artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Category:
  • Mood:

Краткий обзор выставки "Дегенеративное искусство" Мюнхен 1937 год.

Г. Гиммлер присваивает 14 конфискованных музейных произведений "дегенеративного искусства" ( четыре полотна Ван Гога, четыре - Эдварда Мунка, три - Франца Марка, по одному - Гогена, Сезанна, Синьяка)....
signac_venice
Синьяк. 1905г.Венеция


Мы решили, наконец, поговорить о Швиттерсе. Но не совершив небольшой экскурс в реалии того времени не сможем понять той обстановки, которая сложилась в Германии к 1937 году.

Фюрер, обладающий к тому времени безграничной властью, владеющий умами масс, гипнотизирующий их своими речами, ведущий чистокровный арийский народ к процветанию,настоящий вожак племени. Как сейчас бы сказали - альфа-самец, наполнивший границы своего владычества туманом древнегерманских преданий, погибших богов, загадочных рунических писаний и древних восточных символов;) космическими излучениями, влияющими на гены и хромосомы гомо сапиенса и превращающими его в сущность избранную;) орлами и мечами, руинами древнегреческих храмов, циклопическими факельными шествиями, в циклопических же пространствах площадей, осенённых колоннами и знамёнами;) крепкими здоровыми девушками и мускулистыми воинами. Всё это облетали валькирии парсифали рыцари грааля под музыку Вагнера, но Творец там был лишь один.

И он не скупился на зрелища для народа. Шестидесятимилионный народ обольщённый ловким манипулятором с радостью предавался воинскими играми древних тевтонов, исполняя языческие ритуалы, царившими на многочисленных праздниках, по сути своей языческих, возрождённых фюрером.

Границы этого царства были строго очерчены до поры до времени. В перспективе они должны были расширяться, охватывая весь мир. И на охране их стоял узкий круг верных соратников - посвящённых. Кстати, для верхушки НСДАП устраивались и более изысканные забавы -эротическая "Ночь амазонок" в баварском замке Нимфенбург запомнилась надолго высшему командованию СС... или свадьбы высшего руководства Рейха, осенённые присутствием самого фюрера и, кто знает, не было ли великой честью для брачующихся некое апостериорное знание о соответствии невесты высоким идеалам жены и матери, призванной принести на алтарь рейха своих младенцев!

Любой несогласный с новым вероучением должен был быть наказан.

Чтобы более наглядно прояснить эстетическую концепцию "творца", следует обратиться к каталогу выставки "Дегенеративное искусство". Именно в нём и были выражены основные эстетические, а главное, духовные контрапункты строителя нового мира. Не надо забывать, что идеи христианского Бога были признаны в Рейхе ненужными для повседневного употребления великой нации будущего.

1590_Haus_der_Deutschen_Kunst_1

Текст каталога выставки дегенеративного искусства призывает всех германцев к племенной сплоченности против сил вырождения, вызванных к жизни анархистом, большевиком и Евреем. Выдает этого многоглавого врага авангардное искусство: его установки и ведут к такому вырождению. Дегенеративным же это искусство является постольку, поскольку оно затрагивает исконные ценности племени: варварством изобразительных средств — извращением восприятия формы и цвета, сознательным искажением рисунка, бессмысленностью сюжетов — оно посягает на саму германскую кровь.

95a89171a01d
Пауль Клее(1879-1940) Вокруг рыбы

Больной мозг авангардиста, читаем мы в этих заметках, позволяет себе оскорблять окружающих вызывающе дерзкими поделками, которых не потерпели бы в былые времена. Он покушается на ценности самосохранения сообщества — будь то ценности боевые или моральные.
Artillerymen
Эрнст Кирхнер.(1880-1938) Артиллеристы.

Немцы в его изображении выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению этого порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка.

beckmann_familienbildnis_604
Макс Бекман (1884-1950) Семейный портрет.

Он воспевает уродство. Наконец, расовым идеалом ему видится негр или уроженец островов Южного полушария.
В своей речи на открытии Дома немецкого искусства {Haus der Deutschen Kunst) в Мюнхене, пространно цитируемой в каталоге, Гитлер заявляет:
«Что же они производят? Бесформенных ублюдков, идиотов, женщин, способных внушать лишь ужас, мужчин, в которых больше звериного, чем человеческого, и детей, которых, будь они обречены и дальше жить в таком виде, следовало бы счесть карой Божьей! И эти закоснелые дилетанты осмеливаются выдавать подобное за искусство нашего времени — то есть выражение того настроя, что формирует нашу эпоху, оставляет на ней свой след!»

76585089_large_619
Отто Дикс. (1891-1969) Триптих "Большой город"

Рассуждения Гитлера становятся особенно вдохновенными, когда речь заходит о деформациях в живописи авангарда. Помимо африканца как расового идеала, в «современном» искусстве вырисовывается другой образец: идиот, дебил, паралитик или же человекоподобная фигура, которая, по мнению авторов каталога, скорее подошла бы горилле, а не человеку.

pic119
Макс Эрнст (1891-1976) Искушение Святого Антония

Повсеместное превознесение подобного искусства можно объяснить лишь засильем евреев в прессе. Гитлер убежден: за всем этим стоит Еврей, идет ли речь о мнимых художниках или иных глашатаях дегенеративного (читай: еврейского) искусства. Среди этих неуравновешенных умов — поди знай, что они имели в виду, когда брались за кисть или карандаш, — находятся и такие, что «творят» лишь при помощи отбросов (Курт Швиттерс). Эти так называемые художники объединяются вокруг показных, дутых лозунгов, которые на деле являются отговорками, глупой и лживой болтовней: чего стоят хотя бы фразы типа «внутренний опыт» (inneres Erleben), «глубокое убеждение» (starke Besinnung), «мощная воля» (kraftvolles Wollen), «чувство, залог грядущего» (zukunftstra-chtige Empfindung), «поза героя» (heroische Haltung), «знаковое отождествление» (bedeutsames Einfühlen), «переживаемая эпоха» (erlebte Zeitordnung), «исконная примитивность» (ursprungliche Primitivität) и пр. Все это суть измышления и уловки.

1312283873_024
Эдвард Мунк (1863-1944)


Таким бесплотным умствованиям необходимо противопоставить исходящую от Государства строгость. Художник должен уметь творить и знать, что он творит. Новые времена создает не искусство, а жизнь народов, организованная по-новому, — именно она ищет новые средства выражения, которые и обязано предоставить ей искусство. В центре новой эпохи вовсе не литераторы, а воины, бойцы — иначе говоря, фигуры по-настоящему организующие, ведущие за собой народы и тем самым творящие историю. Место искусства — не в арьергарде народного шествия, оно должно символизировать это живое движение вперед.."

В этом каталоге ещё очень много интересных и вполне современных мыслей, которые вполне могут пригодиться нынешним борзописцам-обличителям. Их язык нынешний, как то бедноват...

До Швиттерса так и не добрались... Впрочем, он занят строительством своего Merzbau и на нас не обидится, если его картины мы покажем в следующий раз.
Tags: Филипп Серс, авангард и много чего ещё
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments