Previous Entry Share Next Entry
О Леониде Чупятове. Окончание.
артишок
artischok
Продолжим рассказ о Леониде Тереньтевиче Чупятове.

Во-первых, следует вспомнить о человеке, открывшем нам это имя. Леонид Натанович Чертков (1933-2000), поэт, историк литературы, культуролог обнаруживший в начале 1970-х, работая в архиве Академии Художеств Санкт-Петербурга, рукопись Л. Чупятова "Путь подлинного реализма в живописи". Заинтересовавшись творчеством художника начал разыскивать и собирать его произведения.

А как вы думали совершаются открытия? По интернету? Сведения, поставляемые этой машиной знаний обильны, даже изобильны до отрыжки, но ценность их весьма сомнительна. Нет, вовсе не отрицаю, попадаются незначительные перлы, вроде моих, но вот открыть что-то новенькое представляется затруднительным.
Знания надо искать в архивах, а так, всё больше пустяки, да суета всякая. Но, всё-таки попытаюсь понемножку, сказать и о том и об этом...

Тяжела ты доля пообещавшего. Хуже нет. Решила показать картинки, а картинок одних мало оказывается. Слишком картинки эти непросты и не всем могут быть понятны. Это мир непростой, непростого человека, который можно ли вообще разложить на простейшие элементы? Разложить можно всё, но не факт, что начни обобщать и пытаться объяснить целое, ты не утеряешь какую-нибудь, с виду, незначительную деталь и мир получится слегка кривобоким, лишится смысла и опять рассыплется кучей мелких фрагментов, которые ничего не объясняют, а несут лишь растерянность и непонимание и вообще имеют мало общего с идеей, водившей рукой художника. В этом коварство любого факта, что его можно истолковать совершенно по-разному. Исходя из этого мы и живём часто в мире заблуждений и получается из нас та самая гора, родившая попискивающую серую мысль.


Вот и пришлось прочитать мне ещё трактат о Петрове-Водкине... А как не прочитать, если Чупятов был взят в ученики к мэтру ещё в 1916 году. Хотя, его первым педагогом был Я.Ф.Ционглинский, убедивший отца позволить юноше бросить службу на Франко-Русском судостроительном заводе, где он работал чертёжником. Что же - чертёжник, уже не так плохо для твёрдости руки, вниманию к деталям и усердия. Отец был купцом 2-й гильдии, это по тем временам был основательный средний класс, с оборотом капитала от ста тысяч до миллиона рублей. Неплохо... И семья была религиозная, а тут, понимаешь ли, путь легкомысленный, неосновательный, даже где-то кафешантанный и не суливший перспективы солидного бытоустройства или домостройства. Хвала ему, за этот поворот в судьбе сына, ведь почти каждый отец мечтает видеть чадо своё продолжателем семейного дела.

А почему в чертёжники? Почему не в коммерсанты, кстати, можно задать этот вопрос. А ответить на него не представляется возможным. Нет в моём распоряжении практически никаких сведений о семье. Можно лишь предположить, что отсутствовала у отрока коммерческая жилка, но имел непреодолимую склонность к карандашу да листу бумаги, оттого и позволил отец идти не в коммерческое училище, а избрать своим делом занятие более-менее солидное. Но полагаю, что отношения с семьёй были испорчены, в смысле оказания материальной помощи. Если попытаться прочитать между строк о годах учения, то сквозь них проступает лицо унизительной и беспросветной нужды.

На этом гладкая, спокойная, упорядоченная жизнь заканчивается, как и многие жизни, втянутые волей вихрей враждебных в водоворот, поглотивший страну, разметавший светлые умы и погубивший так и не распустившиеся таланты. Начинается борьба за выживание. Голод, холод, разруха. Но ещё пока есть несколько лет, отпущенных на учение.

93511611_108 (1)

Тут я оказываюсь на некоторой развилке дорог, по которым следует двигаться. Нельзя не написать об учителе, оказавшем большое влияние на творчество художника, но вот ведь Петров-Водкин, как бы мы не относились к его живописи, заслуживает отдельного разговора. И двумя словами от него не отделаться. Но, с другой стороны, мы же о Чупятове хотим узнать что-то новое. И как тут быть?

После смерти Ционглинского в 1912 году, группа учеников осталась работать в его мастерской без руководителя. Руководителя не было, но старшим избрали Чупятова. И тут интересно, что через четыре года в группу был приглашён К.С.Петров-Водкин, к тому времени уже прошедший огни и воды испытания европейским авангардом, выбившийся "из низов почётный гражданин" приволжского города Хвалынска, гордившийся предком "разбойником", бунтарь, отрицающий многое в современном искусстве, ругавший импрессионистов за их "грязные"краски, но взявший многое у Матисса, ценивший Ван Гога, Сезанна, но уже тогда понявший, что любую формальную находку в искусстве можно выгодно продать и как стремительно распространяют рыночное искусство телеграфы да телефоны, тогда такие были наивные средства связи, ещё были пароходы да паровозы, а провода гудели и телеграфисты разговаривали точками и тире.

Путешествия в Италию, Северную Африку, учёба у Ашбе в Мюнхене, в парижских Академиях, не говоря уж о Московском Училище живописи и ваяния, где один из любимых учителей был Валентин Серов и о Петербургском Училище технического рисования. Эти путешествия в Африку отчего-то были очень популярны в начале ХХ века и кто там только не побывал! Да хоть и Билибин... Кстати, у Ашбе учится в то же время и Кандинский. У Петрова-Водкина было любимое задание для своих учеников, писать натюрморты одним цветом, например, красным, меняя лишь степень цветосилы. Видимо, это оттуда, из Мюнхена, ведь Кандинскому, во время его штудий, было запрещено работать с цветом несколько лет и он писал монохромно, отрабатывая форму и выстраивая композицию. И если посмотреть, во что воплотились у разных живописцев эти знания, в принципе, стандартные, то тут остаётся только изумляться, разглядывая абстракции Кандинского и "Рабочих", к примеру, Водкина...

О Петрове-Водкине можно рассказывать ещё долго, он много написал статей по теории живописи, много писем сохранилось, дневниковых записей, но тогда мы так и не сможем добраться до творческих исканий Чупятова. А ведь он опубликовал прелюбопытную работу, которая была написана с мессианским замахом "ересиарха" Малевича (по выражению А.Эфроса) И называлась она "Путь подлинного реализма в живописи". В общем, это диссертация, которую украшали тридцать работ! служащих иллюстрациями теоретических идей, выдвигаемых автором.

Естественно, читать это крайне сложно не специалисту, далёкому от пространственных живописных построений. Интересно, что одобрившие диссертацию мастера, открывшую Леониду Терентьевичу путь к педагогической деятельности, принадлежали столь разным живописным школам и направлениям, начиная от академической и заканчивая приверженцами символизма, кроме представителей авангарда, конечно. Не надо забывать, что шёл уже 1926 год и после взрывных революционных (в хорошем смысле) идей, наступало время застоя, а далее реакции с последующим выявлением чуждых социальных элементов. Не буду перечислять имена этих академиков, они мало чего скажут нынче, но вот что было удивительно - все пришли единодушно к одному выводу, высоко оценив его творческую и теоретическую квалификацию соискателя.

DSC_0546

Но не удалось Чупятову побывать ни в Париже, ни в Северной Африке... а лишь в том мире, выстроенном по собственному пониманию гармоний и пространственных движениях в нём царящих. И был он заключён стенами одной комнаты, обставленной аскетично, лишь потребными для минимального быта вещами.


Нужда, преследовавшая художника в студенческие годы, так и не покинула его, да и он обращал внимание больше на внутреннюю сущность предметов, работал и писал картины, отражающую их жизнь во всей полноте и их игры с пространством. Пытаясь показать на плоскости готовность недвижного поменять свою застывшую форму и оборотиться к зрителю неожиданной стороной своей экзистенции.

DSC_0534

Вот простой "Натюрморт со стружками" И что мы видим? Не знаю, кто и что, а я вижу неспокойную бумагу, так лист ватмана сворачивается сам собой, когда пытаешься отрезать от него нужную тебе часть, чтобы потом овладеть им, прикнопив к деревянной поверхности. Он пытается спорить с тобой и принять удобную для себя форму. Лучше всего его намочить, чтоб вёл себя, как шёлковый. Ну а стружка, вы же знаете, как она может туго распрямиться и воспарить в пространство, движимая упругостью и энергией, заложенной в древесном стволе. Ведь в этом состоянии тонкого среза она вполне свободна, обнаруживая свою витальную сущность, лишённая рамок коры, да и вообще привычных условностей некоей отупелости, которым учителя младших классов награждаем часто задумчивого ученика, сравнивая его бедную голову с деревяшкой. А вот и нет! Всякая голова наполнена многим содержимым и беда наша в том, что лень нам найти подход к голове этой нестандартный и рассмотреть её в разнообразнейших проекциях...

DSC_0553

Зритель будет ощущать изображенное с той стороны, с какой ощущал его сам автор, и будет изображенное как находящийся в том положении по отношению к нему, в каком видел и писал изображенное сам автор. То есть зритель ощутит себя на картине или фреске, как бы войдёт в картину или фреску - это один из пунктов чупятовской диссертации, где он пытается объяснить свой "закон относительного видения".

DSC_0544

Счастливая картинка. Датирована 1940 годом. Из всего представленного на выставке,вырисовывается характер человека, находящегося в процессе постоянного размышления, мир которого не весел и игрив, но осознаваем всей свой мрачной составляющей и повёрнутый скорее тёмной стороной своей действительности. И идёт он по миру с натугой, как тот самый "Красильщик", сгибаясь под тяжестью его.

А вот здесь, вдруг, страшная свобода отпускника, вольно гуляющего среди сосен, в смешной тюбетейке, как тогда носили, в широких шароварах и майке в сеточку. Уже начинающего полнеть, в круглых очках, предоставленный самому себе, ничем не обременённый, который может улечься, коль захочет, на мягкий моховый ковёр, устланный сосновыми иголками, которые отчего-то не колются, а мягкие и пружинят и покусывая травинку вольно любоваться мирозданием в миниатюре, разглядывая социум суетящихся муравьёв, и возноситься мыслями в небесные сферы, слушая оркестр под руководством ветра, дирижирующего полётами облаков, парением коршунов, танцами сосновых крон, да и ходом светил, в конце-концов... Здесь - счастье. И таких картин, пронзительной голубизны, несколько. Все, начиная с середины и конца тридцатых годов.
Жаль, что мы имеем только то, что имеем. Остальное, как говорят, исчезло в огне пожара, возникшего от авиационной бомбы, поразившей дом, где жила семья художника. Нам остались только маленькие кусочки счастья человека, уже подходящего к своему пятидесятилетию и расцвету творческих сил...



Вот чудеса и с табуретками. Готовые взлететь табуретки! И как на них держатся яблоки? а вот тарелка выглядит вполне устойчиво, смешной белый шар, так и собрался выйти из рамок, но ещё держится, на чём, интересно....
Я попробовала поэкспериментировать с этими табуретками, переворачивая картинку так и сяк. Так, кстати, делал сам мастер. И на мой взгляд получилось вполне органично. Они хоть и покоряли пространство, но были устойчивы и фактурны и было ясно, что это не стрекозы...
DSC_0532

DSC_0532 - копия (2)
DSC_0532 - копия - копия


К счастью, в середине 30-х годов, был востребован, как театральный художник. Многие "несогласные" уходили от прямого творчества, в соседние области искусств. Поэты писали "в стол" и занимались переводами, а Чупятов, к которому насторожённо относились из-за его религиозных композиций, мечтавший воплотить их на стене, во фресках, в мозаике... ушёл в театр. И работал там успешно, даже пытаясь выстраивать свои новаторские пространственные идеи, чтобы сцена перестала уже быть статичной четырёхугольной коробкой, а была полноправным, живым участником спектакля, со своим живым характером.
Работа на "Ленфильме". "Сказка о глупом мышонке", а я ведь помню этот милый фильм...




DSC_0554


И продолжал писать картины, работая до изнеможения, было их много и стояли они в мастерской лицом к стене.

Были у него написаны несколько картин, о которых рассказывала киевская знакомая художника. Они были посвящены каким-то "фантастическим" битвам. Но следы их затерялись, местонахождение их неизвестно, можно предположить, что сюжет их был навеян апокалиптическими пророчествами Серафим Саровского о судьбе России.

DSC_0545

Но, эта граница 20-30-х годов была для церкви трагична, наметился её раскол, санкционировано разграблялись храмы, священнослужители подвергались репрессиям и в среде интеллигенции усилились философско-религиозные искания. Возникали нелегальные кружки, по некоторым предположениям, в один из них - Братство Серафима Саровского, был и вхож Чупятов. Но круг интеллигенции становился всё незначительней, истончался, растекался ручейками, впадающими в беломорканалы и оставшиеся, неохваченные легко поддавался контролю карательных органов. В 1928 году "Братство" было разгромлено. Кстати, академик Д.Лихачёв проходил по этому делу и в его собрании позже оказались картины Чупятова, в том числе одна из последних 1941 года - "Покров Богоматери над осаждённым городом"

DSC_0543


Вы знаете, это настолько пронзительный Образ, несущий необъяснимую мощь каких-то высших сил…он архетипичен и существует в нас на генетическом уровне, неся надежду на возрождение и поправший смерть... Что слова? Они и лишние здесь, ибо не в силах передать силу её воздействия.
С картиной надо быть один на один, надо видеть её живьём… не знаю, надо ли помнить о том, что это одна их последних работ, которую писал умирающий от голода человек, рядом с которым угасала его семья, а он ничем не мог помочь, ничего не мог сделать… в осаждённом выстуженным смертью городе, без света и тепла. В декабре 1941 года...


P.S. К сожалению, фотографии не лучшего качества. Да и как сделать фотографию с фотографии и, ещё раз с фотографии. Но общее представление, надеюсь, всё-таки есть.

  • 1
Спасибо большое. Как был бы благодарен Вам художник, если бы он смог прочесть написанное!
Спасибо за фото картин. Я не смогла в интернете найти "Покров Богоматери над осажденным городом", хотя отзывы нашла.
Поздравляю Вас ,и всех родственников, с наступающими праздниками. С самыми искренними пожеланиями добра и радости.)
Дщерь Дуняша)

Не знаю, кокетливая Дочь, был бы он благодарен мне. Мало, очень мало, что можно отыскать, сама убедилась - везде одно и то же.
Надеюсь, что сейчас возник интерес к этому художнику и нас ждут находки:)

Целую тебя и обнимаю и желаю весёлых праздников. Цвети и меняй туфли каждый божий день, на зависть подружкам-свистушкам:)))
Твой Мумусик!:)

У большого Художника (и ученого. кстати) в его работе всегда в оказывается больше смысла, чем он задумывал.
Намного больше. ("Хорошая вещь умнее своего автора" - т.к. не знаю кто это сказал, то значит я :))

Ну не писалО "наше всё" энциклопедий русской жизни. Не писалО и все тут.
И Ньютон не знал, что закон всемирного тяготения вместе с тремя остальными кончится GPSом и даже глонассом.
А Леонардо из Винчи никакой тайной улыбки дамочке Лизавете не вкладывал.
Ты здорово, просто ошеломительно здорово, вытащила из чупятовской табуретки взгляд свободного человека.
Долго любовался твой братец, крутя башкой, такими невинными с виду табуреточками. Сделанных из оттенков свободы мышления и взгляда.

А ты эту свободу ухитрилась увидеть глазами своими завидущими!

Братец, не зря мы с тобой столь близкие родственнички:) я тоже с пребольшим удовольствием крутила эти табуреточки)
Свобода, верно, верно, вот у Водкина не было свободы, как ни странно, а наш герой искал её, эх, жаль. не могу показать все каталожные картинки. Там хорошая тема замкнутого икажённого пространства, но с окнами и с выходом, пусть затейливым, непрямым, по лестницам, но - выходом!
Сам глазастый!:)

Хмммм...
Нет, я не смог увидеть в табуретках то, что смогла ты.

А в богородице - вот откуда мы видим, что она высоко? А ведь она высоко.

Потому, братец, ты плохо разбираешься в табуретках, что у тебя нетути карты памяти:) А у меня она имеется и я могу крутить её в разные стороны,как мне заблагорассудится)
Высоко? Это написать несложно на холсте, а вот как сделать так, чтобы она была ближе... кто его знает, как и зачем, и за что и почему, и кому положено, а кому и нет, у них там в высших сферах решается.

Карта памяти. План памяти. Глобус памяти...
Важно, что Чупятов и слов таких не знал, но со скромненькой табуреткой чёрте что вытворял, в чём и сознался нам безгрешным

Эх, братец! У него было кое-что поважней - свой мир, а память в нём, как одна из его составляющих) и что здесь табуретка? Но вот и она жила своей жизнью и ведь кто-то на ней сидел! а кто?:)

Нуууу...
(стесняясь)
На табуретке сидело не кто, а что.
---
А про табуретку глазами Чупятова писал его современник:
И диким страшным креном
к другим каким-нибудь
неведомым вселенным
повернут Млечный путь

Братец! Я всегда знала, что ты любишь Овощи, но не до такой же степени, чтоб знать их наизусть:))))

Какой удивительный художник, а последняя картина, вообще что-то особенное

Да, удивительный. Повезло мне, что случайно увидела его картину, тут и ниточка потянулась и узнала о нём больше и вам рассказала:) Теперь и вы знаете. Все картины, из представленных были хороши, да жаль, что музейных очень мало. В основном, в частных коллекциях.

(Deleted comment)
Несвобода?Я думаю, что в некоторой двухмерности,в нежелании вырваться из рамок пространства холста, скорее несвобода мышления. Отсутствие творческого развития, эксперимента. Некая застылость сознания. Консерватизм. Впрочем, это мои ощущения. Надобно будет о нём написать тоже, вот сейчас посижу у себя в тишине, почитаю его архивы, там и сделаю выводы. Я о нём мало читала и с чужих слов, всё больше:)

Не было вот чего, как припоминаю:
Сенокос
Гневный ангел
Дети
Терновый венец
Девочка на кубе
Трампарк
Ещё, кажется, Богоматерь Умиление... вот, не помню точно, возможно, ещё Розовый пейзаж..

Все картины хороши, но последняя мне больше понравилась, потому что она пронизана надеждой. Умирающий художник настойчиво верит в бога и это даёт ему силы, свет в конце тунеля. Глаза божьей матери говорящие, кричащие. Очень, очень много чувств

Да, тут не поспорить... Но, в предыдущей записи тоже мощное полотно, там, где в глазах богоматери отражается пожарище. Но они хоть и писаны в одно, практически время, различны. Там - гнев и ужас, а здесь, скорее уже скорбь безнадежности.

А у вас есть Новый Год? Ты, я смотрю, на работе. А завтра?:)

Я не видела предъидущий пост, потом посмотрю. Да, я тоже увидела скорбящие, и в тоже время возмущённые глаза.
У нас Новый год не гос. праздник, у евреев есть свой Рош ха-шана, осенью. Но мы по семейному празднуем, и много израильтян вечером собираются на вечеринки. У них это не семейный праздник, а пришедший извне и его празднуют в клубах и устраивают дискотеки. К сожалению и завтра мне тоже на работу.

Ага! Буду рада, если посмотришь. там завязка сюжета:)
Ну так и думаю, что вы тоже соберётесь семейно и желаю тебе и всем твоим близким и любимым людям, много хороших дней в наступающем году. Здоровья, счастья, творческих удач, не забывай об этом! и продолжай писать свои милые картины и показывай их нам, чтобы мы могли выразить своё восхищение твоим талантам:)
А работа... так её никто не отменял, да и ладно, выспаться можно и в выходной! Счастья!:) в новом году.

Спасибо Всё никак не сфотаю новый натюрморт.
Я вам тоже желаю весело встретить и счастливо провести Новый год. Много, много здоровья, путешествий, исполнения планов!

Спасибо, Аллочка! Я тебя очень люблю и мне всегда приятны твои вдумчивые и искренние комментарии. Встретим и проводим, как полагается. Надеюсь, что и у тебя сложится всё хорошо. Сын будет радовать, а дочь расцветать. Ты будешь много работать и много узнавать, начальница новая поугомонится и всё буде хорошо:)
Надеюсь, что мы с тобой таки встретимся весной!:)

Спасибо за тёплые слова. Обязательно встретимся))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account