Previous Entry Share Next Entry
Procul este, profani, или прочь, непосвящённые!
артишок
artischok
От любви до ненависти один шаг, как известно. Фраза расхожая и её можно приторачивать не только к амуровым страданиям, но и к событиям трагическим, которые, в свою очередь будут выглядеть фарсом. И кумиры часто валятся с пьедесталов в грязь осмеяния, и презреты народом, прежде восхвалявшим их. Мысль не новая, приписываемая Марксу, но наш бородатый теоретик критикуя некоторые философские взгляды своего земляка Гегеля, тем не менее воспользовался ей. Я тоже:
"... все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс»

В этом смысле, Дуче получил сполна и любви, доходящей до фанатизма и ненависти, вылившись в смерть, достойную плебея. Он всё повторял перед смертью слова Ахилла "Лучше быть живым рабом, чем царем мертвых".
А во времена своей славы рёк иные слова:"Лучше прожить один день львом, чем сто лет овцой!"

Царём живых он уже побывал. И надо признаться, что сделал для своих подданных не так уж и мало. Сейчас это уже никого не волнует. Более того, итальянцы вообще начинают как-то странно себя вести, когда спрашиваешь их об этом времени. Люблю я отчего-то мелкую пластику времён art déco, ну вот такой у меня вкус, что тут поделать. И сколько раз, прохаживаясь по антикварным лавочкам Милана, пыталась купить какую-нибудь статуэточку тех времён... а нет ничего и все делают вид, что и не было.

Им хочется стереть из своей памяти... а что? Есть ли у народа совесть? да, именно совесть. Может ли он стыдиться своих заблуждений. И мстить. Предавая сначала тело свергнутого кумира надругательству, а после стирать память о своих собственных ошибках и заблуждениях. Пытаться найти виновного вовне, а вовсе не в себе.
И стараться позабыть свою вину в возвышении, ставшего неугодным правителя, фанатичном преклонении, послушании, гнёте порабощения, дающему, по закону диалектики, сначала небольшую трещинку, с виду невинную. Однако, она стремительно расширяется и втягивает всякого, который и был не при чём, а как все, в чёрную дыру провала. А ничто не предвещало, всё только сулило...

И правда, сытая жизнь даётся не даром. А в обмен. На что интересно? так всё обычно, как во времена римской империи плебс питался императорскими дотациями, получая бесплатный хлеб в обмен на лояльность, так и италийский обыватель, прельстившийся идеей Дуче о создании новой римской Империи, рвал глотку, превозносил, пресмыкался, маршировал и не смел даже пикнуть, признавая величие своего вождя.

А Муссолини, очарованный идеями Фридриха Ницше, выхватил из его концепции сверхчеловека лакомую мысль о предназначении народа, служить постаментом для избранных натур. Естественно, избранной натурой он счёл самого себя, кто же сомневался бы. И для этого были немалые основания.
Это был человек талантливый, владеющий даром слова, успешный литератор, любимец женщин, а это, согласитесь немало, ибо женщины тайно правят миром, что бы не воображали об этом мужчины... обладающий харизмой, способный воздействовать на толпу, втягивая её в орбиту своих фантастических идей.

Мне постоянно приходит в голову мысль об удивительном сходстве биографий тиранов ХХ века.

Кто-то и усмехнётся, ах! занималась бы своими кроликами! Это понятно, я ими и занимаюсь, но как человек рассеянный, сосредоточиться на одном совершенно не в состоянии. Оттого и получается, что кроликов мы видим только по праздникам, а вот мои рассуждения можно вкушать чуть не каждый божий день.

В них необъяснимо много общего. Начать хоть с того, что это были люди творческие, настоящие артисты, надо бы писать с большой буквы, но язык не поворачивается...
Но, не буду останавливаться, а напомню хоть коротко о том, что все знают, но не всегда вспоминают.
Почитаем для начала вирши и порассматриваем картинки.

Вы угадаете, ну конечно угадаете, что же это за автор сложил эти стихи. Нашедши их (они переведены с иностранного языка),сразу обратила внимание на динамичный перевод во втором варианте. Первый вариант не показываю, он уж совсем размазанный и никчёмный.

416126_original

Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.
Сказали ему: “Проклятый,
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!

Это из юношески-патетического, а сейчас, уж извините, из лирического...

418021_original


Раскрылся розовый бутон,
Прильнул к фиалке голубой,
И, легким ветром пробужден,
Склонился ландыш над травой.

Пел жаворонок в синеве,
Взлетая выше облаков,
И сладкозвучный соловей
Пел детям песню из кустов:

“Цвети, ......... моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учебою, друзья,
Прославьте Родину свою!”

Мне здесь сказать совсем уж нечего, стихи эти совсем ерундовые. Да многие из нас, в пятнадцатилетнем возрасте, баловались подобными поэзами.
Могу добавить, хоть и не всем это будет приятно, что и выйдя de facto из этого романтического возраста, продолжают и дальше засорять разнообразные сайты своими творениями, увы!

Но стоит обратить внимание, что гражданская позиция и некое противопоставление благородного "себя" и "сердец, обращённых в камень", таки есть в наличии, также, как и юношеский пессимизм. И разочарование в несправедливости мирозданья.

Обычные подростковые рефлексии, что от неразделённой любви, что от отсутствия карманных денег, что от прыщика на носу, что от запрещённой дискотеки, что от папы не олигарха... Перечислить все варианты - дело непростое. Да и ни к чему. Любое из этих огорчений в юности может привести к непоправимым последствиям, вплоть до вылета в окно. Но это, когда уж совсем душа трепетна... хорошо, что редко случается, но бывает.

Закономерно всё сводится к камню валуну на перекрёстке дорог, с начертанными на нём словами - «Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется»

416322_original

Переведя подобные "лошадиные" ассоциации на современный язык, можно предложить варианты такие:

связаться с радикальной экстремистской организацией и ходить строем, размахивая флагами и руками
самостоятельно, в одиночку, мочить бомжей и бродячих собак
уйти в мир фантазии, нюхая и употребляя запрещённые и не очень, препараты
стать олигархом вместо папы, отбирая у граждан айфоны и сумочки
пойти учиться в университеты или академии, пытаясь разобраться в этих мирозданческих тайнах...

В любом случае, ризома пускает многочисленные побеги, которые иной раз столь причудливо ветвятся, что и на самом прямом и гладком на первый взгляд пути, может возникнуть невидимое со стороны препятствие, способное с неотвратимостью античной трагедии ввергнуть идущего в бездну. И как в этих трагедиях частенько случается, прихватить с собой целые табуны своих "коней", да и чужих тоже.

Да, про побеги, прорастающими цветочками зла мы и хотели вам показать.
Они вполне уместны, если почитать стихи про раскрывшиеся розовые бутоны.

417679_original

Ни для кого, надеюсь не загадка, о чьих творчествах идёт речь?

Искусствовед Майкл Ливерсидж:
"Конечно, необходима осторожность, хотя эти изображения кажутся подлинными, и их происхождение было проверено. Они выглядят довольно характерно для студента, стремящегося получить место в школе искусств – не очень уверенная перспектива, а при использовании карандаша и ручки, он совершил несколько основных ошибок, располагая некоторые детали неправильно по отношению друг к другу, и так далее. И несмотря на то, что ему еще долго идти по пути технического мастерства, эти рисунки не так плохи, как можно было бы представить, особенно, когда он ведет себя смелее с углем или черным мелом", – прокомментировал Ливерсидж.
"Но здесь нет скрытой гениальности, это достаточно средний уровень. Так что, если бы автор этих изображений принес свое портфолио вместе с заявкой на обучение в каком-либо из ведущих европейских академий искусства, приемная комиссия была бы вправе отказать ему. Сейчас, конечно, эти рисунки представляют совершенно иной исторический интерес для нас, но, к сожалению, не один из них не имеет ничего общего с искусством", – добавил он - это было сказано, когда на аукцион были выставлены рисунки Адольфа Гитлера, прежде известные, как "рисунки неизвестного европейского художника"

Вот такие простенькие шарады, впрочем, мы продолжим про эти нереализованные таланты. Вербальный и визуальный.

Да, а имя поэта, думаю тайной ни для кого не является. Но, в принципе, могу объявить и конкурс. Кто первый угадает, тому приз!

?

Log in

No account? Create an account