?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Природа обольщения всего народа и отдельных представителей его. Тайны тоталитаризма.
артишок
artischok
Читаю мемуары Альберта Шпеера, "придворного" архитектора Гитлера. Он писал их в тюрьме Шпандау, где отбывал двадцатилетний срок заключения по приговору Нюрнбергского трибунала. Кстати, до конца ещё не дочитала. Представляете себе, двадцать лет человек писал и правил, и размышлял о том, как же он мог поддаться харизме фюрера и войти в первый круг приближённых, наряду с Гиммлером, Герингом, Гессе, Борманом... Эта мысль не давала ему покоя. Он пытался понять. Я тоже пытаюсь, вслед за ним...

5942401
С Евой Браун.

Да что говорить об этом архитекторе, выходце из либеральной среды, представителе третьего архитектурного поколения, когда шестидесятимиллионный народ был обольщён безоговорочно и готов был бросить свои жизни под ноги этого невзрачного, добродушного, демократичного, поначалу, человека.

1277827020_56

Я думаю всё на этот счёт и кое-что приходит мне в голову. Вероятно, эти мои домыслы не совсем соответствуют реальности. Говорить об этом сложно, не было меня ещё в той жизни... Могу судить лишь по запискам, разрозненным воспоминаниям, которые почти всегда несут момент подсознательного самооправдания авторов. А как вы хотели, если читая мемуары Шпеера видишь, что он мучительно пытается объяснить этот феномен. Оправдывал себя, в начале своей деятельности, совместным воплощением грандиозных архитектурных замыслов, а уже чуть позже, в 1942 году, будучи назначенным рейхсминистром вооружений и боеприпасов, руководил практически всей военной промышленностью рейха и её переориентацией на тотальную войну... Впрочем, "придворный архитектор" честен перед собой и пишет, что сила власти и колоссальных денежных средств, которые поступали в его распоряжение, абсолютно лишили его чувства реальности. И жил он в мире уже не людей, а в недрах какого-то страшного механизма разрушения, где люди были винтиками, цепными передачами, колёсиками, зубчиками...

А как же быть обывателю, не владеющему всей информационной картиной происходящего, в ужасе застывшему перед открывающимися безднами после краха диктатора? Здесь невольно возникает мысль о потусторонних силах, внедривших в сознание искажённую картину действительности. Тут тайна и загадка.
И она никак не поддаётся разгадке. И я хочу понять.

germao05

Кое что проясняется, впрочем, туман ещё окутывает эти картины. Грандиозные вполне, ибо в них участвуют огромные массы народа. И противостоит им один человек. Это в начале его пути восхождения на Олимп власти. Так было. Когда он только выдвинулся на политическую арену. И ещё не организовалась бюрократическая машина властного подчинения. Машина, чисто немецкая, мощная, хорошо смазанная, работающая без шума, как мотор даймлер бенца.

germao02

Вот Шпеер пишет, как он присутствовал на встрече Гитлера со студентами Берлинского университета. Цитата большая, но она неизбежна для понимания:

"Студенческая молодежь того времени искала свои идеалы преимущественно в лагере экстремистов, и гитлеровская партия как раз и обратилась к идеализму этого мятущегося поколения. А разве Тессенов 1. не подстегивал их фанатизм? Примерно в 1931 г. он высказался следующим образом: «По всей видимости, должен будет появиться кто-то с совсем примитивным сознанием. Мышление наших современников стало слишком уж сложным. Необразованный человек, какой-нибудь крестьянин гораздо легче смог бы решить все проблемы, именно потому, что он еще не испорчен. Он также нашел бы в себе силы для реализации своих простых идей{*123}. Нам казалось, это беглое замечание применимо к Гитлеру.
В это время Гитлер выступал на берлинской «Заячьей пустоши» перед студентами Берлинского университета и Технического института. Мои студенты потащили меня, правда, еще не убежденного, но колеблющегося, с собой, и я пошел. Грязные стены, узкие проходы и неухоженные интерьеры производили впечатление бедности; обычно здесь проходили рабочие пирушки. Зал был переполнен. Казалось, будто почти все студенчество Берлина хотело видеть и слышать этого человека, которому его сторонники приписывали столько замечательного, а противники так много плохого. Многочисленная профессура сидела на почетных местах в центре лишенных каких-либо украшений подмостков; ее присутствие, собственно, только и придавало общественное значение этому мероприятию. Нашей группе тоже удалось пробиться на хорошие места на трибуне недалеко от оратора.
Гитлер появился, приветствуемый многочисленными сторонниками из числа студентов. Уже сам по себе этот восторг произвел на меня большое впечатление. Но и его выступление было для меня неожиданностью. На плакатах и карикатурах его изображали в гимнастерке с портупеей, с нарукавной повязкой со свастикой и с диковатой челкой. Здесь же он появился в хорошо сидящем синем костюме, он старался продемонстрировать хорошие буржуазные манеры, все подчеркивало впечатление разумной сдержанности. Позднее я узнал, что он отлично умел — осознанно или интуитивно — приспосабливаться к своему окружению.
Всеми силами, чуть ли не выражая свое недовольство, он пытался положить конец продолжавшимся несколько минут овациям. То, как он затем тихим голосом, медленно и как-то робко начал даже не речь, а своего рода исторический доклад, подействовало на меня завораживающе, тем более, что это противоречило всем моим ожиданиям, основывающимся на пропаганде его противников. Я ожидал увидеть истеричного демагога, визжащего, жестикулирующего фанатика в военной форме. Даже бурные аплодисменты не смогли сбить его со спокойно-наставительного тона.

Bundesarchiv_Bild_183-2004-1103-500_Obersalzberg_Albert_Speer_Adolf_Hitler

Казалось, что он раскованно и откровенно делился своей озабоченностью относительно будущего. Его иронию смягчал юмор уверенного в себе человека, его южно-немецкий шарм вызывал у меня ностальгию, немыслимо, чтобы холодному пруссаку удалось бы поймать меня в свои сети. Первоначальная робость Гитлера вскоре исчезла; теперь он уже повысил тон, заговорил внушительнее и с большой силой убеждения. Это впечатление было намного глубже, чем сама речь, от которой у меня в памяти осталось немного.
Сверх того, меня захватил прямо-таки физический ощущаемый восторг, вызываемый каждой фразой оратора. Это чувство развеяло в прах все скептические предубеждения. Противники не выступили. Отсюда возникло, по крайней мере на какое-то время, ложное ощущение единодушия. Под конец Гитлер, казалось, говорил уже не для того, чтобы убеждать, гораздо в большей степени он казался человеком, уверенным в том, что он выражает ожидания публики, превратившейся в единую массу. Так, как если бы речь шла о простейшем деле в мире — привести в состояние покорности и повести за собой студентов и часть преподавателей двух крупнейших учебных заведений Германии. Притом в этот вечер он еще не был абсолютным повелителем, защищенным от всякой критики, напротив, он был открыт нападкам со всех сторон"

Далее автор пишет о своём посещении митинга во дворце спорта. Выступал гауляйтер Берлина Геббельс. Его выверенная и продуманная речь не произвела особого впечатления на нашего автора. Народ, укрепившийся самосознанием, стал расходиться. Но, воодушевлённые пламенными речами люди занимали всю проезжую часть. Предвидя беспорядки, на Потсдамской улице их ожидали наряды полицейских с дубинками и грузовики прятались в соседних улочках. Знакомая картина, не находите?... Конные полицейские врезались в толпу, желая освободить проезжую часть...

"Взволнованно следил я за происходящим, до сих пор я не сталкивался с таким применением силы. Одновременно я почувствовал, как мной овладело чувство солидарности, складывающееся из сочувствия и протеста, вероятно, ничего общего не имевшее с политическими мотивами. Собственно говоря, не произошло ничего чрезвычайного. Не было даже раненых. Через несколько дней я подал заявление о приеме в партию и в январе 1931 г. получил членский билет НСДАП № 474481.
Это было решение, начисто лишенное всякого драматизма. Я также не очень ощущал себя с этого момента и навечно членом политической партии: я избрал себе не НСДАП, а принял сторону Гитлера, с первой встречи покорившего и больше уже не отпускавшего меня. Сила его воздействия, сама магия его далеко не приятного голоса, чужеродность его скорее банального манерничанья, соблазнительная простота, с которой он подходил к нашим сложным проблемам, все это приводило меня в замешательство и очаровывало. О его программе почти ничего не было известно. Он завоевал меня, прежде чем я это понял."

Да, вот так. На сегодня всё. Это я к тому, как на человека культуры, человека творческой профессии, могут повлиять такие, казалось бы, непритязательные вещи. Что там эти полицейские разгоны, где не было даже пострадавших и приговорённых к тюремным заключениям? Так, ерунда... Однако. Видимо, накрыла тогда Германию идея безвременья и безысходности, связанная с экономическим кризисом и политической бесперспективностью Веймарской Республики. Она требовала какого-то энергетического сгустка, объединяющего нацию, воплощённого в реальном Герое. Каким бы он ни был. В этом и трагизм всей ситуации, приведший к потрясениям, обрушившимся на мир очень и очень скоро.

soup-kitchen-photo

  • 1
Сузьте слегка тему эссе:) С удовольствием подумаю.
Человек реальный?) Если виртуальный, то давайте ссылочку:)
Поборемся)

Ммм... Скажем так - существует ли много различных ценностей, за некоторые из коих и умереть не жаль, или же ценность лишь одна - жизнь, а все остальное что зовется ценностями - это лишь инструменты для её обеспечения и самопожертвование происходит не в угоду им, а в угоду жизни, если не своей, то жизнь рода или жизни как таковой и это инстинкт, а все иные случаи самопожертвования - психические расстройства. Вот такая тема:) А ссылку не дам, дабы не нарушить чистоты независимой мысли.) Потом если только)

Угу. вопрос ясен.
Странно, что никогда не приходило в голову о психических расстройствах...
Попробую, но не обещаю быстро, есть кое-какие планы, не позволяющие засесть тотчас же:)
А может, как раз и наоборот получится)
Будет интересно позже посмотреть на эту дискуссию:) У Вас они бывают весьма интересны. Помните про Улугбека, мне кажется, было очень занятно)

Я, в конечном счете, по "околоулугбекской" теме статью написал:) В Августе журнал выйдет - поделюсь текстом. Собственно, и по теме ценностей я собрался написать материал для рецензируемого журнала. Даже вводную часть уже сделал, но потом меня отвлекли структурой ВВП античных государств Европы и я отложил написание до июля.) Выйдя в отпуск писать будет много приятнее:)

Знаешь, давай перейдём на *ты*:) наше долгое знакомство уже позволяет сделать этот шаг:)
Я чуть почитала по этой "околоулугбекской" теме, через призму Марко Поло и ещё кое-что. Интересно это всё и убеждает в незыблемости устройства, невзирая не времена. И мне кажется, что это работает и нынче. Определённый планетарный порядок, насыщенный только новыми словами.
Июль я буду за городом, времени будет больше и возможностей тоже провести кое-какие исследования, будет тоже больше:) И это хорошо. Очень тебя понимаю)
Ах, несчастный человек, вынужденный отдавать своё время работе! Но тем приятней возможность не отрываться от любимого дела в июле:)

Да, конечно:)
Что касается работы, то я не могу сказать, что отдаю ей свое время, социальный проект в котором я был занят изначально закрыт еще прошлым летом и с тех пор я занимался на работе тем же, чем и дома - сидел за ПК в интернете.:) Мне эта "работа" понадобилась по формальным причинам - оформить документы к защите диссертации. Там листок по учету кадров, заполняемый в отделе кадров должен присутствовать, вот ради этой бумажки и пошел:) В конце июля эту бумажку возьму и уволюсь)

О ужас!:) Вот так самые высокие намерения могут разбиться о бюрократический препон... А где же эти счастливцы праздные?:)
Но, согласись, что в нынешних реалиях, наше существование облегчает этот волшебный ящик)Он таки даёт чувство свободы:)

Я разобрался в теме:) Выводами пока не делюсь, но поделюсь тем что меня на них натолкнуло - из книги Татьяны Горичевой:

Так и пошло: от каменных неживых орудий до же­
лезных тракторов и холодных компьютеров — везде гримасы застылого,
невротического мира техники. Отсутствие риска сделало землю очень
маленькой и очень смешной.
И логика нашего времени совершенно иная, не картезианская, не
гегельянская. Мы выпали из периода "классики". Когда Гельдерлин,
Гегель и Ницше говорили о "смерти Бога", то была еще классическая,
христианская эсхатология. Разговор о "нигилизме" велся в рамках при­
вычных, христианских ценностей. Бог умер для того, чтобы воскреснуть.
Смерть сегодня понимается совершенно по-друюму. После второй,
апокалипсической смерти не воскресают. Как сказано в Откровении
св. Иоанна Богослова, это смерть окончательная. Поэтому чуткие к каче­
ству времени художники, поэты и философы отмечают: хотя многие из
нас живут еще физически, духовно они уже умерли.
Одна из характеристик новой логики: сегодня мы не можем мыслить
частично — все становится тотальным. Физическое всегда отражало ду­
ховное: если нам грозит уничтожение, то уничтожение тотальное, атом­
ное, окончательное, если мы, одержимые тупым потребительством и
чувством власти, оскорбили, засорили и убили землю, то всю землю в
целом: сегодня нет уголков душеспасительной "дикости", цивилизация
отравила и обезобразила весь земной шар, без остатка.
Логика целостнЪсти уже проложила себе дорогу в ядерной физике, где
отказались от элементарных, материальных частиц, в различных обла­
стях знания: в психосоматических дисциплинах, например, где обяза­
тельно учитывается "эффект обратного воздействия" и т. д.
Но не только целостность — признак нового (о целостном познании
говорили уже давно, начиная с романтизма). Алокалипсичность — это
катастрофа без причин. Она — первое приближение к аду, ибо невыноси­
мость ада — в его необъяснимости и бесконечности. Тоска, ужас, кошмар
— все эти понятия сегодня не работают, они "человечны, слишком чело­
вечны". Экстаз серости — уже ближе. Серое равенство — равно-душие,
без-различие — заставляет нас отказаться от любых "козлов отпуще­
ния", мотиваций и объяснений.
Логика нового, апокалипсического времени отличается и от логики
научной (пространственной) и от логики герменевтической (временной).
В пространстве большая причина рождает и большее следствие, во време­
ни не так: минимальная причина может породить огромные следствия. В
апокалипсической перспективе вообще нет ни причин, ни следствий. Там
есть только целое, познать которое можно лишь находясь в нем.

О, как это всё прекрасно и непонятно:)
Славная Дама, и славные мысли...
Они могут быть облечены в разные одежды и под ними может быть подведена любая база и найдены всевозможные оправдания и обоснования. На то они и философы, пытающиеся объяснить свой апокалипсис в душе.
Я, в этом смысле попроще. Вероятно, оттого, что живу на свежем воздухе и вижу, что в человеке ничего не меняется. Не меняется. И всё тут. И путь его предопределён. Не им. Как бы он не крутился.
Он ведом. Кем, я не знаю, тут можно предположить и нафантазировать, что угодно. Красивое и некрасивое.
Люди всегда стремятся к тому, чтобы ими управляли и хотят избавиться от ответственности за свои деяния.
Сейчас появились прекрасные, скоростные методы их управления. Те самые бездушные железки компьютеры айфоны и прочие эти чепухи.
Не далее, как вчера, была прекрасная иллюстрация этого. В Москве состоялась велоночь, все были на одной волне с наушниками и им давали определённый маршрут по которому они и следовали коллективно.... Вот и всё. Чем не иллюстрация нынешней ментальности?
А малое число избранных, будет строить базисы и теории и наслаждаться этим и видеть в этом смысл жизни и возможность просветить человечество, которому это совсем не нужно. Точнее, это нужно о,00001%. Думаю, что Вы уж точно к ним принадлежите:)
А я просто живу и пытаюсь понять свой мир и мне хорошо:)

Эта дама натолкнула меня на мысли о сущности современных устремлений к духовности, к Богу.:) Сегодня нас все чаще стали призывать устремиться к ценностям духа, обретение которых становится достижимо лишь в единении с божественным. Все эти ужасы бездуховного Запада, весь этот Содом, где найдет праведник защиту от них, как не в Боге?:) Так говорят сегодня все чаще, а рупоры государственной мощи разносят эти слова по бескрайним пустотам умов граждан нашей необъятной Родины. Разносят забывая лишь об одном - Бог умер, умер той окончательно апокалипсической смертью после которой не воскресают. Забывая об этом, или все-таки помня, они всеми силами помогают нам устремится прочь из прорастающего вокруг нас ада к истинным ценностям, причастным почившего Бога и озаренным светом Его божественного ничто.:)
А многие просто живут, пользуясь благами материального мира - душем, мягкими креслами и красивой посудой. И это правильно.)

Хм, а почему истинные ценности должны исходить от Одной Сущности? Определённой и означенной словом Бог. Которое имеет вполне конкретные очертания. Со всем своим прикладом в виде домов его обитания, образов, письменности, мифов и проч?:) получается, что образ его приближен к повседневному восприятию обывателя и доступен для обсуждения и осуждения. Он, как бы вполне свой, но в то же время и стоит надо всеми управителем и руководителем?:)
При таких условиях существования, он вызывает недовольство своими действиями или бездействиями. И в конце концов бывает смещён и растоптан. То есть, умирает той самой апокалипсической смертью.
Я в такого Бога и не верила никогда... Его и не было, думаю. Я верю в другое:)

Это система идей, вроде иерархии, её начали выстраивать еще древние греки, а завершенные очертания она приобрела в христианстве, в начале нашей эры. Бог в этой иерархии идей выполнял вполне определенную роль, вмещая их в себя. Идеи содержались в нем как дырки в сыре, он обеспечивал их единство и постоянство. Т.е. люди освоили окружающий мир, сформировали такую вот систему и жили сообразно ей почти две тысячи лет. А потом Бога не стало, сыр исчез, а дырки остались:) При этом, они изначально были не просто пустые дырки, а с содержанием.:) Ведь почти все идеи или слова имеют воплощение в окружающем мире - это и есть содержание. Оно никуда не делось, но пропали границы и от легкого толчка содержание начало покидать свое привычное место, стекать на дно и смешиваться там в мутную массу, а идеи - они вроде как и остаются на прежнем месте, но они пусты.:) Это все, конечно, очень криво я объяснил, но смысл должно передать, надеюсь:)

Совсем не криво:) Я очень даже люблю сыр)
Мне кажется, что идеи возникли гораздо раньше и тут не надо забывать про весь комплекс правил, существующих во всех религиозных учениях. Они же одинаковы по сути своей. Отчего брать одно христианство? И отчего именно оно приняло на себя этот удар?
Что происходит в мусульманском мире? Мне кажется, что он в своих религиозных догмах достаточно стабилен?
Вот исходя из смысла Вашего объяснения и возникает этот вопрос:) Давайте ответ:)

Да, идеи возникли раньше. Согласно Библии и еврейским мистикам сейчас идет семьдесят шестой век от сотворения мира. Столько всего случилось за эти годы... Не находите? Нам говорят что человеку как виду десятки тысяч лет, но человек ли это был?:) Ведь выходит что с одной стороны у нас десятки тысяч лет пустоты и с другой - 76 веков истории. И что было в начале этой истории? Что положило ей начало? Не Слово ли? Придя из сферы Духа оно начало порождать другие слова - возникла твердь, стали появляться животные, растения и наконец человек. Возник целый мир - мир слов, мир идей, Эдем. Что случилось потом - известно.:) И вот мы здесь. Мусульмане просто немного отстают во времени, они застыли в средневековье и глядя оттуда на перспективу не желают и сдвинутся с места. Но это их не спасет.:)

Вот уж да:)случилось много, но всему ли мы можем верить, из случившегося? 76 веков историЙ...ага!
У меня представление о Слове с Вашим не расходится, это очень красиво и одухотворённо. Как нам без слова?
Но у меня сейчас создаётся впечатление, что слова несколько девальвированы, они не имеют того духовного наполнения и силы. И фраза становится похожа на красивую погремушку.
Мысль верная, про застывших в средневековье), если они пожелают сдвинуться с места. боюсь, это будут уже не мусульмане, а что-то совсем другое. надо будет изобретать новую идею.
А есть ли такая идея вообще, которая может спасти? Здесь и сейчас.

  • 1