artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Categories:

Московские истории никак не кончаются.

Продолжу прогулки по Москве. Я остановилась на Арбатской площади, где и состоялась лёгкая и непринуждённая беседа с москвичом довольно преклонных лет. В этой части он исчезнет из повествования, но кое-что из рассказанного им, оказалось полезным. Узнав, что мой нечаянный собеседник вовсе не искусствовед, а нотариус, мне стало понятно, каким загадочным образом удалось угнездиться ему, со всем своим скарбом, в тихом арбатском переулке. Но виду я не подала и мы продолжили беседу о конструктивизме и не только.

Дом «Моссельпрома» с виду был крепок и пока стоял на своём месте. Каждый дом имеет свою историю — не древностью постройки, так именем архитектора, местом, на котором построен, а если он с виду прост, то покопавшись можно найти в недрах его интересную историю жильцов, а то и царские червонцы под полом.

Наша история интересна прежде всего тем, что проектировал здание довольно странный архитектор - Николай Струков. Странность была в том, что не одна возведённая им постройка разваливалась. Мистическая история, достойная отдельной повести... Впрочем, ничего мистического… Обычное российское воровство, левые подряды, «гнилое суконце», криворукие рабочие, известное «авось». Это предположение, но к этому можно прибавить мнение экспертов — плохо произведённые инженерные расчёты. Архитектор обращал внимание больше на красоту формы, пренебрегая крепостью скелета.

Однажды ночью рухнула стена и этого дома. Хорошо, что только одна! Завалила весь Калашный переулок, этажей то было пять, и только по счастливой случайности никто не пострадал.

Строить дом начали ещё при царизме, а довели до ума при большевизме. И дом получился необычным за счёт шестигранной зубчатой башенки, спроектированной профессором ВХУТЕМАСа А.Ф.Лолейтом. Этот конструктивистский элемент и увенчал модернистское строение. Случилось это в 1925 и тотчас же в здание заселилась прогрессивная контора под названием Моссельпром.

Вот тут я задумалась, стоит ли сейчас рассказывать об этом, воистину грандиозном проекте — потребкооперации и решила, что это тема особая, требующая отдельного разговора. Отложим на время и сосредоточимся не на внутренней жизни дома, а лишь о его экстерьере.

Моссельпром надо было срочно заселяться, а на облицовку дома средств не было, он выглядел вовсе не комильфо. Просто оштукатуренный и вовсе не соответствующий тому высокому положению, которое уже занимал огромный холдинг. Вполне можно применить это определение, ведь структура организации была устроена именно так.

Поскольку руководили Моссельпромом люди весьма талантливые и прозорливые, они нашли гениальный ход - сделать дом одним большим рекламным объектом. А кому поручить? Ну конечно же Родченко и Маяковскому: «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский»,— так говорил этот Заратустра от рекламы.

Вот, что писала 30 марта 1924 года газета «Правда»

Маяковским, совместно с Родченко, по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обертки, рисунки и агитстроки. Намечены серии” “Вожди революции”, “Индустрия”, “Красная Москва”. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних “конфетных” названий и рисунков такими, в которых четко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев…”

Заметьте, что руководители Моссельпрома действовали по законам свободного рынка, сколько было средств вбухано в рекламу! Был даже снят фильм «Папиросница от Моссельпрома» с красавицей Юлией Солнцевой в главной роли.





Тандем Маяковский/Родченко непрерывно продуцировал разнообразнейшие образцы рекламного продукта. И посейчас пользуются этими приёмами, они не устарели. На самом деле талантливо, в том смысле, что опередило время, а главное, визуальный язык разработанный Родченко, рассчитан на самого незатейливого потребителя. Он уже приучает мыслить примитивно и одномерно, механистически. Никаких полутонов. Чёрно-бело-красный. Паровоз летит вперёд по стрелкам, кромсая всех несогласных по пути следования. И вполне закономерный итог всему этому — нынешний человек. Мыслящий картинками, символами, часто лишённый воображения, идущий по жизни следуя стрелкам-указателям.

И о Маяковском два слова. Поэт очень серьёзно отнёсся к этой рекламной компании. После его смерти, в «комнате-лодочке», что на Лубянском проезде, было обнаружено более сотни стихов, слоганов, набросков, имеющих непосредственное отношение к рекламной компании Моссельпрома.

Вот вам и два занятных стиха на эту тему, чтоб хоть немного скрасить этот совсем невесёлый рассказ. Стихи образные и отлично иллюстрируют недолгие годы относительной свободы и нравов середины двадцатых годов.

1

Каждому нужно
обедать и ужинать.
Где?
Нигде кроме
как в
Моссельпроме.

2

В других столовых

люди — тени.

Лишь в «Моссельпроме»

сытен кус.

Там —

и на кухне

и на сцене

здоровый обнаружен вкус.
Там пиво светло,

блюда полны,

там —

лишь пробьет обеда час —

вскипают вдохновенья волны,
по площади Арбатской мчась.
Там —

на неведомых дорожках

следы невиданных зверей,
там все писатели

на ножках

стоят,

дежуря у дверей.

Там чудеса,

там Родов бродит,

Есенин на заре сидит,
и сообща они находят
приют, и ужин, и кредит.
Там пылом выспренним охвачен,
грозясь Лелевичу-врагу,
пред представителем рабфачьим
Пильняк внедряется

в рагу...

Поэт, художник или трагик,
забудь о днях тяжелых бед.
У «Моссельпрома»,

в бывшей «Праге»,

тебе готовится обед.

3

Где провести сегодня вечер?
Где назначить с приятелем встречу?
Решенья вопросов

не может быть проще:

«Все дороги ведут...»

на Арбатскую площадь.

Здоровье и радость —

высшие блага —

в столовой «Моссельпрома»

(бывшая «Прага»).

Там весело, чисто,

светло, уютно,

обеды вкусны,

пиво не мутно.

Там люди

различных фронтов искусств

вдруг обнаруживают

общий вкус.

Враги

друг на друга смотрят ласково —

от Мейерхольда

до Станиславского.

Там,

если придется рядом сесть,

Маяковский Толстого

не станет есть.

А оба

заказывают бефстроганов

(не тронув Петра Семеныча Когана).
Глядя на это с усмешкой, —

и ты там

весь проникаешься аппетитом.
А видя,

как мал поразительно счет,

требуешь пищи

еще и еще.

Все, кто здоров,

весел

и ловок,

не посещают других столовок.
Чорта ли с пищей

возиться дома,

если дешевле

у «Моссельпрома»…


nota bene

Начиналась эта сага 19 марта)





Tags: Москва, архитектура, истории с продолжением, реклама
Subscribe

  • Кладбище фотографий.

    Очень люблю фотографировать еду и людей, её поглощающих:). Особенно приятна еда где-нибудь на улице. С детства помню распрекрасную сардельку с…

  • В этот день 8 лет назад

    Этот пост был опубликован 8 лет назад!

  • Урожай и как с ним бороться.

    Туманная картина. Картины я люблю такие, чтоб из них можно было бы сделать что-нибудь вещественное, в смысле, съестное. Этим я и занимаюсь в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Кладбище фотографий.

    Очень люблю фотографировать еду и людей, её поглощающих:). Особенно приятна еда где-нибудь на улице. С детства помню распрекрасную сардельку с…

  • В этот день 8 лет назад

    Этот пост был опубликован 8 лет назад!

  • Урожай и как с ним бороться.

    Туманная картина. Картины я люблю такие, чтоб из них можно было бы сделать что-нибудь вещественное, в смысле, съестное. Этим я и занимаюсь в…