artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Как можно с пользой провести время. И немедленно стать духовно богатым.


Во вторник сходила послушать Дмитрия Быкова. Дело в том, что уже второй год стараюсь не пропускать интересные лекции, которые проводятся в формате лектория "Прямая речь" Там ведут приятные неспешные беседы и Наталья Басовская, Леонид Клейн. Можно не только послушать, но и поговорить, высказать свои соображения, коль скоро они появляются.



Тем более, что разговор идёт о "Большой литературе". И, как я всё больше убеждаюсь, "Большая литература" способна видеть прошлое и предвидеть будущее.

Вот и наш "златоуст" Дмитрий Быков. Просто фонтанирует ворохом идей, нескончаемым жизнелюбием, эпикурейским отношением к жизни, темпераментом большого артиста, вызывает удовольствие хотя бы тем, что остались ещё в нашем мире твиттеров, такие брызги роскошного шампанского;)
Летом, к сожалению пропустила Салтыкова-Щедрина, но, когда мне пришла смсочка о лекции - они мне присылают), сразу же схватила Салтыкова и с удовольствием перечла кое-что. Да, я и писала, вроде, о кукольнике.

Но, сейчас народу становится всё больше и больше. Бедный маленький зальчик не вмещает всех желающих и посадили меня аж на сцену! Как непослушную, вертящуюся дитятю:) И портретика хорошего человека, в образе Портоса. Он, почему-то мне именно так представляется:) Сделать не удалось. Ибо свет рампы бил в лицо рассказывающему, а я, честно говоря, увлеклась сильно этим дискурсом:)- надо же вставить умное, модное слово! - что позабыла о своём втором предназначении:) А, когда вспомнила. Этот человек стремительный, уже фьють, и испарился!. Оставалось только сидеть, разинув рот и думать, а о чём же всё-таки говорил этот блестящий рассказчик - в голове все мысли перемешались и никак не хотели становиться по полочкам...
В следующий раз, когда поеду на очередное редакционное задание, не полезу выступать на сцену, а сяду в первом ряду, как порядочная слушательница, может быть тогда мне удастся из водопада информации, выловить мысль, позволяющую понять хоть что-то о творчестве писателя...

А что привлекало меня, когда читала Бунина лет в 13? Ну, конечно "Тёмные аллеи", "Солнечный удар", "Митина любовь")
Ведь, как ни крути, а я продукт СССР, слегка подпорченный самиздатом, правда, и прочими вольнодумными идеями. А где нам можно было взять эротизм этот, которого хотелось до невозможности?:) У Мопассана, да у Апулея, да у Сапфо с Гаврилиадой:) На этом и росли и выросли и не чужды этим идеям до сих пор:), что радует.
Потом, чуть позже. Вообще люблю перечитывать. Не всё, конечно, а избранное. И всегда вижу там нечто совершенно новое. То, на что не обратила внимания, не дошла глубина мысли, был момент настроения, ищущего подтверждения своим ассоциациям именно в этот момент. И Бунин, в этом смысле, с его "потоком памяти" и иррациональностью героев, которые живут интуицией, действуют исходя не из логики, а из чувств, инстинктов, которые сохранены в них с первобытных времён. И эта связь между поколениями прародителей, природой, очень чувственными и явственными зрительными, обонятельными, слуховыми ассоциациями. Мне это близко, очень. Понимаю эту красоту природы и разделяю бунинскую мысль о том, что человек не царь природы, а лишь один из её элементов, возможно, не самых лучших. И он полностью одинок в этом мире. И Одиночество - вечное и вселенское, как состояние человеческой души...
И часто я ловлю себя на мысли, в моменты радости, о том, что состояние это недолговечное и трагизм его в том, что оно пройдёт. Мрачненько так получается. Тут и приходит эта пара любви и смерти. Которой Бунин боялся. Не верил ни в каких богов. Однако, книга, которая осталась лежать на кровати после его смерти, была "Воскресение" Толстого. Как-то так сложилось, что воскресение).
Хотя Бунин и считался у нас таким махровым классиком. Ну, как же, первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию! Он был типичным модернистом, как оказалось. Нет у него ни крепко сбитого сюжета, нет хронологии, рассказы не закончены, нет чётко очерченных характеров героев. И вообще они неуправляемы, герои эти. Следуют не логике, а каким-то вечным и нам не известным законом. И сами не могут объяснить и понять, что же с ними происходит. И ещё. Нет у Бунина осуждения поступкам героев. Собственно, это и вытекает из принятия этого "вечного" закона. И конкретная жизнь - она не нравственна, или безнравственна. Она - просто жизнь. Я говорю именно об его отношению, как литератора, к своим героям. То есть, если граф Толстой, начинает читать нам морали и вполне плоско прямолинеен в своих оценках и жесток по отношению к ним, достаточно, то у Бунина этого и нет совсем.
Тут я вспоминаю, как раз "Крейцерову сонату" Льва Николаевича, кстати, люблю её очень и "Митину любовь". Тут две эти вещи кончаются смертью из-за любви. Но, трудно мне передать это ощущение тяжести и ужаса о загубленной душе жены этого Позднышева и самоубийства Мити, которое, как ни странно, не поднимает в душе ничего тёмного и безисходного. Надо, конечно смотреть Текст. Так не объяснить словами. Это надо почувствовать и пережить. И не все это могут понять, ибо судим мы о страстях чужих, по своим собственным...
Я невольно сравниваю Бунина с Марселем Прустом. Ведь пишут они, казалось бы об одном. Поток воспоминаний размытых, бессюжетных, тема старения, утрат, смерти, грусть по уходящему аристократизму и идеализация дворянских усадеб, преображение обыденных вещей в загадочно-прекрасные... ироничность, которая часто идёт вслед за разочарованиями и утраты веры. Но Пруст - европеец. Он слегка напоминает мне счетовода, мастерски описывающего эти вещи, более рационального. Я, кстати, с трудом его читаю. Суховат. Как цифровая фотография. А Бунин - проживает эту "чувственность бытия". И можно ощутить саму душу вещей сквозь их внешнее обрамление. Он многомернее и подвижнее.
И напоследок, я скажу). Есть небольшой рассказ, датированный 1925 годом. "Ночь". Если хотите понять о чём писал Бунин, надо прочитать именно его. "О чём я думал?Но неважно о чём именно думал я, - важно моё думанье, действие совершенно для меня непостижимое, а ещё важнее и непостижимее - моё думанье об этом, думанье и о том, что "я ничего не понимаю ни в себе, ни в мире" и в то же время понимаю своё непонимание, понимаю свою потерянность среди этой ночи и вот этого колдовского журчания, не то живого, не то мёртвого, не то бессмысленного, не то говорящего мне что-то самое сокровенное и самое нужное."

Tags: о нас
Subscribe

  • Времена года. Летние закаты.

    Закатное. Есть же фанаты этого действа природы. Впадают в транс при виде расплавленного светила, покидающего одно полушарие, чтоб осветить…

  • Прошлогодний должок.

    Вот ведь! Приходят на почту сообщения о "вашей статистике". А ведь не заглядывала сюда давным давно. Хотя, по традиции, лента друзей так и…

  • Без снега

    Вышла сегодня в леса. И отсутствие снега вовсе не помеха для зимнего настроения. Хотя бы в фотографиях. Ведь при определённых умениях, лето легко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Времена года. Летние закаты.

    Закатное. Есть же фанаты этого действа природы. Впадают в транс при виде расплавленного светила, покидающего одно полушарие, чтоб осветить…

  • Прошлогодний должок.

    Вот ведь! Приходят на почту сообщения о "вашей статистике". А ведь не заглядывала сюда давным давно. Хотя, по традиции, лента друзей так и…

  • Без снега

    Вышла сегодня в леса. И отсутствие снега вовсе не помеха для зимнего настроения. Хотя бы в фотографиях. Ведь при определённых умениях, лето легко…