Previous Entry Share Next Entry
Слегка перепутанная хронология, или разруха в головах.
артишок
artischok
А что мы знаем о немецком искусстве? Да очень немного. Как-то выпала целая обойма немецких художников начала ХХ века из нашего внимания. А там очень даже было на что посмотреть и что пообсуждать.

Это искусство постарались стереть с лица земли и уничтожить его. Идеологическая обработка началась в 1933 году стремительно, с того самого момента, когда...
1933 год.
30 января.
Президент Германии П.Гинденбург назначает Адольфа Гитлера рейхсканцлером после победы на выборах национал-социалистов.

41-heartfield031

Это Джон Хартфилд, принадлежащий в молодые годы к группе дадаистов, прославился своей политической карикатурой, ясное дело, что в Германии над которой сгущались тучи нацизма ему делать было нечего и он эмигрировал в 1930 году в СССР, где и пробыл год, но быстро разобрался в ситуации и переехал сначала в Чехию, а далее в Лондон, правда возвратился в 1950 году в ГДР.

Его друг Георг Гросс, они познакомились в Берлине в 1915 году, был выпускником Дрезденской Академии искусств. Он эмигрировал в США в 1932 году. Отъезд ускорило известие об обыске в квартире, учинённое гитлеровскими штурмовиками.

Но это было позже. Такого взрыва деструктивных идей не знало ещё Новое время. Эти идеи материализовались в Первой мировой войне. Это было началом перехода в какое-то иное время, как роды, мучительные, болезненные, длящаяся иногда сутки, но это в нашем, земном измерении. И кто знает ещё Что родится...
В истории всё идёт не так, как в нашей земной жизни и может длиться или происходить молниеносно, но нам не дано этого понять, мы не обладаем такими органами восприятия.

Искусство - это прекрасный иллюстратор. Для меня всегда остаётся открытым вопрос, кто же водит рукой художника. Если это, конечно, талантливый и одарённый человек. Тут всё не просто. Для меня всегда оставалось загадкой, отчего наши, прекрасные русские художники-авангардисты никак не прореагировали на первую мировую. Где был русский патриотизм? И гордость великороссов?
Отчего никто из соотечественников не отозвался в своём творчестве на мясорубку первой мировой. Отчего все сидели по парижам и швейцариям?

Вернёмся в Германию 1914 года.

Как ни странно, но очень много немецких художников отправились на фронты войны, в отличии от наших, русских. Последний из наших, кто отобразил ужасы войны, был Верещагин... Остальных русских это не интересовало...Они были погружены в"чистое искусство" и рассуждали о тайнах русской души "глядя из Лондона"... хотя английские кузены царя Николая, ничего не сделали, чтобы спасти его семью от мученической смерти. Да и Бог им судья.

То, что смогли зафиксировать немецкие художники, представляет большой интерес и было написано кровью.

Они воевали, были в окопах, видели смерть и хаос разрушения, массовые репрессии против мирного населения, концлагеря. Прежде не применяемые методы ведения войны, вспомним хоть битвы при Ипре, когда впервые в истории истребления был применён "горчичный газ". Когда "просвещённые" и "цивилизованные" нации позабыли все моральные принципы гуманизма и содружества...

Мир сошёл с ума и мы скажем о нём правду!

"Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен боятся этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство утверждает".
Ф. Ницше
Что оставалось делать художнику? Человеку, чувствующему не так, как простые люди, обладающему острым взглядом и способным передать это видение на холсте, или на бумаге. Протест. И отсутствие нотаций и нежелание учить кого-либо, чему-либо, ибо это бессмысленно. Надо разрушить всё, ибо прежнее искусство несостоятельно и лживо, бессильно, лицемерно и делает человека игрушкой в руках политиков. Надо зафиксировать и показать всё, что видишь и пережил.

funerali-Oskar-Panizza-1917-18

georgegrodiefeier

grosz_pilastri

grosz18

Итогом Первой мировой войны в Германии были пять миллионов убитых и раненых, сироты, вдовы, полностью разрушенная экономика, безработица, инфляция. Но не все потеряли всё. Кто-то и приобрёл и немало. Дельцы и спекулянты всех мастей нагрели руки на бедствиях и обогатились немало. Вот этот жуткий контраст послевоенного Берлина и других немецких городов, сразу бросался в глаза.
В литературе - это Дёблин и Фассбиндер - в кино - Берлин Александерплптц.

George Grosz, Cafehaus

the-eclipse-of-the-sun-georg-gross

А что художник? Его дело всё это и донести до людей.
Вот что пишет Георг Гросс:

"В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода". (Г.Гросс)

Однако, из России приходили вести о революции, которые вдохновляли многих и давали надежду на возможность справедливого переустройства жизни. Георг Гросс вступает в Коммунистическую партию Германии, а в 1922 году совершает пятимесячную поездку в СССР, где знакомится с Лениным и Троцким.

Увиденное не вдохновляет его и уже на следующий год он прощается с компартией. Кстати, многие его критические высказывания о Ленине оказались под замком в спецхране.
И как много всего остаётся нам недоступным! и раскроются ли перед нами эти архивные тайны? Вы знаете, я сомневаюсь в этом.
"Правду говорить легко и приятно"... так рассуждал Булгаковский герой Иешуа, а нужна ли обывателю правда?

Вот ещё выдержка из автобиографии "Маленькое ДА и большое НЕТ":

"Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги, и снова евреев. Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной. Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германией, в то время как начиналось новое варварство"

grosztheagitator1928

"Мы были как шлюпки на море с поднятыми против ветра белыми, красными и черными парусами. Некоторые несли на себе эмблемы Объединенного фронта, другие - коммунизма, нацизма или "Стального шлема". Но, наблюдаемые с расстояния, все эти флаги выглядели одинаково"

Да, вот с чего начали, тем и закончим на сегодня.

Хроника:
Февраль 1933.
Начало месяца.
Плакат Интернационального социалистического союза борьбы с "Настоятельным призывом к единству действий рабочего класса против фашизма" на улицах Берлина. В числе подписавших художница Кэти Кольвитц и Генрих Манн.

4 февраля.
Чрезвычайное предписание о прессе. Запрещена любая критика правительства и всех его мероприятий.
15 февраля.
К.Кольвитц и Г.Манн лишены звания членов Прусской Академии искусств.

27 февраля.
Поджог рейхстага в Берлине и "Предписание имперского президента о защите народа и государства" (отмена личной свободы, права на свободное выражение своего мнения, свободы печати, права на объединения и собрания, тайны личной переписки)

Скобки поставил автор чудесной книги об искусстве третьего Рейха Ю.П. Маркин. Она показалась мне очень занятной и я ещё сошлюсь на неё, в ней, к сожалению, имена изгнанных из профессии и из страны художников встречаются часто.

  • 1
(Deleted comment)
Ты что! там как раз не про"дегенеративное искусство", а про самое "правильное":), официальное, гитлеровское и про архитектуру). То, что сейчас спрятано в запасниках и немцы никому не показывают.
Тираж 1000 экземпляров, я уже писала, но... кто знает, может есть
А про экспрессионистов буду и дальше писать, у меня из Ганновера распечатки, из Sprengler Museum:)

(Deleted comment)
Да уж, фарфор - он такой прекрасный, но такой расслабляющий, а здесь кровь пот и слёзы:)
Обязательно продолжу, картинок много надо пересмотреть и подобрать, правда:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account