artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Category:

Размышления арт-потребителя о высоких материях. Признаемся. Дилетантские.

Пришла к выводу, что совершенно не разбираюсь в нынешнем искусстве. Сознание моё способно постигать прекрасное в довольно краткий временной отрезок. Точка отсчёта - наскальные рисунки пращуров а обрыв случился где-то на грани бриллиантового черепа Дэмиена Херста. А вот его свинки, рыбки и прочая живность в рассоле в моём сознании уже не укладываются. Окутаны неким загадочным флёром продуктов питания вредных для здоровья.

В прежние времена всё было гораздо проще. Иллюстрировали художники библейские тексты, писали обнажёнку под соусом Амуров с Психеями, батальные сцены, портреты битой дичи и правителей. Была эта красота близка и понятна любому профану. Естественно, Пикассо со своими трёхглазыми и двуносыми камбаловидными интерпретациями членов королевских семей, сидел бы в Бедламе в лучшем случае. Счастье его, что родился позже.

Наступивший век паровых машин и электричества, ещё более упростил картину живописного мира, сведя его практически к отражённому на фотопластине. Взять хоть репинских бурлаков или Алёнушку с серым волком. Всё чётко, ясно и не требует никакого двоемыслия.

Всё бы так и оставалось гладенько, но в очередной раз, на закате, Европа стала рыть себе могилу. Наверняка глупые французы были подучены коварной англичанкой, которая, как известно гадит, а сама хихикает в сторонке и потирает лапы загребущие.



В общем, французы эти полезли на пленэр, стали сгущать тени, удлинять солнечные лучи, дрожать листвой, гудеть паровозами, трепетать водами и вообще завтракать на траве в чём мать родила.



Стоило только проткнуть дырку в гармонии простого и понятного, как в неё прорвался хаос неся с собой уродов и калек, продажных девок, угрюмый народ и свинорылых спекулянтов в котелках набекрень.





А обильные завтраки на траве превратились в натюрморты с рогожками, яичной скорлупой, ржавыми селёдками, чёрными сухарями да подгнившими картофелинами.



И прогрессивная художественная общественность поняла, что весь этот человеческий шлак не достоин изображения и был погребён под Чёрным квадратом и прочими футуристическими конструкциями.



Катаклизмы войн и революций породили нового человека. Это был человек-символ. Символ несущий определённую идею, но потерявший лицо и лишённый тела. Этот факт не ускользнул от талантов нового века.



Если ты одарён свыше, то рука часто кладёт мазок вовсе не спрашивая совета у разума. Так получается, а осознание приходит позже. Поверьте, так бывает в любом из видов искусств, как ни странно это звучит. Это перерождение человека прекрасно подметили модернисты, что мы и можем созерцать на замечательных масляных картинах.



Но не о них сейчас речь. Творчество их разобрано на мелкие косточки. Ясно, откуда что пошло и во что вылилось. Искусствоведы, философы, психологи искусства, арт дилеры и коллекционеры сказали свои полновесные слова и заняли они своё почётное место на полке истории искусств. И отлично. В наших головах уже сложилась некая Табель о рангах и с ней жить как-то спокойнее, ибо знаешь, что это - Ра-фа-эль, к примеру, он - гений, и стоя перед его Мадонной надо замереть в восторге, а это - Кандинский - один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства - его надо уважать и ценить ... да ладно, что уж перечислять, места не хватит переписывать эти бирки и ярлыки. Всё это к слову пришлось.

Notabene
Картины, показанные выше, принадлежат кисти немецких художников и относятся к "дегенеративному" искусству. Так их классифицировали искусствоведы Третьего Рейха. Отто Дикс, Макс Эрнст, Макс Бекман. А селёдочка от Петрова Водкина. Обратите внимание, просто рафаэлевский колорит! Извините, картинка не полностью его отражает.



А вот с тем, что у нас творится последние пятьдесят лет, ( возможно, шестьдесят)моему уму непостижимо. Хотя, уже и для contemporary art подведена такая мощная теоретическая база, что только успевай читать, а кто не умеет, наслаждаться лекциями где угодно, хоть и на ютубе.

Лекции и статьи объёмны, многословны, наполнены многозначительными философскими терминами, иностранными непонятными словами, но суть их сводится к мысли довольно простой - Procul este profāni! А для несведущих в латыни это звучит так: Современное искусство элитарно, постичь его сущность способен только узкий круг избранных, элита, в общем, некая жреческая каста оккупировавшая "святое место" и зашибающая деньгу на продаже сальных огарков, иконок стиля, пучков волос, ржавых гвоздиков и почти целых досточек... и неча соваться с суконным рылом в калашный ряд!

Вот и как же должен чувствовать себя обыватель, участвующий в этих танцах с бубнами? Кому хочется прослыть некультурным дикарём? Ясное дело, что дураков нет и надо хором петь этот гимн, не зная слов, но старательно разевая рот.

Вот так. Или, как советуют жрецы, вступать в диалог (внутренний) с автором, освободиться от конвенциональных представлений об искусстве и "не искусстве", понять посыл художника и наполнить его собственными коннотациями, покувыркаться этакой мыслеформой в пространстве замысла мастера, а главное - ходить, ходить, ходить по всем выставкам, биеналле, созерцать арт-объекты, покупать каталоги, становиться биомассой, подпитывающей новые грандиозные замыслы. Никакого традиционного восприятия, никакой эстетики, никакого визуального совершенства! Сontemporary art ждёт от арт-потребителя эмоций. Чем больше резонанс, тем лучше живёт и процветает каста жрецов.

Примерно такие мысли возникли у меня, когда я бродила по галереям Каподимонте и любовалась воочию виденным прежде, и не раз, в репродукциях. Остроты восприятия добавляло то удивительное обстоятельство, что залы были безлюдны. Трудно поверить, но помимо дремлющих или болтающих по телефону служителей (не в каждом зале), мне попались пять! посетителей.
Можно было пересидеть на всех стульях и поваляться на козетках, пооткрывать ящики секретеров и комодов, поесть-попить на парадном сервизе, а уж фотографировать можно было беспрепятственно всё, что угодно. Чем грех было не воспользоваться. Теперь, все Тицианы, Брейгели, Ботичелли, Гойи.... соседствуют у меня в планшетке с сыном, мужем, друзьями и обрели статус членов семьи.

Но, если говорить откровенно, позолоченная ренессансная карамельность стала слегка утомлять. Захотелось чего-то кисло-острого, той самой ржавой селёдки, не бархата и тафты с одухотворёнными ликами, а простой сермяжной правды в интерпретации актуального искусства.

И я вознеслась на третий этаж.
Tags: contemporare art, галерея Каподимоте, живопись
Subscribe

  • Интересная Москва.

    · Решила стать москвоведом. Делать нечего, я здесь укоренилась, в третьем поколении уже. Обнаружила в разных районах несколько…

  • Московские истории никак не кончаются.

    Продолжу прогулки по Москве. Я остановилась на Арбатской площади, где и состоялась лёгкая и непринуждённая беседа с москвичом довольно…

  • Помпеи, город не желающий проснуться.

    Так и что же рассказать о Помпеях? О них всё сказано, увы. Стоит только начать поиск и забить первые три буквы ПОМ, как вываливается на тебя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments