?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Веселиться, как кому угодно, в Кусково
артишок
artischok
В Кусково царит необычная атмосфера. Усадьба будто наполнена духами прошлой жизни.

Парку, дворцу, пруду, всем итальянским, голландским домикам, оранжереям есть что вспомнить, если поверить в наличие памяти у предметов, которые принято считать неодушевлёнными. Я кстати, верю. Не потому ли, прогуливаясь в парке, сознание порождает видения трёхсотлетней давности.
Странно это и заманчиво, побывать на грандиозных празднествах графа Шереметьева с участием императрицы Екатерины II... такое можно увидеть теперь только в кино. И не сомневайтесь даже - там всё напутают, как это принято сейчас, обрядят артистов в неправильное платье, будут стрелять из пушек не того формата, построят корабли из фанеры, а бутафорию из полипропилена сделают безыскусные мастера. И тот сервиз на 60 персон из чистого золота, на котором едала матушка Екатерина, часто гостившая в Кусково, будет выглядеть как угодно, только не так как надо. Кто виноват? Да конечно же, нынешнее невежество, отсутствие грамотных редакторов, сценаристов и консультантов-историков.



В хорошем фильме надо создать образ эпохи, а детали только помогут зрителю стать соучастником действа. Но где эти режиссёры ныне? Брюзжу я по-старчески, вспоминая мельком увиденный эпизод очередной поделки из жизни царя Бориса. А ведь учился же этот режиссёр-имярек в институтах вгиках, где показывали ему фильм большого художника Эйзенштейна "Иван Грозный". Вот где мурашки пробирают зрителя, вот где корчится от ужаса он, вот где может он возблагодарит всех богов, позволивших ему не родиться в то героическое для Отечества время под управлением "талантливого менеджера", как принято выражаться в наше время.


Как ни странно, в усадьбе Кусково чудесным образом сохранился дух старых времён. Возможно, что парк, где ещё живы деревья, посаженные в конце XVIII, бережёт его. И память этих деревьев простодушна и чиста. Не довелось им читать им учебники истории...
Хотя свидетелями и были.




Видели войну 1812 года и французского маршала Нея, расположившегося со своим штабом во дворце.

Видели разграбление имения после смерти графа Николая Петровича Шереметьева. Опекуны воспользовавшись юным возрастом наследника, много ценного порастащили из дворца. Интересно читать архивные записи села Кусково, где подробно перечислены ящики, сундуки, редкие книги, портреты и прочее имущество, отправленное в отдалённое имение для сохранности. И тот же реестрик от 1813 года, где при перечислении предметов, напротив стоит - не оказалось. Ну вот, как-то так:
"Щитъ старинный булатный, насѣченъ золотомъ и серебромъ и убранъ бирюзами и яхонтами, не оказалось."

Видели фейерверки и грандиозные праздники, устроенные старым графом. Очевидцы пишут, что в имении собиралось до пятидесяти тысяч гуляющих. И конечно, триста лет назад оно выглядело совсем не так, как сегодня. Трудно представить себе все затеи, устроенные на двадцати двух десятинах земли. В саду было семнадцать прудов, карусели, гондолы, на манер венецианских, руины, гроты, китайские домики, каскады, водопады, фонтаны, подъёмные мосты.
При въезде в Кусково со стороны Перова стоял деревянный столб с надписью, приглашавшей посетителей "веселиться, как кому угодно, в доме и в саду"



Но что там горевать о всяких мечах да сервизах, когда Кусково славно вовсе не этой рухлядью, а одной из самых романтических любовных историй.
Театр старого графа был великолепен и затмевал тогдашний московский. Три яруса лож и авансцена были отделаны со всей роскошью и спроектированы итальянским архитектором по последней театральной моде. Вот тут то и развернулась история любви графа Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой. Крепостной актрисы.