artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Categories:

...наибольшей реальностью обладают....продолжения

Ну это же свинство с моей стороны, держать Иоганна в сумке.

Надо дать слово и ему, наконец. Тут получается, что взгляд его, как человека эпохи просвещения, более оптимистичный. Ведь какие перспективы открывались перед изумлённым взором исследователя. И чуть не каждый день приносил новые открытия. Никто ещё и не догадывался пока о том, куда они могут привести. И казалось, что они сулят лишь всеобщее человеческое счастье...

normal_Return_of_the_Bucentoro_to_the_Molo_on_Ascension_Day
Каналетто 1697г Вид на герцогский дворец
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Итак, в книге судеб на моей странице стояло, что в 1786 году двадцать восьмого сентября под вечер, по нашему времени в пять часов, мне суждено, въезжая из Бренты в лагуны, впервые увидеть Венецию и вскоре затем вступить в Этот дивный город-остров, в эту республику бобров. И вот, благодарение богу, Венеция для меня уже не только звук, не пустое слово, так часто отпугивавшее меня, заклятого врага пустых слов и звуков.

Bellini_True_Cross_procession_Venice_15thC
Джентиле Беллини. Шествие на площади Сан Марко

Поселился я в «Королеве Англии», неподалеку от площади Св. Марка, что составляло основное преимущество и вообще-то удобной гостиницы. Окна мои выходят на узкий канал, зажатый высокими домами, прямо подо мною горбатый мостик, а напротив — узкая оживленная улочка.
Одиночеством, по которому я так тосковал, мне наконец-то дано насладиться,— ведь нигде не бываешь более одинок, чем в толчее, через которую ты протискиваешься, никем не знаемый.
О Венеции столько уже написано и напечатано, что я не стану вдаваться в подробные описания, скажу только, какого она открывалась мне.

post-5860-1244224694
Джентиле Беллини Чудо креста на мосту Риальто

"Как всегда, мое внимание прежде всего привлек народ — большие массы людей, их вынужденная, а не избранная жизнь здесь.
Не для забавы бежали эти люди на острова, не произвол погнал других последовать за ними. Нужда принудила их искать безопасного укрытия в этом, казалось бы, неблагоприятном месте, впоследствии столь им благоприятствовавшем и научившем их уму-разуму, в то время, когда весь северный мир еще пребывал во мраке. А их размножение, их богатство было уже неизбежным следствием. Жилища теснились друг к другу, песок и трясина заменялись скалистым основанием, дома искали воздуха,— как деревья, стесненные в густой чащобе, они стремились в высоту, наверстывая то, что теряли в ширину. Скупясь на каждую пядь земли и с самого начала теснясь на малом пространстве, они оставляли улице не больше ширины, чем требовалось для того, чтобы один ряд домов отделить от противоположного и оставить жителям лишь необходимейшие проходы. Вообще же вода служила им улицей, площадью, местом для прогулок. Венецианец волей-неволей должен был стать человеком совсем новой породы, ибо и Венецию можно сравнивать только с Венецией же."

39895403f090
Каналетто. Вид на Гранд Канале
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чудесный у меня друг! Правда же, у него взгляд исследователя, он анализирует увиденное и пропускает его через себя. Но он - исследователь-любитель, от слова "любить", он ни в коем случае не считает себя профессионалом в науке и хочет обойтись без эксперимента, сухой систематизации фактов, научных методик... Его заботят собственные переживания, ощущение единства со всем человечеством и с природой их объединяющей. То о чём писал Дидро в своей "Энциклопедии" - <<Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, добывая счастья другим и уж во всяком случае никогда не вредя им>> стало моральным принципом и моего милого Иогана. Он настоящий пантеист, последователь идей Спинозы и Руссо. , "познание сущности вещей в той степени, насколько мы можем познать ее в видимых и ощущаемых образах ..."

Никаких понятий, никаких образов и представлений, теорий и гипотез — только глаза. Но глаза, назначенные видеть, а не просто смотреть. «Ибо только беглый взгляд на предмет мало что дает, — поясняет Гёте. — Всякое же смотрение переходит в рассматривание, всякое рассматривание — в размышление, всякое размышление — в связывание, и поэтому можно сказать, что при каждом внимательном взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем».


Странно, но сейчас все эти красоты не анализируют и уж не теоретизируют, а потребляют, как будто они созданы были на потеху публики и она является "пользователем". Слово, как мне кажется, вполне подходящее, когда читаешь многие отчёты нынешних путешественников. Пустота и Я - у развалин Парфенона и я в гондоле и я в пучинах морских, и я на лыжах в Швейцарии... я и каблуки в Барселоне. Свеженькая картинка с выставки бессмысленных людей на фоне творений гениев. Только что просмотрела невообразимо пошлый фотоотчёт из серии один мой день, вызвавший бурю стёба и злословия прекрасных дам. Похоже, на просторах нашего журнала взошла новая звёздочка, думаю, её рейтинг сегодня подскочит до невообразимых высот. Но как же это грустно, что девушка эта трудится в наших масс-медиа и позиционирует себя, как журналист. И где-то даже училась. Чему только?

Понятно, что взгляд путешественника был неспешен. И вдумчив, ибо он ехал совершать открытия. Человечество ещё не так устало и было на подъёме и рассматривало неведанное с интересом подростка, уже почувствовавшего вкус знания, но не обретя ещё мудрой разборчивости и понимания о том, куда же это богатство можно применить.

Да, оставим это, а продолжим наше маленькое путешествие и отправимся в театр:)

04vendor
Пьетро Лонги. Маски на карнавале в Венеции

Побывал на театральном представлении... Нет, это такое прелестное наблюдение, которое так славно характеризует итальянцев. Они такими и остались, как ни странно, особенно на юге. Север, он отличается от Юга очень сильно теперь. Он технологичен и жизни в нём меньше, хотя сам факт появление на свет в стране-музее, не может не сказаться на формировании сознания. Это вам не хрущоба какая-нибудь, или "панелька" девятиэтажная с сидячей ванной... это ещё мягко сказано

32004b62e8a2
Каналетто. Вид на дворец дожей

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Вчерашняя трагедия многому меня научила. Во-первых, я услышал, как итальянцы, декламируя, управляются со своими одиннадцатисложными ямбами, и к тому же понял, как умно Гоцци соединял свои маски с трагическими образами. Таков доподлинный театр этого народа; итальянцы жаждут примитивной растроганности, глубокого, нежного сочувствия к несчастному они не испытывают, их радует лишь красноречие героя, ораторские способности они умеют ценить, но «на закуску» хотят посмеяться или принять участие в какой-нибудь вздорной истории.
Театральное представление они воспринимают как действительную жизнь. Когда тиран протянул меч сыну и потребовал, чтобы тот заколол им свою собственную жену, стоявшую рядом, публика стала громко выражать свое неудовольствие этой коллизией; еще немножко, и спектакль был бы сорван. Публика требовала, чтобы старик взял свой меч обратно, что, разумеется, сделало бы последующие сцены невозможными. Наконец злополучный сын решился, вышел на просцениум и смиренно попросил сидящих в зале еще хоть на минутку набраться терпения,— дальше, мол, все пойдет, как им того хочется. С точки зрения искусства сцена убийства и вправду была нелепа и противоестественна, и я воздал народу хвалу за его чуткость.
Теперь мне сделались понятнее длинноты и нескончаемые рассуждения в греческих трагедиях. Афиняне еще охотнее, чем итальянцы, слушали речи и знали в них толк; недаром же они целыми днями возлежали в судилищах, кое-чему они там научились."
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На этом можно и приостановиться пока. Тем более, что можно посмотреть не на фотографии, а очень достойные картины, где Венеция выступает главной героиней.

procession_marks_square_detai__hi
Джентиле Беллини. Шествие музыкантов.
Tags: путешествия и истории, художники венецианской школы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments