artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Category:

Запоздалый репортаж о закрывшейся выставке. О художнике Чупятове, да и... как всегда у нас

Леонид Чупятов. Странно, очень странно. Почему я не знаю его? Этот холст сразу потянул к себе. И не отпускал. Хоть вокруг были развешены полотна живописцев, чьи имена известны, прославлены, ценны во всех смыслах. Так... Бакст, Кустодиев, Коровин, Челищев, Юон, Айвазовский, Суриков... да ладно перечислять, все знаем и любим их, кого - за имя, а кого и по зову сердца.

Обойдя все полотна, их было немного, всего 17, кажется, уселась на уютный широкий подоконник полистать каталог. Это было очень удачное место, откуда картина была видна хорошо и мы с ней могли взаимодействовать свободно.

Странное сочетание бенгальских огней, заискрившихся в голове, с лёгким звоном в ушах и какими-то совершенно неуместными порханиями бабочек в области второй чакры, странные impression's... сюжет картины сакрален и принадлежит полотно это, не к светской бирюльке, украшению модного интерьера, а к храмовой живописи и напоминает оно фрески Проторенессанса.
Возможно эти эмоции вызвал выпуклый, ярко алый,чувственный, мощный, жизнеутверждающий, энергичный, так и рвущийся наружу цвет, но в сочетании с небесно-голубым, охладившим его порыв, лишившим его материальности, так и оставшийся гореть сам в себе, но это ничуть не уменьшало силу его воздействия, которая была направлена в одну точку...этой точкой была я

Скажу сразу, сюжет не столь и важен в таких полотнах, видимо, для изучения сюжетов более годятся те картины, условно относящиеся к реалистическим. Там всё это легко читается, стоит только обратиться к библейским преданиям, к примеру, и выяснить, что там происходило между Самсоном и Далилой, Юдифью и Олоферном или, к чему бы это надо было похищать сабинянок...

132


Эта первая встреча с Чупятовым случилась на предаукционном показе Mac Dougall's в Москве, в конце октября.

Я люблю их, эти показы. Они страшно уютные, немноголюдные и привлекательны предоставленной возможностью посмотреть ту живопись, что канет в пучины частных коллекций и едва ли будет возможность насладиться ей. Впрочем, об этом я уже не раз говорила, чего уж повторяться двадцать раз.

Не скрою, что и вопрос оценки того или иного полотна, тоже не безынтересен. А и нечего разыгрывать из себя артханжу и закатывать глаза, придыхая - Ах, искусство вечно и бесценно и нечего трепать его по всяким торгам, стуча лицитаторским* молоткам по хрупким лотам и нагнетая в зале волны безнравственных помыслов - завладеть, любой ценой!

Это, конечно, весьма занятно, очутиться в подобной атмосфере посторонним беспристрастным наблюдателем, которому хорошо известен собственный материальный ресурс. Его, увы, может хватить на кусочек Рембрандта величиной не более почтовой марки, что нарушило бы композицию картины безвозвратно.
И кто же даст? Но вот что я подумала, а в случае с Пикассо, этот номер вполне прошёл бы! отчего не порезать его на клочки? Это ничего не нарушит, а радость от владения клочком гения, вполне будет компенсирована радостью владельца от вырученных средств. Наверняка, она превысит стоимость целого, многократно. Надобно будет сесть и произвести расчёты на досуге...

Опять отвлеклась, простите, сложно подступиться к Чупятову. Это удивительный Мастер.
И как мало знаем мы...

Вернувшись домой, сразу же лезу в интернеты в надежде отыскать хоть что-то о нём и сразу же натыкаюсь на фантастический подарок всем нам. В галерее "Наши художники" как раз проходит выставка его работ. Сорок картин из музеев и частных коллекций! Счастье, да только я поздновато села порадовать вас этой вестью, увы, выставка закрылась два дня как.

DSC_0525

Немного о его творчестве, собственно. Всё кругом одно и то же, как обычно у нас, представлено в гуглах...многократными репостами и одними и теми же словами.

Можно было бы пойти таким же путём. Просто и выигрышно. Можно каждый день вещать учёной пифией всё о разном, сдабривая эти интеллектуальные блюда обильностью изображений и парочкой слов, как лаконичной финтифлюшкой-украшением. Это путь для натур цельных и бескомпромиссных, ведущий к успеху у массовых зрителей, но я редкостная зануда. Люблю до всего докапываться самостоятельно, прибегая к помощи людей, которые целью своих исследований, а то и жизней, избрали именно нелёгкий путь анализа творчества живописцев круга "поставангардных", это 20-30-40 годы ХХ века.

Как известно, в нашем понятном всем мире соцреализма, эти господа мазилы-авангардисты, да формалисты, совсем не пользовались популярностью у начальства по художественной части, а у кого пользовались, тот сам молча ими любовался, да лишний раз никому и не показывал.
Оттого,их творчеством занимались мало и безуспешно, какой смысл писать статьи о художнике, не признанном официально, а прозябающем где-то на вольных хлебах истопника. Ну, это я уже сгущаю краски, к Леониду Чупятову это относится, но не в той мере, чтоб идти в истопники, конечно. И был он востребован, как театральный художник, как педагог, но об этом в следующей записи. Я это упоминаю к тому, что очень мало исследовано его творчество.

DSC_0524

В этом смысле, весьма хороша статья Александра Боровского в каталоге, выпущенному к открытию выставки. Оттуда и почерпнуты мной основные сведения о творчестве Чупятова, вот, признаюсь откровенно. Но, пока, посмотрите кое-какие работы, быть может вам и не понравится этот художник - вкусы у всех разные...

DSC_0529

Chupiatov__Leonid_Terentievich_Apples_and_a_Lemon_fine_art_print_b

Вот, это, что мне самой удалось по-пиратски снять, но засекли и изгнали, оттого не столь хорошо и качественно. Милые искусствоведческие дамы отослали к интернету, но здесь оказалось почти совсем ничего... завтра попробую сфотографировать кое-что с каталога и продолжу рассказ.
Tags: Чупятов, аукционы, живопись, история ещё не закончена
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments