?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Вечор поздно, из лесочку"... закончим веселиться в Кусково.
артишок
artischok
Надо закончить кусковскую историю. О любви крепостной актрисы и графа Шереметева.



Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен“,— написал в одном из писем друзьям Николай после того, как увидел Прасковью.

Ссылок на эти романтические обстоятельства нашлось премного, не менее четырёх миллионов, как вещает достопочтенный Яндекс. Я почему то смотрю все русские истории в яндексах, а всякую иноземную информацию черпаю в гуглах.
Но это вопрос привычки, не более.

На четыре миллиона  умилений попался один довольно критический текст, трактующий всем известные обстоятельства морганатической связи графа несколько под иным углом. Представьте, этот имярек, единственный практически, пишет что Прасковья Жемчугова была дурна собой. И слегка похорошела она лишь после знакомства с графом. Более того, после её смерти Николай Петрович быстро утешился в объятиях актрис... Но дело не в этом - утешился так утешился. Тут вопрос иной.

Хорошо, была некрасива, утверждает автор.  А кто говорит, что пресловутые амуровы стрелы поражают только красавцев и красавиц?
Давайте ка обратимся к более свежим примерам "солнечного удара". Призовём Ивана Алексеевича Бунина.
Вот цитата из "Грамматики любви":
Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца- прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки...

Вот так и получилось. Страсть, вспыхнувшая неожиданно,  угасла  не скоро, а воплотилась в длительные отношения, увенчавшиеся браком. Притом, мне кажется странным, что Н.П. дал вольную своей крепостной лишь через девять лет совместной жизни. Опасался, что блестящая актриса предпочтёт его более знатному поклоннику? Был не уверен в её чувствах? Понял ли, что характер у неё сильнее и обойдётся и без его опеки? Все эти "крепостные" зверства, которыми нас потчевали в советских учебниках, не так уж и достоверны. Нам забывали рассказать о дворянах, дававших вольную целым деревням. И кто способен был строить свою жизнь свободно, тот  использовал эту возможность. Ничего не изменилось и сейчас. Все мы, в той или иной степени, крепостные. Только хозяин - в погонах...

Желание видеть матерью наследника именно  эту женщину, заставило графа решиться на заключение  брака , что и было сделано без  лишней огласки в церкви Симеона Столпника  на Поварской.

Представьте себе разбитые надежды великосветских красавиц. Какие богатства уплывали из их рук!
Но, прежде надо было получить разрешение от государя. Цари блюли ценный генофонд аристократии и жениться на простолюдинке никакой граф позволить себе не мог. Высочайшее разрешение было дано Павлом I после того, как были изготовлены документы о дворянском происхождении Прасковьи Ивановны Ковалевской. (По представленной легенде, её предок попал к Шереметевым в Смутные времена, да так и остался служить графскому роду)

Мда... бог с этими трогательными историями. Незачем пересказывать тысячу раз сказанное. Хочется какой-то живости, отойти от унылых шаблонов парадных биографиий. Всё это, как отфотошопленные фотографии, где все хороши до невозможности, но гляда на них, вполне можно затеять игру - найди десять отличий.



Понравилась вот такая версия знакомства и солнечного удара, поразившего графа Николая Петровича Ш. Согласитесь, что так может случится с каждым.

Вот текст песни, написанной Прасковьей Жемчуговой. Так гласит народная молва, не могу утверждать и опровергнуть не могу. Учитывая привилегированное положение Прасковьи Жемчуговой, маловероятно, что она пасла коров.  С самого  детства  дни её были заполнены всевозможными штудиями - изучением иностранных языков, вокалом, игрой на музыкальных инструментах, сценическим движением, танцами...

Однако песня пользовалась огромной популярностью. Песня-мечта, дающая надежду.

Вот что пишет русский филолог-славист,  издатель сборников по фольклору П. А. Бессонов в 70-е годы XIX века : «Не было русского уголка, где бы ее не знали преимущественно между дворовыми, мещанами, купечеством, чиновниками, вообще в среднем классе, а отчасти и в высшем, кто только из него любил и любит песню. Из этой массы… нам положительно не случалось встречать человека, который бы не был знаком с песнью хоть в отрывках».

Вот и текст. Точнее, одна из версий. Существует их  более десяти вариантов. Он занятный и едва ли всё это соответствует реальным обстоятельством знакомства. Но он  милый. Кстати, граф запрещал исполнять эту песню . Он хотел стереть память о происхождении своей обожаемой супруги. И этот опус был представлен широкой публике лишь 1818 году. Через двенадцать лет после смерти графа Николая Петровича...

Вечор поздно, из лесочку Я коров домой гнала. Лишь спустилась к ручеёчку Возле нашего села: Вижу — барин едет с поля, Две собачки впереди, Поравнявшися со мною, Он приветливо сказал: «Здравствуй, милая красотка, Из какого ты села?» — Вашей милости крестьянка,— Отвечала ему я. «Не тебя ли, моя радость, Егор за сына просил? Он тебя совсем не стоит, Не к тому ты рождена: Ты родилася крестьянкой, Завтра будешь госпожа!» — Вы, голубушки, подружки, Посоветуйте вы мне! — А подружки усмехнулись: «Его воля. Его власть!»

Приятно, что в Кусково можно встретить сейчас молодожёнов. Не берусь утверждать,  знают ли  они эту историю любви, или их привлекает архитектура старинных зданий и красоты регулярного парка. В любом случае,  это место сохранило удивительную атмосферу красоты и гармонии, где можно очутиться в иной реальности... пусть ненадолго.



Не правда ли, что  эти декорации гораздо уместнее для семейного архива, нежели фотосессии на фоне могил неизвестных солдат или на фоне военной техники - такое тоже случается. Но стоит ли торопить события? Вечные огни могут запылать в любой момент. Не проще ли насладиться  настоящим?