?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"...отдайте всю вашу жизнь искусству, и только тогда вы назовёте себя художником..." Б.Григорьев
артишок
artischok



"Чорт загадал мне родиться в этой стране с душой и талантом! Весело, нечего сказать..." из письма Пушкина жене. Можно сказать. Эпиграф.
Так, наверное, может сказать каждый талантливый человек, чей талант не нужен этой родине уродине. Да, уродине, или мачехе. Ненавидящих своих детей. Точнее, тех детей, которых она считает не своими.
Это я к чему. Была на выставке в Третьяковке, Бориса Григорьева. Вы знаете Бориса Григорьева? Нет? Правильно. Его и не надо знать совсем . Всё было сделано для того, чтобы его и не знал никто. Ни к чему это. Есть хороший художник Греков, который тачанку рисовал. Или хороший художник Бродский. В портретах Ильича сохранился. Или художник Чепцов. Портрет Фурманова. А кто это? Да и я не знаю. И Милютина не знаю. И писателя Леонова не читала. И Тихонова. И , застрелившегося Фадеева, начальника над всеми пролетарскими писателями, тоже не знаю, хотя уважаю. За то, что застрелился таки. Поздновато, правда.
Помните, я писала о Метрополисе? Идея фильма была выражена в словах - "Посредником между головой и руками, должно быть сердце".
Да. Мысль хорошая. Но, начиная с послереволюционных годов в России. Сердца и головы были безжалостно отсечены. Остались одни руки. Достаточно корявые. Два с половиной миллиона голов и сердец покинула эту скорбную страну. Кто, по своей воле, видя, что ждёт их здесь лишь смерть, и не принимая тот "новый порядок", "нового человека", "новый быт". Кто - не по своей воле. Будучи высланные, без права на возвращение в эту страну. Которую они любили. И чьими детьми они были. Невзирая ни на что. Понимали, что здесь надо многое менять. Критиковали. Пытались что-то исправить, боролись, как могли. Но, недолго. Но жили здесь. И пытались жить честно. И не потерять совесть. Любили её. Как любят свою непутёвую мать. Брошенные дети.
Начнём перечислять? Всех не смогу. Бумаги не хватит, да и перечислить всех невозможно - Кандинский , Рахманинов, Коровин, Марина Цветаева, Набоков, Анна Павлова, Замятин - моя слабость!, прекрасный писатель, у нас не оцененный, пока, надеюсь, Гончарова, Ларионов, Бунин, Набоков, Куприн, вернулся умирать на родину ,Мережковский, Гиппиус, Анненков, Леонид Андреев ,Бальмонт, Шмелёв, Судейкин, Дягилев, Нижинский, Шаляпин , Чехов, который Михаил, Александр Бенуа, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Лев Бакст. Я не говорю уж о тех, чьи имена не были на слуху. Философы, экономисты, инженеры, врачи… Имя им - легион. Огромный культурный пласт был сметён революционными преобразователями и развеян ими по всему миру. Во благо миру. Но, не этой стране.
Так. Борис Григорьев. Есть повод поговорить о нём. Личность яркая. Великолепный живописец. Покинул он эту страну в 1919 году. Вместе с женой и маленьким сыном. В одном костюме, с четырьмя полотнами свёрнутыми в трубочку. Сел в лодку и переплыл Финский залив! И очутился сначала в Германии, потом переехал во Францию. Где и умер в возрасте 53 лет. На своей вилле, неподалёку от Ниццы в 1939 году. От рака желудка.
Как говорят салонные критики. Смешно бывает, когда бываешь на вернисаже и подслушиваешь невольно разговор высокоучёных господ о живописи. То - "слишком сухая подробная, то излишне жирная", то про "кристаллические объёмы", "динамичные контуры",яркие, и "гармоничные" сочетания цветов, "искажённые перспективы", "отвращение" к персонажу... Да много всего. Слова, слова, слова...
Много прочла о Григорьеве. Одно и то же. "Злой художник." "Талант, неприятный во всех отношениях." " Его работы - просчитанное оскорбление". Странно. Какое непонимание. Нежелание ни понять , ни вникнуть. Повторение статей из интернета. Тех, которые в поисковиках, выпрыгивают первыми. Там - все эти цитаты.
У меня вообще не возникло НИ ОДНОЙ подобной ассоциации. А только то, что столкнулась с огромным талантом. Который не может лгать. Просто не может. По своей сущности. И рукой его водит не он. А, как это бывает с гениальными людьми. Кто-то. А он просто следует этому указанию. И проявляет в своих творениях чудеса прозорливости. И приоткрывает завесу, скрывающую будущее. Это даже не зависит от его желания, отношения к человеку, его пристрастий. Он, как сама кисть в руках Творца. Это, к портрету Мейерхольда относится в полной мере.




Посмотрите. Какой трагический портрет. Какой кукловод! Фантастический импровизатор. Играющий людьми-масками. Он новатор, придумывающий «новый» театр. И новых актёров. Теория «биомеханики» - его главное детище. Тело актёра должно стать для него идеальным механизмом. Человек воспринимается, как машина, «идеальный человек», отвечающий революционным теориям. Личность нивелируется. Это пережиток! Нужна группа единомышленников. Но, уже в 1916 году, когда был написан портрет. Нет никаких сомнений, что у этого человека трагическая судьба. Не ощущаете это? Этот изломанный, как будто раздавленный силуэт. И это страшная маска, на локте, повторяющая абрис профиля. Где провалы глаз и рта обведены, будто потусторонним пламенем. Экспрессия колдуна или алхимика, создающего гомункула в своей лаборатории. Да и цвета пламени и мрака…
Можно подумать, что художник ненавидит этого человека. А ведь Григорьев очень ценил талант Мейерхольда и относился к нему удивительно тепло.
Как причудливо проворачивается маховик Судьбы! Ведь в 20-м году Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпроса. В своих новаторских идеях. Действительно новаторских и талантливейших идеях, «старому» академическому театру места не было. Ему мнилось, что он руководит театральной революцией .Отныне все театры должны были называться Театры РСФСР и отличаться только порядковыми номерами. Какая-то странная организация дела по лагерному принципу. Да и играл он в комиссара, в это время. Ходил в военном, на столе у него лежал маузер). Часто так бывает, что талантливые люди – никакие не организаторы, а только портят всё дело.
Да и характер у него был – не сахар. Он был очень мнительным и подозрительным человеком, жёстким режиссёром-деспотом. Хотя, все режиссёры, наверное, должны быть деспотами. Актёры, они такие ребята, с большим количеством тараканов в голове. И я думаю, что слёз актёрских, Всеволод Эмильевич вызвал немало Иван Толстой: Мейерхольд требовал, чтобы его называли мастером.
Эрудит, он не мог не знать, что устроитель декораций, костюмов и зрелищных эффектов в средневековой европейской мистерии назывался “мастер чудес”.
Передвигался по помещениям ТИМа всегда в сопровождении целого штаба: режиссеры-ассистенты, помощники режиссера, консультанты, секретари, стенографистки, переводчицы из интуриста – был даже специальный молодой человек для “записи” спектаклей (с помощью невероятно сложной системы), с целью сохранения их для потомства в анналах истории театра. Когда рядовые актеры приглашались в кабинет для “разноса” или (теперь очень редко) для поощрения, то садиться Мастер не приглашал.
Или, взять хотя бы эту историю с уходом из театра Бабановой, Штрауха ,Яхонтова, Свердлина и группы актёров, которые не смогли вынести женскую распрю в театре, возникшую, когда первые женские роли режиссёр поручил своей горячо любимой жене. На самом деле очень возвышенное и удивительное чувство посетило его. Биографы писали, что любовь была такова, о которой слагают стихи и пишут божественную музыку. Зинаида Райх разделила трагическую смерть Мейерхольда. Любая смерть – трагедия. Но смерть мучительная, насильственная , с побоями и издевательствами, с отречением от своих убеждений, сделанных под пытками – это трагедия вселенского масштаба. Это преступление палачей. Которые уже тоже мертвы. И надеюсь, находятся в , каком там круге Ада? Не припомню. Но в том, где находятся палачи. Впрочем, сейчас возьму и посмотрю у Данте. Надеюсь, что им приуготованы вечные муки в условиях, далёких от комфорта.
Закончим с Мейерхольдом. Как обычно, хотела о Григорьеве, а ушла в другую сторону)
Но, тут уж надо дорассказать эту историю. Очень характерную. Об окончательном и бесповоротном деланье «новых людей», советских. В 1928 году, когда все пережитки НЭПа были изжиты и страна встала на лагерные рельсы по которым катились вагоны с людьми-номерами. И все «недобитые» буржуи, предатели, шпионы, агенты империализма и прочие вольнодумцы и мечтатели были взяты под строгий контроль. И всякая несогласная мысль подвергалась строгой цензуре и критике. Многие несогласные, стали потихоньку согласными. В 1934 году состоялся съезд советских писателей на котором и были полностью «закреплены» и обозначены принципы «нового» социалистического искусства. Всякий футуризм и формализм были приговорены на нём к изгнанию и уничтожению и сметению с лица земли. И попёрли новые шедевры из под пера социалистических творцов. Вот одни только названия. Можно я не буду перечислять фамилии этих писателей и поэтов? Они вам ничего не скажут, ибо забыты и ушли в прошлое. И знают их, вероятно, только филологи, да скорее всего, тоже забыли.
Рельсы гудят, По ту сторону, Бруски, Коммуна в степях, Диктатура, Два коммуниста, Пятилетка, Тяжёлый прогон, Мои коломыйки, Цемент, Гармонь, Бай и батрак, Разгро
В этом же 1934 году вышел и последний спектакль Мейерхольда. Опера «Пиковая дама» в Мариинке.
Иван Толстой: Кажущиеся уступки Мейерхольда в сезоне 36/37-го годов (постановка “Наташи” Сейфулиной и инсценировка Островского “Как заклялась сталь” под названием “Одна жизнь”) - оказались очередным вызовом властям. Оба спектакля были запрещены. Достаточно сказать, что в “Одной жизни” Мейерхольд – “вождь театрального Октября” - показал безмолвную сцену: по авансцене проходит девушка, изнасилованная взводом красноармейцев.
С 36-го года музы Мейерхольда умолкли.

В 37 году в “Правде” вышла статья Платона Керженцева “Чужой театр”, написанная под очевидным давлением сверху Сталина – Ежова.
В январе 38-го года Андрей Жданов произнес речь на первой сессии Верховного Совета ССР, в которой разнес постановку “Богатырей” Таирова и напал на ТИМ, который разбазаривает государственные деньги.
В январе 1938 года ТИМ был закрыт.
Мейерхольд оказался в жестокой опале.

Далее, всем известная история об аресте Мастера в 1939 году, семимесячные пытки и издевательства, и расстрел 2 февраля 1940 года…
Вообще, почитайте сами,кому это интересно, очень хорошую статью, где всё это изложено более подробно и полно. Людьми, которые занимаются исследованием творчества Мейерхольда. Многое становится понятным тогда и в нашем будущем тоже, как ни печально…
Про Григорьева я ещё напишу.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1959165.html

  • 1
Очень интересно, спасибо.

Умница:) Если справилась) Ты почитай по ссылке, там интересно. Просто, Мейерхольд - герой не моего романа, но объективно, надо отдать ему должное.

  • 1