Previous Entry Share Next Entry
Античные истории и люди. Часть II. Похоже, что не последняя
артишок
artischok
Надо бы поговорить о всяких зверствах и гонениях на христиан, которые так прекрасно описал Тацит, воссоздавая времена правления Нерона.
Ох уж этот Нерон! Еnfant terrible истории. И какие только мерзости не приписываются его правлению. Этому поспособствовал во многом Генрик Сенкевич со своим романом "Камо Грядеши", да любимый многими эротоманами г-н Семирадский.

0d0c472ade49ae94cb146a72c513645c

Так и стоит перед глазами безумный император с лирой в руке на фоне пламени пожирающего Вечный город и вдохновенно декламирующий поэму о гибели Трои... визитная карточка или рекламный плакат? Нерон. Как горькая редька, скулы сводит.

7346
Карл Пилоти (1826-1886)

Клавдий Тацит, наш герой, вдруг, будучи девятилетним ребёнком, описывает эту трагедию вполне осмысленно. Нет, я вовсе не собираюсь оспаривать эту наблюдательность, чтоб не сказать о моём неверии впечатлениям девятилетнего отрока. Часто эти детские впечатления бывают повпечатлительней премудрого старца. Но всё это кажется мне довольно странным и неубедительным. И вот чем.
Царствование Нерона закончилось когда Тациту было тринадцать лет...
Ведь на памяти нашего героя были более очевидные в своей безжалостности забавы императоров. По сравнению с которыми нероновы затеи выглядят лишь неумелыми пробами пера ученика начальной школы. Историку тогда уже минуло двадцать пять лет, возраст, предполагающий в человеке разумном способность различать добро и зло. Он был сенатором, приближен ко двору и участвовал в светской жизни Рима, занимая почётные первые ряды, принадлежащие аристократам.

Взять хоть 80 год. Время правления императора Тита, весьма недолгого, длившегося пару лет, но ставшим для меня примером небрежной обыденности по отношению к человеческой жизни. И аристократ и самый распоследний плебей передвигались по ней канатоходцами, рискующими сорваться и вызвать злорадный восторг зевак, располагающихся внизу.
При этом народ величал его «любовью и утешением человеческого рода», он был причислен к лику святых после смерти. В чём же была причина столь верной любви? Он давал народу хлеба и зрелищ. Зрелища были не для слабонервных.

Вот описание празднеств, со слов одного неизвестного никому французского писателя,устроенных в честь окончания возведения римского Колизея, которое завершилось в 80 году н.э. Августейшим было велено длиться им сто дней. Было предложено изысканное кровавое меню празднеств.

Приблизительно так выглядел первый день веселья, который затмевает своими макабрическими деталями всё, проделанное скромником Нероном с гонимыми христианами.


День начался тревожным солнцем, которое не спешило сбросить оковы сна и осветить Вечный город. Его косматые лучи увязали в горизонте зари, будто стараясь оттянуть свой приход. Однако, оно восстало, слегка пыльно и хмуро. Нарядные толпы горожан не считаясь с капризами светила уже тянулись к громаде Колизея, стремясь занять лучшие места. Впрочем, лучшие места, в первых рядах были предназначены не им, а сенаторам, авгурам, жрецам, магистратам и прочим важным чиновникам. Весталки тоже имели свои почётные предназначения, не говоря уж и об императорской ложе. Ждали прихода цезаря, чей выход на арену возвестили оглушающие звуки фанфар и бешеные аплодисменты толпы. Насладившись народной любовью, Тит взошёл в свою ложу и подал знак начинать действо.

Как принято и по сию пору, на "разогрев" толпы были призваны ничтожные фокусники, да цирковые фигляры, которые были доступны на рыночных площадях и не вызывали интереса своей приевшейся повседневностью. Тем более, что с верхних ярусов их манипуляции были плохо различимы и толпа начала глухо ворчать, требуя чего-то более зажигательного.

Кстати, скажу сейчас отвратительную вещь, которая наверняка вызовет ко мне премногие осуждения. Я не верю в прогресс. Точнее, внешние обличия прогресса конечно, изменяются в лучшую сторону, в смысле изобретения спутника или туалетной бумаги с запахом персика, колесницы теперь не на конном ходу, а напичканы лошадиными силами, свет берётся из аккуратной лампочки, а не из чадящего факела ... это всё есть. Бесспорно.

Но человек, посади его и ныне в амфитеатр Колизея, и выведи на арену толпу гладиаторов на смертный бой, так и будет визжать от яростного восторга от возможности решить судьбу поверженного бойца большим пальцем руки, опустив его вниз, даруя смерть или подняв вверх, продлив его игрушечную жизнь.

Не все, не все ходили и тогда на эти представления, но количество непричастных этим затеям было бы соразмерно количеству нынешних интеллигентов в шляпах, да ещё нацепившим на себя очки... Они рисковали, эти нонконформисты и рисковали жизнью в подозрении неучастия, а значит были опасны в своём нежелании быть как все. И часто подозрительный и капризный властелин посылал им чёрную метку, предлагая самостоятельно поставить точку в их подозрительной для империи жизни.

nero_im_circus_1_640x468

Сражение, начавшееся как забава незаточенных мечей, вызвало гнев толпы своей невинностью и на арену вынесли блестящие в своей смертоносности клинки, вспарывающие животы, перерезающие глотки и вызывающие предсмертные хрипы и пузырение крови, уходящей в песок арены.

Победивший гладиатор, получив лавровый венок и увесистый кошель с золотом удалился под аплодисменты, а на сцену вышли ковёрные с крючьями, оттащить поверженные тела и прибрать мусор утраченных жизней, освежив пространство для новых баталий. Император, благосклонно взирал на радость вверенного ему народа, наслаждаясь приятным ветерком опахал, прохладительными напитками и невесомыми прикосновениями рабов, отирающим пот с его чела губками, напитанными лавандовой водой

Ожидалась экзотика - битва зверей. На арену были выпущены страусы и жирафы, специально привезённые из свежезавоёванных африканских провинций. Почуяв запах свободы животные стали бегать по арене, наполнив её забавной сутолокой. Мало кому из римлян удавалось прежде увидеть эти диковины, на лицах появились улыбки, которые впрочем, быстро угасли, когда на арену выбежали отряды лучников и стрелы со свистом стали прорезать пространство арены, находя свои жертвы среди обезумевших от страха животных, кое-кто из лучников пострадал тоже, впрочем, подоспевшие крючники особо не разбирали в этой куче трупов, кто есть кто, освобождая арену для новой забавы. Все были свалены в одну кучу.

На сей раз это были слоны с укреплёнными на их бивнях острыми мечами. Животных стали натравливать друг на друга, раздражая их уколами длинных пик и оглушительный рёв труб лишь добавлял смятение обезумевшим от ярости бойцам. После недолгой схватки, один из них пал, а другой метался по арене, ища себе новую жертву, которая и не замедлила появиться. Вывели приговорённого к смерти преступника. Слон должен был послужить орудием правосудия. Он справился со своей задачей довольно быстро, после чего его постигла та же участь...
Далее этот "неизвестный французский автор" продолжает живописать растерзание львами и тиграми толпы рабов и чем дальше я читаю это описание, тем больше сомнений вызывает оно во мне. По его словам, за эти четырнадцать недель были уничтожены 10 000 человек и 5 000 животных...

Сейчас, предполагая принять на веру хоть одну десятую часть этого действа, хочется бежать сломя голову от этого колосса, всегда напоминающего мне гнилой зуб и не видящей в нём ни капли красоты и величия. Никак. Когда я брожу около Колизея в свои римские визиты, отчего-то он внушает мне радикальное нежелание постоять на его арене, полазить по его амфитеатру, обласкать истёртые временем камни.

Что это? Откуда мог взяться в Риме французский писатель и вообще на чём он писал?
Вопрос совсем не праздный. Если посмотреть на методику изготовления пергамента, довольно сложную, который служил в то время "бумагой", то получается, что один лист можно было изготовить приблизительно за месяц! Стоил он баснословно дорого. И где его можно было сохранить, ну хоть до пятнадцатого века, когда заработал печатный станок, сделавший книгу доступной.
В песках Малой Азии? в неотапливаемых монастырских подвалах, наполненных крысами, пожирающими деликатесные слова с библиофильским восторгом. А ведь именно в их сырости были обнаружены практически все античные труды. Притом, в разбросанных по всей Европе монастырях. И кому вообще были нужны эти заметки "француза", когда и Франции никакой не было.

Тут, кстати,и всплывают Анналы Тацита дошедшие до нас в виде Медицийских списков. Первого и второго.

До этой поры были известны всё больше труды отцов церкви, старательно переписанные монастырскими писцами. Опять удивляемся. Труды были все написаны по-гречески, это какую же работу надо было проделать часто неграмотным монахам, чтобы разобраться в свитках папируса, часто писаных без знаков препинания, этаким потоком сознания, в котором ещё и надо было разобраться...

В 1309 году Папский престол был перенесён почти на 70 лет в город Авиньон и вольнодумцы всех мастей тотчас распоясались. Тут как раз и взошёл на престол "антипапа" Николай V - большой меценат и поклонник искусств и наук, античных традиций и основатель Ватиканской библиотеки. Другом ему был Козимо Медичи, фактически - правитель Флоренции, основатель торгово банковской компании, одной из крупнейших в Европе. Ярый противник католицизма. Даже на смертном одре призвал к себе не духовника, а философа, утешавшего его цитатами из греческих философов.

56f817064b87

К тому времени пал Константинополь. Это случилось в 1453 году И Восточно Римскую империю сменила на 500 лет Османская империя. Впрочем, мне больше нравится имя Византия.
Но История, как ни странно, не придумала ничего нового. Кроме декораций , бутафории и смены костюмов персонажей, конечно.
Что в России после Октябрьского переворота все достойнейшие умы бежали или были изгнаны из этой поверженной страны, а те, кто не бежал, был искоренён, что в Византии...
Вот пишет историк:
" Однако, в минуты политической и экономической гибели эллинизм как бы собирал все свои силы, чтобы показать живучесть вечной культурной классической идеи и этим самым создать надежду на будущее эллинское возрождение XIV века. «Накануне всеобщего падения, — по словам историка, — вся Эллада собирала умственную энергию, чтобы засветиться последним блеском» и множество греческих беглецов - учёных и художников - нашли себе приют в Италии."
Совершенно замечательные слова, только заменив греческий на русский, а Италию на Европу, Америку... - всё это можно отнести к новейшему времени.
Кстати греки эти попали не только в Италию, они рассосались по всей европейской территории, в том числе пожаловали и к нам, в Россию. Хотя, лишь небольшая часть, к сожалению. И это понятно, какой дурак поедет в сумеречную снежную страну, когда под боком - море, солнце, пляж... Хотя, находились и такие...

174891_640

Это Феофан Грек - великий живописец, как мне кажется. Строго говоря, к падению Византии он имеет весьма слабое отношение) Его, к тому времени уже не было с нами, скончался, как пишут, где-то лет за 50 до падения Константинополя.

Среди них выделялся мыслитель Плифон, он настолько увлёк Козимо Медичи и итальянских гуманистов своими работами о великих древнегреческих философах Платоне и Аристотеле, а точнее борьбой между "платонизмом" и "аристотелизмом", если так можно сказать, что добился основания Платоновской академии во Флоренции.

Пребывание византийского философа во Флоренции можно рассматривать как один из важнейших моментов в истории перенесения древнегреческой науки в Италию и особенно возрождения платоновской философии на Западе.
Можно так рассматривать, а можно и иначе. Ведь кроме Плифона приехали ещё тысячи художников, философов, педагогов, музыкантов. И жили на территории Италии тоже тысячи греков. И греческий язык был вполне привычен итальянскому уху и понятен, притом и принят в интеллектуальных кругах.
Жил в то же время Поджо Браччолини, великий человек, которому сейчас приписывают авторство многих античных рукописей. Но, если посмотреть на список того, что ему приписывают... то, боюсь, один человек не справился бы с подобной задачей. Просто, жизни не хватило бы. должна была работать целая "фабрика-кухня", или издательство, как это называется нынче...

Надеюсь продолжить, хоть в моём сознании теплится мысль о том, что мы лабораторный материал, помещённый на предметное стекло и рассматриваемый пристрастным оком исследователя. А способен ли он рассуждать, этот материал, или он в полной власти лаборанта, окрашивающего препарат в разные цвета, в зависимости от задач, поставленных перед ним... кем? доцентом, профессором... не знаю

  • 1
Я два раза была в Колизее: днем и ночью. Ночной Колизей как красивая игрушка с правильным подсветом, неотЪемлимая часть городского пейзажа. Днем-толпы туристов с раскосыми глазами и огромными фотоаппаратами. Я не смогла представить ни бои. ни зрителей. ни одного сюжета из фильмов.
И тем более мне не пришли бы в голову такие рассуждения о прогрессе. Что у Вас в черепушке?))) Мне кажется, что Вы правы: мы облегчаем себе жизнь, улучшаем её бытовые условия и совершенно не меняя свою основную сущность, ту что заложена природой или кем-то: люди-звери, живущие инстинктом.
Человеки придумывали мифы, легенды, глядя на сущностей, непохожих на себя... откуда они и что им было нужно возле себя, кто их создал, чьи они? А все очень просто: афродиты, кентавры, пегасы, гаргоны-это те же человеки, все описано, написано и кем-то прочитано и оказывается так просто
Моё Вам восхищение и признание. Это лучший журнал ЖЖ!!!!!!!!!!!!!!!!!! :) И по-домашнему, никого нет)

Да ты сама можешь прекрасно писать всякие заметки:) Отчего этим не занимаешься?
эти все пегасы, афродитами - суть матрицы, вобравшие в себя основные черты, которые присущи людям, а люди позже делаются их копиями. В замисимости от умения делателя, более концентрированными, или разжиженными) Мне так кажется. Это болванки, заготовки, эти пегасы все:)
А что у меня в башке и самой чаще всего непонятно:)
Я была у Колизея как-то на католическую Пасху. Жуткое дело! Чистое язычество. Всё действо происходят в Колизее.

Чтобы писать-нужно много знать. читать, переработать кучу информации, заниматься изучением слов, знать их значение и употреблять к месту. Вот я написала "кучу информации" - такая грубая ошибка, а что мне переписывать предложение? Хотя мне бы это было очень интересно и у меня бы получилось. По крайней мере я бы не воровала ни чьи темы и мысли и не повторяла бы чье-то.
Я в детстве смотрела страшный фильм, не знаю как называется, там делали опыты над людьми: пришивали головы зверей к телам людей((( Жуть такая. Недавно читала довольно аргументированную версию, с рисунками, что древние тоже грешили такими опытами.
Меня Колизей не впечатлил. А об Италии Пишет на моём любимом сайте один человек, психоделические стихи, с какой-то удивительной внутренней музыкой. Я всегда представляю какие-нибудь картинки, по крайней мере, когда читаю, то мо1 сознание изменяется)
Спасибо. Было очень интересно прочесть, что Вы написали, пошевелить внутри черепушки.)

Видимо. это "Остров доктора Моро" Уэлса.
Книга замечательная, читанная в детстве:)
дай ссылку, с удовольствием почитаю, если не секрет, конечно. Очень нравится твой выбор. Вот suzemka, например. Это же прелесть, до чего хороший человек!)
О! и чего только древние не делали! И были ли они вообще "древнеми" - вот в чём вопрос!

Я опять мешаю( Я же писала о Ф И Л Ь М Е! Помню только один сюжет: он лежит в постели, поворачивается на бок, а рядом голова животного с телом человека. Мне так было страшно! Я до сих пор ужастики смотрю и прикрываю глаза, смотрю через ресницы.:)
У него очень интересный журнал, он подбирает музыку к своим рассказам. Много времени уходит на это все. Мне нравятся сами люди, которые не сидят на печи и ждут такси к богу, а в свои полвека получил всяческие корочки и гоняет под парусом, Саша Лиснянский в свои за 50 на велике объездил полмира. Чудо-люди. Но вредные. Так с мужчинами тяжело(, а женщины еще хуже(

И какая разница? Я поняла, что о фильме), но в основу сценария легла эта идея.
Я вообще не смотрю. Страшно пугаясь, понимая при том, всю абсурдность этих страхов:)
Времени уходит много на всё это... на фотографии, обработку их, да и рассортировать иной раз бывает тяжело, а потом что-либо отыскать)
Время. проведённое в таких трудах только обогащает и не старит, а останавливается, а иногда течёт вспять:)

Вряд ли время течет вспять:)-это иллюзия

да, иллюзия, но кто скажет, что мы живём не в мире иллюзий?:)
Вопрос самоощущения. И кто знает, быть может мы сейчас вообще не живём, а спим и нам показывают кино про нас)

:) Когда мы в детстве играли с солдатиками, это такие маленькие красненькие таракашки, то я думала, что мы для них как гулливеры или циклопы:огромные и страшные. Они настолько маленькие, что просто нас не видят, а мы что-то с ними делаем. Про инопланетян я еще не знала. Но думала, а вдруг кто -то так же наблюдает за нами. Или интересно было смотреть как суетятся муравьи, очень организованные господа и нафиг мы им были нужны со своими маленькими соломинками.
И ничего смешного в том, что Вы сказали. Мир ведь не одномерный. И я всегда думаю. что где-то рядом. но в другом измерении такая же я. Да сколько официальных примеров как самолеты пропадали на несколько часов, а у людей часы показывали секунды или корабли. Мы только подошли к границе такого знания. потому что стали немного верить и собирать такие факты. не бояться говорить о таком, чтоб у виска пальцем не крутили)

А почему люди обижают других людей в интернете? У них что все так плохо, что надо сделать что-нибудь плохой другому? Неужели от этого бывает хорошо?

:) Любому ребёнку приходят такие мысли в голову, потому что ему ещё не выбили из головы остатки генетической памяти.
Кто тебя обижает? Говори. Я пойду и поражу негодяя острым словом.
Меня пока никто не обижал, даже хочется иногда поскандалить:)))шучу

Поэтому с детьми и интересно.
Вы же не ходите по злачным местам, Вы-приличная женщина, Вы даже не знаете где они находятся:) А меня тянет, тянет...., а там сразу прогонялки((( Я как маленькая Маша из мультика, задрала голову вверх, а надо мной гулливеры (ведмедики), в кружок собрались и не прошмыгнешь (((

Какие-нибудь бабы-писательницы примоднённые, али философы удручённые?:)
У этих персонажей такие группы поддержки! Порвут в клочья всем миром:), коль чирикнешь что не по шёрстке)
Смешно это наблюдать чужие надутые щёки), если временем располагаешь, отчего не позабавляться?

Вы что? Я с женщинами не дружу. Мне только с Вами интересно, Вы так чудесно мыслите и излагаете. а там довольно симпатичный мужчина, труженик, человечище-противоречище. Только сильный матершинник и пьяный в туалете валяется. Ну с кем не бывает, даже со мной)Шучу.

Хм, ну если он не отвечает на призывы столь милой особы, не следует ли задуматься о его непростой ориентации в пространстве?:) Или, ужо пущай он там и валяется в компании с фаянсовой чашей:)

Вы что? Какая ориентация? он отец-героинь (не героин) А вообще, никаких призывов. Каждому свое, ему девушку из его окружения и никаких золушек. Может таким принцам и хорошо, но золушка всегда будет себя чувствовать себя рядом девкой-чернавкой.

Я уже хочу бай-бай)
Спокойной ночи! Спасибо!)

Мы етали в Рим на три дня всей семьёй. Погуляли возле колизея. Спрашиваю ребёнка (11 лет): ну как. Красиво? Не, не очень, вот может когда его починят. %)

:)) Ну и вот, у молодёжи уже совсем иное восприятие истории. Тут уж дело за родителями... А вообще и не знаю, нужно ли это будет кому.

Ани по истории проходят древний Рим и Грецию. У нас дома есть большие иллюстрированные книги по истории древнего Египта и Греции, адаптированные для детей его возраста. Рон их с удовольствием читал, и я думала что ему будет интересно увидеть всё воочию, все эти остатки, но он просто не привык видеть и уважить старину. В его мире всё новое и глянцевое. Кроме того было очень жарко, было тяжело гулять среди раскопок и дети теряют интерес. Я думаю ещё поездят сами.

Алла, сама и ответила... И абсолютно верно.
Этот глянец и мультяшки и погубят мир в конце концов. Видимо, так и предназначено кем-то.
Я оттого и стараюсь ездить в Италию не летом, а в плохую, по итальянским понятиям, конечно, погоду:) В жару только на море и можно сидеть, но не ходить по городу, где и камни раскаляются

  • 1
?

Log in

No account? Create an account