семь смертных грехов":) А вот "Бориса Годунова" Мирзоева, посмотрела на днях. И хочу два слова сказать. Два, конечно, не получится:)
Интересно получается с историей этой. Люди, как утверждает madame de Stael, знают только историю своего времени. Я пошла ещё дальше этой чудесной женщины:) Наши люди знают только СВОЮ собственную историю.Личную. Историю, не выходящую за рамки сегодняшнего вчерашнего позавчерашнего... дня. Некоторые - недельную, но уж это духовно одарённые натуры:) И история эта наполнена дорогой на работу учёбу, ужинами в кафешках, походами по гипермаркетам, влюблённостями, женитьбами, карьерами и проч. Какие уж тут Борисы Годуновы и когда там они чего намутили:).
Что мне Гекуба? Что ему Гекуба? Не наше дело. Всё это не интересно и давно прошло...
А ведь Пушкин закончил трагедию эту писать, когда ему было 26 лет! Он был в ссылке в Михайловском, в то время. Поэтов иногда надо запирать:) Тогда у них есть время поработать как следует:) В этом смысле царь был прав:)
Творчество Художника надо постигать, не прочитывая критические статьи, там критик вольно интерпретирует, согласно времени и пространства, в котором он пребывает). Надо читать переписку. Тут можно и приоткрыть эту дверку за очагом:) и понять, что же хотел донести до нас автор. Что же подвигло его обратиться его именно к "смутному времени" в истории отечества. Читаю письма. Вижу просьбы к друзьям выслать книги. Гуглов-то тогда не водилось, ежели кто не знает:) И сидел поэт в сельце Михайловском, в тёмные, как сейчас осенние дни и Мысль его вольно летала пронзая вечность и одухотворяя её своим воображением. Тут и "Анналы" Тацита, тут и Ключевский, со своей историей Государства российского, тут и Мирабо, видевший французскую революцию изнутри, тут и Вольтер и Фуше, и философы "французского просвещения", подготовившие её. И Байрон и Шекспир. И поэт Андре Шенье, жертва её и много-много кого ещё... После смерти Пушкина, осталась огромная библиотека. Что вас грузить излишней информацией и именами давно ушедших людей. Тут важна мысль к которой пришёл Пушкин. О том, что идеи входят в кровь, в подсознание, влияют на состояние умов, на события происходящие и те, которые произойдут. Они, как следствие толчков землятрясений в сознании, волна от которых, зарождаясь в прошлом, накрывает настоящее. Цунами. С разрушительными последствиями на судьбу государства и народа.
И ещё. Вопрос о власти. О том, что единожды узурпировав власть, устранив законного наследника, царь Борис нанёс России сокрушающий удар, вызвав падение авторитета самодержавной власти и вообще вопрос о правоприемниках её.
Кстати, мысль эта, хотя уж 400 лет как прошло, со времени времён этих смутных, до сих пор актуальна). Вот и режиссёр Мирзоев, наконец-то и до него добралась, не сказав и половины, что хотела:) и хорошо:). Тонкий человек и умный. И дружит со временем, понимает его, что, всё это происходит и посейчас, может быть без убийств младенцев:) и прочих средневековых ужасов и казней на площадях и "кровавых колов"... И герои его фильма наряжены в современные костюмы и нет там куполов златоглавых и шапок мономах и прочих красот а-ля рюс:) И Шуйский на БМВ 7 серии, вполне себе напоминает депутата госдумы, ну, скажем Гудкова:), а Марина Мнишек - девчонку, которая таскается по модным клубам в поисках стоящего жениха, король Сигизмунд, ну, скажем английский сиделец Березовский:).. Патриарх крутит педали велотренажёра в клубе, думский дьяк Леонид Парфёнов читает указы по телеку... Вот с Григорием Самозванцем. Тут вопрос неясный для меня:). Нет явного среди наших политических персонажей. Трусоваты. Хотят, но, видать боятся:) Может, Ходорковский? Кстати, Пушкин относится к Гришке весьма неплохо. Это у него просто авантюрист-затейник. Один из людей, вступивших в эту карусель борьбы за власть...



Да, и ещё один немаловажный момент в фильме. Годунова мучит совесть. "Мальчики кровавые в глазах". Неотступно при нём цесаревич. Совесть. Понятие нынче вполне абстрактное. Хотя, кто знает... Впрочем, сейчас уже почти доказано, что Борис не имел отношения к смерти Димитрия.
Вот тут и народ, который принимает все эти игры в царей. Ведь все вроде бы знают, что законный наследник устранён Годуновым, шепчутся, осуждают его на кухнях, но молчат. Однако, когда Отрепьев продвигается к Москве, с незначительным войском наёмников, встаёт под его знамёна и вяжет на местах воевод:). Странный это народ! Царя-душегуба Иоанна прощает, хоть лютовал он с народом этим и не церемонился, а Годунова, хоть и делал для народа этого много -нет! И мотивация тут такая, что один - помазанник божий,и гнев его на народ, как божья кара, а другой - права не имеет! И осуждая убийство "младенца", позволяет убить детей Годунова... И мысли этого народа вложены в уста юродивого, а сам " Народ безмолвствует". Заключительная ремарка автора. Кстати Мирабо и произнёс эти слова, когда король Людовик ХYI пришёл в Учредительное Собрание: "Молчание народа - урок королям". Это было на следующий день после взятия Бастилии, 15 июля 1789 года. Кстати, в 1793 году закончил свою жизнь на гильотине, за ним последовала и Мария Антуанетта. Та милая и симпатичная дама, которой приписываются слова - если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!
В первой редакции у Пушкина было написано, что народ приветствует нового царя... Но, много толкований было, почему же он изменил финал. Оставив народу молчание. Я понимаю это, как паузу, которая может быть растянута во времени бесконечно долго. Как залог того, что неизбежно падение нового царя. Волна уже накрыла нас. И Пушкин, он же гений, понял это.
Кстати, смотрела по "Дождю"беседу Дядько3 с Мирзоевым. Жалко, что это было до фильма. Так вот, когда Тимофей спросил по поводу этого "молчащего" народа. Почему так получается у нас, что все молчат, ну, большинство, как вы понимаете. Он сказал, что молчат потому, что всё уже для себя решили. И приговор свой уже вынесли. И надо только думать. Всем. Ибо мысль материальна. Наверное, он прав. Умный человек и талантливый Мирзоев этот:).
Tags: о пользе истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments