?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Как вообразить, смотря немое кино, то, чего нет. Фильм Фрица Ланга "Метрополис"
артишок
artischok
Такая ерунда у меня сегодня случилась. Села написать об одном приятном событии, захотела отобрать фотографии, которые сделала, чтобы их в комп загрузить с карты. Я, обычно их копирую, а потом и вкладываю в папку. А тут, что-то на меня нашло, взяла и вырезала и вроде бы вставила... Вставить-то, вставила, да только папка эта пустой оказалась. Обидно то, что это был последний сеанс в этих приятных интерьерах.
Есть на Винзаводе в Москве этот замечательный кинотеатр, который работает летом. И фильмы показывают там необычные. А 20 сентября там показывали фильм Фрица Ланга. Метрополис. Фильм известнейший. Но валялся он, в разных неполных копиях по всем музеям мира. И смотрели и учились по нему режиссёры операторы, в слегка сокращённых вариантах. А тут в Буэнос Айресе, вдруг обнаружили плёнку почти целиком. Обратились к немцам. Те стали её цифровать, приводить в порядок. Потом стали возить фильм по всему миру. К нам это всё приехало на один день. Да мало того. В сопровождении норвежских, финских и наших музыкантов. Эх, как жаль! Что всё пропало у меня растяпы. И музыканты и публика и вообще симпатичные люди.
Фильм, конечно, вызывает уважение. Он, как 85 летний старик. Который похож где-то на ребёнка в своём фантастическом восприятии действительности. И на самого себя. Прожившего большую жизнь и обогащённого опытом. Он чуть наивный. Но прозорливый. Ему дано заглянуть в будущее. И живёт он прошлым. И памятью. И он понимает, что нынешние люди в своих действиях и поступках руководствуются тем же, чем руководствовались многие поколения прожившие свои жизни в этом пространстве.
А что здесь главное? На этой земле.Какие силы движут нами? Как-то я прочла у одного хорошего человека одну восточную притчу. Суть была в том, что один правитель задал вопрос мудрецам о том, что же правит миром. Причём, ответ должен был быть выражен одним словом. Стали носить ему горы премудростей. Аристотелей, Кастанед всяких, целые тома напринесли... Но, капризный был правитель, ничего его не устраивало. Желал он премудрость, выраженную одним словом. Иначе - секир башка! И - дождался! И слово это было - Страх.
Сначала я удивилась. Как же так? Страх - разве это созидатель? Разве он движет прогресс? Разве не Любовь является главной правительницей? Каким-то несправедливым мне это показалось).
А потом призадумалась и стало мне страшно. Страшно потому, что рождаемся мы уже с тем, чтобы умереть. Причём не только страх физической смерти присущ нам, но и, ещё более страшный. О том, что ждёт нас за порогом существования на этом свете. Будут ли прощены нам те ошибки, которые мы совершили в этой жизни, в другой жизни? И, если нет, то какие мучения будут впереди. Это, конечно тот страх, который присущ каждому человеку. Вероятно, он появился у Адама и Евы, когда они съели яблоко, любезно предложенное любопытной женщине, обольщённой змеем. И заключалось в нём многие познания и соблазны и скорби.
17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда вкусишь от него, смертию умрёшь. Бытие
Но страхи менее фундаментальные довлеют над нами. Что толку говорить о них. Все они присущи нам. Каждый сам знает, с какими драконами мы ежедневно сражаемся. И, как лягушка, попавшая в молоко, взбиваем лапками его в сметану, чтобы можно было выбраться).
Если вернуться к немому кино. Тут я вспоминаю Дзигу Вертова. Его "Человек с киноаппаратом", вошёл в список документальных фильмов "изменивших мир". Это был режиссёр авангардист. Который создавал новое искусство. Вот небольшая цитата из манифеста "киноков". Сообщества операторов, режиссёров, фотографов, художников, созданное Вертовым в 1922 году. " Наш путь от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенному электрическому человеку...". Ещё. 1926 год. "Механический балет" - балет машин, тракторов, паровозов, рычагов, вращающихся колёс, клапанов, паровых машин - идеальный мир совершенных машин...

Идея, витавшая в воздухе. В Европе, пережившей катаклизмы мировой войны и революций, разруху, голод и ломку всех представлений о человеке и его месте в этом мире. Я уж не буду расширяться до всего мира. В мире вообще, редко когда бывает спокойно. Ограничемся старушкой Европой. Она нам поближе)
Есть приметы народные о всяческих явлениях, наблюдая за которыми, можно предсказать резкую смену погоды. Например, по дыму от костра, если его начинает размётывать в разные стороны, можно предсказать, что день будет ненастный и с дождём, пчёлы собираются в кучку и стремительно летят к своему улею, муравьи начинают суетиться и прятать свои куколки глубже в недра муравейника, раки выползают из рек и озёр...
И вот глядя в начало прошлого века, на фантастический выплеск потрясающего новаторского искусства, литературы, философии, новых научных идей, приходит в голову мысль о предчувствии затяжной непогоды. Будто творцы этих прекрасных творений стремились, как лососи, поднимающиеся на нерест, отложить, как можно больше икры, для того, чтобы жизнь не остановилась в своём развитии, даже ценой своей жизни. Естественна, икра эта - чистая метафора. Было бы странно видеть Зинаиду Гиппиус, например, мечущую икру), или большого Поэта Ахматову... Хотя Ахматова породила, помимо прекрасных стихов, и прекрасного мыслителя Л.Н. Гумилёва. Среди всего прочего, он прекрасно охарактеризовал народы - "антропофауна" - человеческое зверьё, по нашему. Тут такая мысль, что в природе нет, самого по себе, понятие "хорошо", или "плохо". У неё - свои законы. Мы, люди, как биологические сущности, принадлежим ей всецело. Отдельный человек может поступать хорошо, или плохо. А этнос - нет. Что русскому хорошо, то немцу смерть! Народная мудрость)
Вообще, у меня постоянно возникает желание сравнить пути развития истории России и истории Германии, до Второй мировой войны. До боли общие идеи. До боли знакомый взлёт. И падение. Искоренение всех идей, прогрессивных, и их носителей, людей нового искусства и культуры. Выдворение их из стран,где они творили. Это, в лучшем случае. Или, физическое уничтожение в концлагерях и тюрьмах. До боли знакомые узурпаторы, захватившие власть и принёсшие народам Европы, да что там Европы, всего мира. Один - недоучившийся семинарист, другой - недоучившийся художник... Они взяли на себя функцию творцов нового мира, людей, искусства. И искоренили всё непонятное и вредное. Заменив истинные творения на пропагандистские листовки, никчёмные романы, помпезные марши, сочащиеся ядом журнальные статьи, вызывающие тошноту глянцевые комедии...


"Там, где жгут книги, будут жечь и людей" 1834г. Гейне. Его, кстати, тоже сожгли, в Берлине, в 1933 году, вместе с 94 немецкими и 37 иностранными авторами. Среди них Т.Манн, Фейхтвангер, Брехт, Ремарк, Цвейг, Костнер, Маяковский,Горький, Эйнштейн. Занятно, что этим занялись студенты университетов Германии, студенческие союзы, так сказать. Мне тут вспомнилось аутодафе совершённое уже в наше время в Москве. Тут попалась мне такая информация и я, честно сказать , глазам своим не поверила. Ладно уж, что говорить о молодцах из союза православных хоругвеносцах, которые сожгли на Берсеневской набережной, в 2008 году книги писателей Сорокина, Радзинского и В. Соловьёва! У нашистов, которые топили того же Сорокина в унитазе, рядом с Большим театром, видимо посильнее поставлена идеологическая работа. И жечь им запретили), чтобы не вызывать ненужных ассоциаций.
Но, что вот церковные прелаты, славящиеся своей высокой образованностью, будут сжигать во дворе храма книги Толстого, Рериха, Владимира Соловьёва, о.Сергея Булгакова, о.Павла Флоренского!
http://www.liveinternet.ru/users/crying_in_the_night/post131462133/

Опять отвлеклась). Пишем же о Метрополисе. Представлен город. Наверху живут хозяева жизни, проводящие свои дни во всевозможных праздниках, спортивных забавах и развлечениях. Внизу, под землёй - город рабо-в-чих. Смена длится 10 часов. Путь наверх невозможен. Сын Правителя города Фредерсона случайно видит девушку Марию из "нижнего" города. Ну, ясное дело, что влюбляется и в его, кстати, до этого безмятежную жизнь, врывается Страх, о котором и было сказано уже. Страх потерять эту прекрасную незнакомку. А она в авторитете у рабочих. Что-то вроде святой проповедницы, сдерживающей их стремления пойти и всё поделить, ну, Шарикова, все помнят)Девиз фильма - Посредником между головой и руками должно быть сердце. Этот сын Головы - Фредер, как бы и выполняет роль Сердца-посредника между рабочими -руками и отцом.Тут припутываются всевозможные злые козни безумного маньяка-учёного Ротванга, который изобрёл электрическую женщину, дав ей черты Марии, чем и вводит в заблуждение простодушных рабочих, которые по первому щелчку лжемарии, бросаются крушить все премудрые машины. И остановит их не может ничто. Под конец они сжигают на костре свою лжемарию, а когда видят, что она и не собирается гореть вовсе даже, впадают, как это принято, в полную прострацию и совершенно не соображают, кого же им бечь крушить дальше. Кстати, большевики, в своё время, очень ловко воспользовались подобной, вполне хрестоматийной ситуацией). Среди всеобщего хаоса, спасения детей (Марией и Фредером)из затопленного нижнего города и взрывов машин, (Очень сильные кадры, для 1926 года. Видно, что многие режиссёры учились по этому фильму, разбирая его по кадрам)когда кажется, что ничто не может привести в чувство озверевшую толпу, их останавливают слова служителя Главной машины. Всё очень просто. Он говорит:" И чего вы добились, машины сломаны, вам негде будет работать, дома затоплены и вы даже не знаете, где ваши дети!" И правда. Тут боевой дух толпы сменяется глубочайшим унынием и они, бедняги, опять не знают, что же им теперь делать и готовы идти за ЛЮБЫМ, кто укажет им выход из этой преидиотской ситуации). Вот такая психология. Там ещё, среди всего этого безобразия схватка безумца-учёного за Марию и явление Головы-Фредерикса в "нижний" мир. И руководит им опять Страх за единственного сына.
В общем, конец фильма ненадолго внушает оптимизм. Голова и руки примирились, сердце заняло своё законное место. И все пошли трудиться и полный хэппи энд)
Вот такая занятная картина, о которой я и хотела рассказать. Советую посмотреть. Может быть, кто-то и увидит в ней ещё какие-нибудь неожиданные, но вполне знакомые нам вещи.
Ещё несколько кадров.









Картинок этих ещё очень много здесь, посмотрите, изумительная красавица-актриса, да и вообще все типажи подобраны так хорошо, что даже титры и не требовалось читать. Всё итак было понятно), ещё даже и интересней. Текст можно было придумать самой, что я и сделала:)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%83%20%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81&rpt=simage&img_url=pics.livejournal.com%2Fkinouho%2Fpic%2F001wz47r&p=14

  • 1
а внизу надо полагать энта Мария и есть, ну или её аналоговая (виноват не было ещё) электрическая копия, тогда конечно, тогда не влюбиться было конечно не возможно.

Понравилась?) Мне - тоже! Могла бы, конечно, открыть одну тайну, но это будет нескромно, с моей стороны)))

У нас есть мастера, которые могут востановить стёртые в фотоаппарата фотографии. Поинтересуйся. Там кажется есть внутрення память

Да ладно. Не такой уж я великий фотограф, чтобы плакать об утраченных 10 снимках) Новые сделаю. Обидно то, что сняла те кадры, которые в душу запали. А в картинках этих одно и тоже повторяется. Ну, ничего. Главное, что картина, более менее ясная)

(Deleted comment)
Нет, не смотрела(, но кажется, мне бы понравился его язык. только два фильма. Хотя, это понятно. Смотрю, Норштейн о нём отзывается, а, если он отзывается, то есть зачем.
И сейчас молчит, как понимаю, уже 10 лет. Чем же он занимается.
Я вообще, фильмов крайне мало смотрю. Я кино не очень люблю. Сложно выбрать сейчас что-либо достойное. А цифровую мертвечину вообще смотреть не хочется:)

(Deleted comment)
Ну да:) Сюжет более менее ясен уже сначала) Если только визуальный ряд привлечёт, или какая-то сверхгениальная игра актёров... А потом я начинаю отвлекаться и вкладывать в это кино совершенно посторонние, не присущие ему мысли), тем самым его ценность, как нечто нового, для меня пропадает) Но, это только с теми фильмами, которые зацепили) Они уже становятся моими) Вот такая экспансия. И полное нарушение авторских прав:)

  • 1