artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Categories:

Несколько первобытно мышление. Искусство не принадлежит народу.

Кто и что у нас сейчас знает о Лукино Висконти? Вопрос показался мне интересным. Каковы качество этих познаний и не есть ли они только шаловливый ветерок, пробежавший по струнам arpa d'Eola или как по-русски говорят - внимает звону, да не ведает где оный.

Устроив лёгкий, непринуждённый в своём изяществе утренний опрос среди слабо проснувшихся постояльцев этого старческого приюта, была нимало поражена. Судьба забросила меня в этот колумбарий, видимо в назидание, чтоб не повадно было впредь проказничать, любезно приоткрыв занавес грядущего, позволив наблюдать некие фрагменты картины заката и угасания ненавязчивой уже плоти. Однако, сей прискорбный факт скорого перехода в лучший из миров, нисколько не нарушал жизнерадостности проводящих здесь свой досуг. Они веселились каждый на свой лад. Итальянцы следовали декамероновым путём, французы были веселы не без некоторой доли вольтеровских сарказмов, немцы, радовались строем, систематически, где-то даже по-кантовски.

Однако, все в той, или иной степени, вернулись в счастливое детство и каждый новый день сулил воспоминания о той беззаботной поре, когда сознание было наполнено солнечными зайчиками, прыгающими по детской, ванильными ароматами горячих плюшек,тянущимся из кухни, мелкими детскими обидами в песочнице о неподелённой игрушке...

Вернёмся к опросу. С неуёмным старанием предавалась ему весь день. Опросы и расспросы - моя слабость. Я любопытна и хочу понять, что же занимает нынешних людей, притом, не только русских. С русскими людьми более-менее, всё ясно. Однако и они добавили мне немало штрихов в собирательный портрет нынешнего человека. И он меня, не скажу, чтоб порадовал.
Никто не оспорит тот факт, что рождение образа проще всего проследить на конкретных примерах. Займёмся ими.

Начну с того, что посетила одно из трёх культурных мест, чем богат этот, довольно провинциальный остров. Если кто не знает, поясню, что провожу свой досуг на острове Искья.

Вилла Ла Коломбайя. Эту виллу купил большой режиссёр, который в анналах киноискусства обозначен, как один из основоположников неореализма. Лукино Висконти.

DSC_0869

Итальянцы - большие мастера по созданию музеев. Да и было бы странно, живя в стране битком набитой всяким антикварным добром под базиликовым соусом имени Палладино, не вырастить у себя плеяду dottore in storia dell'arte.

Впрочем, данный музей весьма скромен. Он состоит из фотографий. При входе мне вручена была брошюра, где приводился подробный список хронологических изображений, с пояснительной надписью под оными. При выходе брошюру следовало вернуть по причинам мне неизвестным. Видимо, чтобы сведения содержащиеся в ней не разлетелись в широкий мир и для всех осталось бы тайной, кто же такой это Висконти. Замечу, в скобках, что тайну удалось сохранить... об этом чуть ниже.

Но я человек закалки русской, вызревший ещё в недрах сценической коробки, ограниченной железным занавесом, ценящий доступ к любой информации, которая всегда поступала в нашем Отечестве строго дозированно. Естественно, вспомнив шпионские фильмы, срочно отфографировала сей документ постранично. А сейчас и разобралась в этих перипетиях и всё встало на свои места.

И что странно, а скорее выдаёт высокий профессионализм создателей этого музея, вся жизнь Артиста предстала отчётливо, прокрутившись словно в кино. Ведь кино тем и славно, что за какой-то час-два может вместить всю жизнь, начиная с банального рождения, отлетевшей стремительной молодости, солидной зрелости и затяжного увядания ведущего к провалу забытья. Впрочем, об этом был снят один из шедевров Висконти. Напомню - "Смерть в Венеции" Заслуга его в том, что он обладал безукоризненным вкусом, вызревавшим генетически... веками. Происхождения Лукино был самого аристократического, отборного, высшей пробы.

DSC_0877

DSC_0878

Прелестный отрок в платьице на переднем плане - Лукино

DSC_0884


Вот что пишет Петр Вайль: Достаточно взглянуть на тот дворец, в котором Висконти вырос. Это в Милане на Виа Чина де Лука. Грандиозный, красивого желтого цвета дворец, во внутренний двор которого поместился бы приличный городской дом. Вот он в этом вырос. Там сейчас живут 17 семей очень богатых людей, а раньше там жила только семья герцогов Висконти ди Модроне. Ведь Висконти – представитель одной из старейших семей Италии. Один из его предков упомянут в «Божественной комедии» Данте, статуя другого его предка установлена в замке Сфорцеско. Висконти правили Миланом. Это был аристократ до мозга костей. Причем, как и водится у аристократов, он человек был демократический и не случайно в молодости увлекался коммунизмом и марксизмом. Кто-то о нем сказал, что Висконти жил в башне из слоновой кости, но двери в эту башню были открыты для всех. Но вырос он в роскоши, к которой привык. Это для него была естественная среда обитания. Поэтому он, например, на съемки привозил портреты из фамильной коллекции, когда ему было нужно, ему одалживала Софи Лорен мраморные бюсты. Однажды он попросил свою приятельницу Коко Шанель обучить приличным манерам актрису Роми Шнайдер. Роми Шнайдер тоже была не с помойки и кое-что понимала в манерах, но Висконти этого было явно недостаточно. Поэтому над ней должна была поработать Коко Шанель. Вот это был такой человек.

Человек был такой. Но отчего никому не ведом он ныне?

Не буду предаваться дискурсу, а сразу окуну вас в мои коммуникационные акты.

Акт первый. Мажордом. Или человек, управляющий официантами и потоками бессмысленных постояльцев, пачкающих скатерти, да ещё норовящих занять не своё место, в общем, у классика он назывался Арчибальд Арчибальдович, здесь, по иронии судьбы, синьор Понти, притом, Карло.
- Доброе утро, Карло! Скажи мне, ты знаешь Висконти?
Удивлённо поднимает брови, ворошит что-то в памяти. Так и вижу, что скрипят шестерёнки, но с места сдвинуться не может. Как хитроумный Одиссей, ведёт свой переполненный снедью корабль вынужденный лавировать между Сциллой капризов прихотливых старушелл и Харибдой намерения тотчас же выбросить их за борт, поступает весьма премудро.

Осеняет лоб складками интеллектуала с задумчивой улыбкой мечтателя и всем телодвижением изображает готовность поведать о Висконти поведать всё, что ему известно... но, о каком из прекрасных Висконти идёт речь, прелестная синьора? О рыбном, или мясном, возможно, об антипасти, возможно, о дольче... их так много... и все такие перфетто!
Ясно.
- О, нет, Карло,это Артист! У него прелестная вилла здесь, на Искье.

-Артист? Да, да, как я мог выпустить это имя! Это же известный композитор! Я был знаком с ним, он очень любил коктейль "Россини". Я лично обслуживал столик под номером один в нашем ресторане, где и гостил этот прекрасный синьор в прошлом году. Я прекрасно помню его...

DSC_0870
Кадр из фильма "Гибель богов"(1968г.)

Что же, композитор, это не так плохо... Удовлетворённая этим ответом, отправилась проводить свои исследования дальше.

Продолжим после внимательного исследования ингредиентов коктейля "Беллини", с Россини всё было ясно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments