Previous Entry Share Next Entry
Такой вот "злой" и "неприятный" во всех отношениях Художник. Но я его люблю.
артишок
artischok
2002-514
Я же обещала дописать о Борисе Григорьеве. Сидела и думала, как подступиться к этому. Какие слова подобрать. И поняла, что никаких своих слов подбирать не буду. Глупо всё это достаточно пытаться навязать своё представление о том, что хотел написать художник, творя картину. Скорее всего, он имел в виду совершенно третье, а не то, что написали критики. Так часто бывает в жизни. Понимают тебя совсем не так. Вот и нечего голову морочить! Пусть Мастер говорит своими собственными словами. Пусть письма его письма скажут сами за себя. И картины. Они говорят без слов. Ты, или чувствуешь, что хотел сказать Художник и погружаешься в его мысли и фантазии и видение мира. Или. Это оставляет тебя равнодушным. И объяснить это невозможно. Как любовь и смерть. Они не поддаются объяснению.

"Сдвиг, пропуск, ироническая гипербола делают линию мудрой. Линия самое минимальное средство в руках художника. Вот почему она требует и “культуры” глаза и изобразительной воли.
Линия есть ближайший и скорейший изобразительный способ в творчестве."
arts-graphics-2007_1178510a

2.III.931
"Дорогая Мария Дмитриевна,
Очень вас люблю, пожалуй, так еще никого не любил. Вы гневаетесь, а я этого заслужил. Одна к Вам просьба: никогда и ничему не верьте мне. То, что со мной приключилось, – такое, что вздернуло меня на дыбы, подняло во мне зверя; ведь в каждом из русских людей этот зверь таится, а я ведь тоже русский, и даже на все пятьдесят сотых... и когда этот зверь приласкан, то и рычания не слышно. Никогда, ни одной минуты, я не отдал бы Россию за всю Европу, и то благословенное, что в нас есть, – поистине грандиозно. Чистилище, которое мы проходим, уже делает нас лучше других, лучше европейцев: нам суждено учиться; учились двести лет у европейцев, а теперь вот учимся такому, чего никто не знает еще, а то, что приобретаем, – свое подлинное. Отсюда и начнем наше, но без нас – изолгавшихся варваров. Вот она, переоценка всех ценностей – думали, что хороши, – оказалось, надо начинать сначала. Только вот я не могу понять тех «вельмож», кому так плохо приходится; кто так терпелив, из Ваших примеров, вовсе не достоин ни сожаления, ни участия. Я бы дал этим людям оружие, чтобы сами прикончили себя, ибо в их упорстве вижу не обновление, а все ту же к себе любовь и благоговение. Эти люди не стали и не станут лучше; а попади к ним «палка», они тотчас же сделаются «капралами» на старый манер. Слишком много этого еще элемента живет в Европе; они-то мне и мешают у иностранцев; они-то и доносят на меня, и портят мне и мне подобным.
Я обожаю русский народ: мужика, труженика, артиста, для него бы жить хотел подле, да вот, все «капралы» мешают; прежде белые или вернее – черные, а сейчас – красные. Всегда только евреи выручали, хоть и обижали они же, и как обижали несправедливо, пристрастно – мстя искусству русскому за политику русскую!
Я никому столь откровенно не писал всего этого, а вот вам пишу. Зачем? Сам не знаю.
Читал эти дни «Единая-Неделимая»1 – красиво, и опять понял, что только русскую книгу буду читать. И никогда, ни одной книги не прочту европейской! Услышав о ней, я уже начинаю ее презирать – эту европейскую книгу; то же со всеми другими делами. Ведь браня Россию, браню и себя самого, и тех, кто еще более повинен в потере родины. Когда я думаю (а я почти стараюсь не думать) о реке Мсте, о русском лесе, о том, какая там трава, грибы и какой запах от земли – то я падаю в обморок...
Отчего это? Конечно, от любви, а не от ненависти; да я и не ненавижу все это, но если люблю, то настоящей любовью. Все это Вы знаете, зачем писать о том, что потеряно, и так глупо, так невозвратимо. Но я стал лучше от этой потери, и если б теперь увидел Россию, наверное, был бы счастлив и весел. Ведь и мизантропия моя вся от тоски в гостях, да еще в гостях, не будучи прошенным. Вот что тяжело. От того и из рук все валится, мысль скользит, ничего не надо; ведь миллионы франков прошли сквозь мои пальцы, а где же они? Я с ненавистью к этим дрянным деньгам разбрасывал их, сорил ими. И опять эти деньги явятся во множестве, знаю; но опять растеряю все с отвращением. Жене моей все равно, где жить, а мне вот досадно жить подолгу где-то...
А Вы этого и не знали? Стыдно мне было присоединить себя к эмиграции (не уважал я именно ее), но вот – делаю перед вами, чтобы и сказать до конца правду мою.
Люблю я только Россию – ее же и ненавижу за людей, за климат, за звериное начало. Но запах ее люблю, но искусство ее, музыку и слово. И Вас в ней люблю! И больше всего ненавижу самого себя!
10538_a_block1_pic


Это письмо я не могла пропустить. Оно выражает целиком и полностью все чувства, владеющие художником. Письмо это адресовано баронессе Врангель. С которой Борис Григорьев переписывался 2 года, но потом, по настоянию баронессы, переписка была прекращена. Почему? Комментаторы приводят несколько причин. Для нас это не так важно. А важно то, что тут художник раскрылся полностью. Беда в том, что архив художника не сохранился. После смерти его сынв в 2001 году вилла "Бориселла" была снесена. А письма, большое литературное наследие, стихи, заметки - всё это куда-то исчезло. Может быть, всё это хранится у какого-нибудь антиквара и возникнет совершенно неожиданно, а, может, и нет.
Переписка велась обширная. Очень интересные письма к Замятину. Они сохранились благодаря его жене, которая, после смерти писателя все силы приложила для публикации его эпистолярного наследия. В том числе и письма Григорьева. В них много интересного. Но их все надо читать, как отдельную повесть. Всё это сейчас доступно вполне. За творчество Бориса Дмитриевича взялись всерьёз и наверняка откроют ещё многое из его литературного наследия.
Сейчас ещё одно письмо баронессе.

Borisella

[Письмо без даты, на бланке Ecole de Boris Grigoriev. На полях: Простите меня за эту бумагу, другая вся вышла, а сам я не выхожу никуда. Скоро в Париж.]

Дорогая баронесса, так по порядку и начнем. Рад получить от Добужинского1 письмо, я ему так и не написал; хотел заглянуть в Ваши письма, где есть адрес его, да не захотелось вдруг, очень Вы меня браните, поучаете, а временами просто высмеиваете, и все это делаете «на Вашу же пользу».

Но дальше, до людского «самолюбия» мне, право, нет дела, ибо и свое самолюбие, похожее на то, что Вы думаете, я давным-давно искоренил в себе. В том-то и беда, что мне не хочется никак быть с людьми: ни плохими, ни хорошими, да и вообще с ними быть не хочется. Ну а то, что я «ищу людей», за что Вы меня готовы сейчас же осмеять, это и значит, что искания, мне вообще свойственные очень, должны же навести меня хотя бы на след, оставленный настоящим человеком. Я именно такого человека и ищу, и такой человек всегда в единственном числе пребывает, вот почему «люди» мне не нравятся и их множество наводит на меня скуку и омерзение. Вы считаете меня, по моим письмам, за анархиста; помилуйте, это уж целая партия, толпа каких-то обездоленных и недовольных своей судьбой людишек. Но можно ли так браниться? И не Юпитер я громовержец, потому что даже главой партии не хотел бы стать, а относительно моей «беспомощности» я как-нибудь Вам расскажу, как, например, высаживаясь в New-York-е с 18 долларами на берег, отправлялся в лучший отель и до первой субботы успевал заплатить по счетам, принимая у себя почтеннейших миллионерш и всякую прочую шантрапу американскую с таким холодным лицом, как будто я и сам происхожу либо от мошенников, либо прямо из старших дворников. Моя «слабость души», я это очень и сам вижу, заключается в том, что я могу заплакать от музыки, от любви (но теперь уж от любви не заплачу) или от неожиданного внимания к себе, но не от безденежья, не от травли купленных (но не мною) критиков, министров, партий, etc... Я благодарю тогда солнце за то, что «интеллект глуп», как оно, «и работает бескорыстно». Мой интеллект, скажем, да и всякий. Я благодарю каждого человека, кто отвечает на мой поклон, кто покупает мою картину; но не благодарю ни за любовь, ни за ненависть ко мне; ни мужчину, ни женщину, потому что то, что я им возвращаю в обмен, безусловно является полною расплатою. «Слабость души» моей не может быть подмечена людьми ни в какой мере, простодушие и великодушие еще не есть признаки ни панибрата, ни робости, ни равенства.

В Марселе, работая над «Boui-Bouis», я проводил мои часы в порту в злой лихорадке; фонарь уличный освещал мой мольберт, чаще лучи света из кабачков и кофеен; я не имел денег на обеды, но жил в хорошем отеле, где, наконец, совсем заболел. Через полторы суток, не выходя и лежа в постели, никого не вызывая звонками, я наконец очнулся в жару и приказал подать мне стакан коньяку. Лакей принес мне коньяк, принес, кстати, счет за неделю, и так он сказал: «Вы очень больны, потрудитесь уплатить по счету, а то умрете и хозяин потерпит убыток». Я даже не написал жене и тем, кто меня снарядил за гроши работать в Марселе.

«Беспомощность» моя, как видите, идет в уровень с той ничтожной долей моего Я, которую я истратил на «Boui-Bouis», – но эта доля, уверен, сильнее той ловкой хватки, с какою библейский еврей победил библейского Бога в одну библейскую ночку, где-то в дрянной Африке (которая, впрочем, сейчас нравится более всех других частей света, кроме Австралии, которую я еще не знаю).

Отклоняюсь от темы, чтобы не забыть ответить Вам на тему: Бог, власть и что-то в этом роде. Бога я давно и по всем правилам (когда мне было 14 лет и когда в первый раз меня «выгнали» из гимназии) положил на обе лопатки. Власть... если б я не видел ее представителей так вплотную, как это мне привелось, я бы еще с нею дружил из выгоды, но кроме омерзения я ничего не вынес от этих панельных трибунов.
land-of-the-people-by-boris-grigoriev

Ну какие тут ещё нужны слова? Какие домыслы вымыслы. Рассуждения критиков... Всё ясно. Я давно уже пришла к выводу, что если хочешь что-то понять в творчестве Художника, надо изучать его письма, мемуары его современников. Тогда вырабатывается свой личный взгляд на искусство. Это относится не только к Григорьеву, а ко всем творцам. То же самое относится и к истории. Если хочешь сохранить ясность мысли и создать собственное представление о ходе времён, то путь здесь один. Всё остальное. То, что нам преподают и навязывают "большие учёные", выдавая это за истину. Увы! Чаще всего истиной не является. Так, что, если не желаешь стать игрушкой в чужих, не всегда чистых руках. Путь один. Я думаю, вы уже поняли - какой.
И, как пример этому, маленькая выдержка из письма, касательно портрета Рериха:)

Когда я вглядывался в лицо Рёриха, приехавшего из Тибета и посетившего чуть ли не меня одного в Париже (за то, что я в Берлине написал о нем статью), – я тотчас же заметил у него под надбровными дугами вместо глаз человеческих двух прусаков-тараканов, на черепе его не было ни одного волоса и от носа до самого креста на груди (я уверен, этот новоиспеченный тибетец носит крест) – мочалообразная волна бороды, как у Далай ламы, – я тотчас понял, что это – Тибет, т. е. новый божок, обман, мистика и верные деньги в Америке, так ведь это и случилось. И это случилось вот почему. Рёрихи жили в New-Yorkе как всякие прочие эмигранты – на фу-фу. В маленьком atelie, однако, стоял шкаф, и двери его таинственно уже стали открываться перед первыми глупыми людьми. Вот однажды двери распахнулись перед одним милым скульптором (Дерюжинский3); он весь дрожал и меня привел – но передо мной двери не открывались... но открылась вся супруга Рёриха. Она прямо так и сказала мужу при людях: «Какой ты great man – ты просто дурак». С той поры христианнейший Рёрих поехал к буддам и ламам искать новую религию и обучаться азиатскому ремеслу мистики. Но ведь это Азия и скифы.
9085_middle

  • 1
Видел раньше его картины, но никогда не интересовался автором. Понравилось. Особенно: "Власть... если б я не видел ее представителей так вплотную, как это мне привелось, я бы еще с нею дружил из выгоды, но кроме омерзения я ничего не вынес от этих панельных трибунов."
Звучит так по современному ))

А талант. Он всегда современен) Тут ничего не убавить не прибавить. Я всё пока про него читала, уж, и не знаю, как долго:), столько всего поузнавала. А тут у нас ещё выставка Татлина открылась) Надо бечь!) Кстати, тебе, как архитектору)человеческих душ) и не только! - весьма рекомендовано)

Всенепременно воспользуюсь твоими рекомендациями ))

Воспользуйся, воспользуйся!) Все,кто ими пользуются, никогда не бывают в убытке). Проверено.

Эх! И зачем только поверил?) Теперь не смогу тебя обмануть)

Ну, как сказать) Мне ни тебя, ни кого-либо, обманывать нет резонов. Сама даже удивляюсь, как это так получилось.
Ну, зачем мне тебя обманывать??? Лучше-то я от этого не стану, не поумнею, не похорошею...и т.д. Дальше самому можно написать свои мячты:)

Утверждение поверхностное!
Сначала попробуй, потом подойди к зеркалу, потом отпишешь результат! )

О, какой же Вы злодей, всё-таки!) Нарушили все мои планы о вечернем небольшом променаде)со старыми верными боевыми товарищами!
Подошла я, по вашему совету, к зеркалу. И, что Вы думаете? Увидела там такую красоту неземную, что стала любоваться, любоваться, любоваться....
Вот, только сейчас и оторвалась от этого видения:)
Спасибо Вам, что поломали мне личную жизнь! Никогда этого Вам не прощу!!!!))))

Обманываешь - простишь!))) А - проминад ...... еще не вечер......*)))

Ясное дело - обманываю!:))) Ясное дело, что вчера неохота было из дома выходить). Погоды стоят не гулятельные.
Зато сейчас умудрилась провести антидепрессную терапию:))) Хожу вот, намеряюсь и весьма довольна покупками:) Ты же знаешь, чем нас, настоящих женщин, можно привести в хорошее расположение духа:)))

)))) Не поверишь - я сейчас сижу в подсобном помещении бутика женской одежды. За стенкой примерочные. Стенки тооонкие - гипсокартоновые. Сижу и слышу, как проходят ваши антидепрессивные примерки )))))))

Верю, верю:))) Напишешь рассказ потом) Будем все валяться).
Я, честно говоря уже вчера намерилась. Тренировка отменилась и я воспользовалась случаем), очень редко покупаю с первого раза).всё хочется... А вот сегодня уже забежала, посмотрела незамыленным взглядом и обилетила там всех:) Заодно и платьишко прихватила, по случаю Karen Miller:)

С платьишком тебя )

И с сапожками!:) И ещё кое с чем:)
А тебя - с пустым карманом, как понимаю?:)))

Я тут блин сижу - вспоминаю свою жизнь, что бы завтра развлечь вас - ЖЖ-ешников. А ты еще и прикалываешься?))
Ошиблась - я в гости заходил! Карман цел!))

А я-то думала, что тебя Лолла прогуляла слегка!:) Давай, думай, друг любезный:) с удовольствием посмотрю, что ты там наваяешь завтра) Смотри:), ты меня, ехидну, знаешь:))) Ты вообще, разленился. Как не стыдно?)
Я вместо карман прочитала Кармен:) Думаю. Ого! Всё себе женщин с экзотическими именами заводит:) Фрукт какой!:)))

Мы же только из Милана приехали. Разве после посещения Милана женщине может быть что-то еще нужно? )
Заходи - читай. Написал!))

После Милана! НИКОГДА!:))) Я забыла, просто) об этом вояже, ибо никак немогу собраться и отвалить. Дела, да этот домик строить начали:)
Прочитала. И даже написала. Молодец:)

Я уже ответил )

А я уже тоже!:))) Сейчас пойду на Татлина, наконец) Вот потихоньку собираюсь. Не знаю, где выставка. Если в Инженерном корпусе, то там снимать нельзя(, а если в самой Третьяковке, то можно. Так, что, может, вечерком покажу чего из Татлина:)

Ну что ж - до вечера.... а может лучше останешься, да сама чего нарисуешь?)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account