Previous Entry Share Next Entry
Краткий обзор выставки "Дегенеративное искусство" Мюнхен 1937 год.
артишок
artischok
Г. Гиммлер присваивает 14 конфискованных музейных произведений "дегенеративного искусства" ( четыре полотна Ван Гога, четыре - Эдварда Мунка, три - Франца Марка, по одному - Гогена, Сезанна, Синьяка)....
signac_venice
Синьяк. 1905г.Венеция


Мы решили, наконец, поговорить о Швиттерсе. Но не совершив небольшой экскурс в реалии того времени не сможем понять той обстановки, которая сложилась в Германии к 1937 году.

Фюрер, обладающий к тому времени безграничной властью, владеющий умами масс, гипнотизирующий их своими речами, ведущий чистокровный арийский народ к процветанию,настоящий вожак племени. Как сейчас бы сказали - альфа-самец, наполнивший границы своего владычества туманом древнегерманских преданий, погибших богов, загадочных рунических писаний и древних восточных символов;) космическими излучениями, влияющими на гены и хромосомы гомо сапиенса и превращающими его в сущность избранную;) орлами и мечами, руинами древнегреческих храмов, циклопическими факельными шествиями, в циклопических же пространствах площадей, осенённых колоннами и знамёнами;) крепкими здоровыми девушками и мускулистыми воинами. Всё это облетали валькирии парсифали рыцари грааля под музыку Вагнера, но Творец там был лишь один.

И он не скупился на зрелища для народа. Шестидесятимилионный народ обольщённый ловким манипулятором с радостью предавался воинскими играми древних тевтонов, исполняя языческие ритуалы, царившими на многочисленных праздниках, по сути своей языческих, возрождённых фюрером.

Границы этого царства были строго очерчены до поры до времени. В перспективе они должны были расширяться, охватывая весь мир. И на охране их стоял узкий круг верных соратников - посвящённых. Кстати, для верхушки НСДАП устраивались и более изысканные забавы -эротическая "Ночь амазонок" в баварском замке Нимфенбург запомнилась надолго высшему командованию СС... или свадьбы высшего руководства Рейха, осенённые присутствием самого фюрера и, кто знает, не было ли великой честью для брачующихся некое апостериорное знание о соответствии невесты высоким идеалам жены и матери, призванной принести на алтарь рейха своих младенцев!

Любой несогласный с новым вероучением должен был быть наказан.

Чтобы более наглядно прояснить эстетическую концепцию "творца", следует обратиться к каталогу выставки "Дегенеративное искусство". Именно в нём и были выражены основные эстетические, а главное, духовные контрапункты строителя нового мира. Не надо забывать, что идеи христианского Бога были признаны в Рейхе ненужными для повседневного употребления великой нации будущего.

1590_Haus_der_Deutschen_Kunst_1

Текст каталога выставки дегенеративного искусства призывает всех германцев к племенной сплоченности против сил вырождения, вызванных к жизни анархистом, большевиком и Евреем. Выдает этого многоглавого врага авангардное искусство: его установки и ведут к такому вырождению. Дегенеративным же это искусство является постольку, поскольку оно затрагивает исконные ценности племени: варварством изобразительных средств — извращением восприятия формы и цвета, сознательным искажением рисунка, бессмысленностью сюжетов — оно посягает на саму германскую кровь.

95a89171a01d
Пауль Клее(1879-1940) Вокруг рыбы

Больной мозг авангардиста, читаем мы в этих заметках, позволяет себе оскорблять окружающих вызывающе дерзкими поделками, которых не потерпели бы в былые времена. Он покушается на ценности самосохранения сообщества — будь то ценности боевые или моральные.
Artillerymen
Эрнст Кирхнер.(1880-1938) Артиллеристы.

Немцы в его изображении выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению этого порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка.

beckmann_familienbildnis_604
Макс Бекман (1884-1950) Семейный портрет.

Он воспевает уродство. Наконец, расовым идеалом ему видится негр или уроженец островов Южного полушария.
В своей речи на открытии Дома немецкого искусства {Haus der Deutschen Kunst) в Мюнхене, пространно цитируемой в каталоге, Гитлер заявляет:
«Что же они производят? Бесформенных ублюдков, идиотов, женщин, способных внушать лишь ужас, мужчин, в которых больше звериного, чем человеческого, и детей, которых, будь они обречены и дальше жить в таком виде, следовало бы счесть карой Божьей! И эти закоснелые дилетанты осмеливаются выдавать подобное за искусство нашего времени — то есть выражение того настроя, что формирует нашу эпоху, оставляет на ней свой след!»

76585089_large_619
Отто Дикс. (1891-1969) Триптих "Большой город"

Рассуждения Гитлера становятся особенно вдохновенными, когда речь заходит о деформациях в живописи авангарда. Помимо африканца как расового идеала, в «современном» искусстве вырисовывается другой образец: идиот, дебил, паралитик или же человекоподобная фигура, которая, по мнению авторов каталога, скорее подошла бы горилле, а не человеку.

pic119
Макс Эрнст (1891-1976) Искушение Святого Антония

Повсеместное превознесение подобного искусства можно объяснить лишь засильем евреев в прессе. Гитлер убежден: за всем этим стоит Еврей, идет ли речь о мнимых художниках или иных глашатаях дегенеративного (читай: еврейского) искусства. Среди этих неуравновешенных умов — поди знай, что они имели в виду, когда брались за кисть или карандаш, — находятся и такие, что «творят» лишь при помощи отбросов (Курт Швиттерс). Эти так называемые художники объединяются вокруг показных, дутых лозунгов, которые на деле являются отговорками, глупой и лживой болтовней: чего стоят хотя бы фразы типа «внутренний опыт» (inneres Erleben), «глубокое убеждение» (starke Besinnung), «мощная воля» (kraftvolles Wollen), «чувство, залог грядущего» (zukunftstra-chtige Empfindung), «поза героя» (heroische Haltung), «знаковое отождествление» (bedeutsames Einfühlen), «переживаемая эпоха» (erlebte Zeitordnung), «исконная примитивность» (ursprungliche Primitivität) и пр. Все это суть измышления и уловки.

1312283873_024
Эдвард Мунк (1863-1944)


Таким бесплотным умствованиям необходимо противопоставить исходящую от Государства строгость. Художник должен уметь творить и знать, что он творит. Новые времена создает не искусство, а жизнь народов, организованная по-новому, — именно она ищет новые средства выражения, которые и обязано предоставить ей искусство. В центре новой эпохи вовсе не литераторы, а воины, бойцы — иначе говоря, фигуры по-настоящему организующие, ведущие за собой народы и тем самым творящие историю. Место искусства — не в арьергарде народного шествия, оно должно символизировать это живое движение вперед.."

В этом каталоге ещё очень много интересных и вполне современных мыслей, которые вполне могут пригодиться нынешним борзописцам-обличителям. Их язык нынешний, как то бедноват...

До Швиттерса так и не добрались... Впрочем, он занят строительством своего Merzbau и на нас не обидится, если его картины мы покажем в следующий раз.

  • 1
Вот спасибо за экскурсию!
Я про эту выставку знал, но экспонатов не видел (вот ведь лень-матушка). А Вася Кандинский у них был??

А как же без Васи?:) Они ведь с Рихардом синтетическое искусство создавали!:) Без него - никак нельзя было, хоть и в Швейцарии жил, если не ошибаюсь.К нему даже господа мистики были весьма благосклонны поначалу)

Он, если не ошибаюсь, в Вене преподавал, в "левацкой школе", забыл ее немецкое имя, но ты наверняка помнишь...

Не знаю про Вену, а в Баухаузе сотрудничал до той поры, пока Баухауз этот не разогнали:)
Что ты всё про высокое, братец?:) На хрена тебе Кандинский?:) Давай лучше про стога Моне поговорим:)))

А что про Мане в стогах говорить-то? ЗаМане-вать туда надо. Но не в такую погоду.
Нужно чтобы цыкады цыкали, лягушки лягались, а птички птикались.

что это вы сегодня у меня совсем тормознутые?:)
Ты братец меня не смеешь расстраивать! Я можно сказать, собираюсь в пУстынь питаться акридами и манной небесной, а ты всякими суетливыми обыденностями меня от высокого отвлекаешь!:)
У меня лично погода будет недурственная, а ты, ежели хочешь прозябать в состоянии вечной мерзлоты...так и пожалуйста!:)

Не хочу прозябать. И зябнуть не хочу.
Хочу цыкать, лягаться, и птичкаться.
(Как цЫкада, лягушка и птичка, соответственно)

В Ершалаим собралась?

В Кемпински:)поначалу
Но наши римские центурии в Ершалаиме посещу пренепременно:)
Уже приготовила туники:) и сандалии...

Завистливо:

Ишь...
А тут потей на работе, да еще и мерзни на улице.
Нет в жызни щастя

Re: Завистливо:

Кто ж виноват, братец! Было бы желание предаться грязе-солевым ваннам...
Ну там и всяким экскурсиям по местам палестинской боевой славы:)

Re: Завистливо:

Дык дети дипломники малые, семеро по лавкам, плакать будут.
Кто им слезу утрет?

Re: Завистливо:

Надо было раньше рожать!:) Что это у тебя за цветы запоздалые?

Уж не видишь без очков объект желаний:))) И что? Может, это и лучше, конечно, кто знает, что углядеть можно:)

Уверяю тебя, братец, что это иллюзия,что кто-то будет плакать! Это только нам так кажется, что мы кому-то нужны..
Они обходятся без нас прекрасно, только пока им выгодно не выдают этого)
Плюнь и живи своей жизнью. Это выглядит жестоко, но они сами потом скажут тебе спасибо)

Re: Завистливо:

Их каждый год по семь штук рожается - сам удивляюсь.
Может быть и правда - по привычке?
И надо плюнуть и, штаны задрав, бежать за комсомолом(-ками)?


Re: Завистливо:

Ты будешь смеяться... Но это так.
По принципу - чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей....
также и с семерами по лавкам) Не надо выдавать им своих забот, а показывать лишь то, что ты духовно богат и занят исключительно самоусовершествованием:)
и всё будет прекрасно!

Re: Завистливо:

Да сколько ж можно самоусовершенствоваться?
Совершеннее уже и не бывает.
Пора обзаводиться парой-тройкой грехов пострашнее - для разнообразия... и безобразия тож.

Re: Завистливо:

Так ты сам себе противоречишь!:)
Т
о ты братец - почтенный воспитатель подрастающего поколения,наставник и учитель. А то - сокрушитель всех моральных и нравственных устоев!
не избрать ли тебе стезю третью, например, исследователя глубин Мёртвого моря?:)
Принесёшь пользу науке океанографии и отечеству!:)
Поразмысли, а я спать пойду, ибо подобные моральные сомнения мной вполне разрешены:)

Re: Завистливо:

Спи, а утром расскажешь, что привиделось в тех самых глубинах.

Re: Завистливо:

Братец!:) С твоей лёгкой руки столько сюра наприснилось, что надо писать отдельный текст))
Всего и не расскажешь, но апофеозом было появление дамы в голубом, которая собралась рожать у меня в квартире, да ещё привела с собой парочку симпатичных деток с морской свинкой в клетке:)))

Такой сон, сестренка, явно не к добру.
Советую на некоторое время уйти в глубокое подполье и отправить всех голубых к свиньям собачьим (можно и морским).
А подполье оборудовать стогами системы Мане, цикадами и лягушками, но комаров не пускать.

Выполняю указания любимого братца - срочно пакую баулы, чтобы погрузиться на дно и не всплыть ненароком не там, где положено:)
Оставь мысли о сельских забавах с лягушками и стекозами, до более подходящей климатической картины)
Есть надежда, что всё-таки стога эти вызреют и будет что поворошить!:)

И когда же ты всплывешь? хотя бы под перископ?

Кирхнер понравился, Мунка видела раньше... Интересная подборка получилась)

Бекман хорош и Клее мистический и символический. Глубокий художник и очень красив.
Эрнст тоже не лыком шит!:) Да мы вообще ни хрена не знаем об искусстве ХХ века. так и застряли в ХIХ....

ну я-то точно, ты рулишь в искусстве, а я - чего и знала, уже забыла))
Сегодня правда была на выставке современного искусства - завта фотки поставлю, но там интересного - только скульптуры

Edited at 2013-04-07 06:36 pm (UTC)

Скульптуры на фото очень даже классно смотрятся. У меня есть на фотосайте один бразильский друг, который прямо балдеет от всяких скульптур:)
Очень даже интересно. Завтра с удовольствием посмотрю и напишу, что в голову прийдёт:)
Да ничего я не рулю - дилетант(

  • 1
?

Log in

No account? Create an account