Previous Entry Share Next Entry
Хрупкий агитационный фарфор. А сколько лет живёт!
артишок
artischok
DSC_1937

DSC_1935

DSC_1930



DSC_1934

Да, вы спросите, а к чему здесь эти тарелки? И будете совершенно правы. На первый взгляд, совершенно ни к чему.
Этот фарфор называется "агитационным" и лучшие мастера приложили, в своё время, руку к его созданию.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники: П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. С.В. Чехонин.
И уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка.

Сейчас он хранится в музеях и частных коллекциях и имеет вполне весомый денежный эквивалент. Выпускался он небольшими тиражами, не более чем триста экземпляров и предназначался всё больше для экспонирования на зарубежных выставках.

А началось всё с Ильича. "План монументальной пропаганды" - его любимое детище. Надо было создавать нового человека, хозяина счастливой будущей жизни. Значит, прежних людей надо было отправить на свалку истории. И декрет испекли - "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". И полился поток бюстов героев революций, теоретиков и практиков, и прочих достойных людей. Среди них были, кстати, сделанные прекрасными мастерами, не будем лукавить, многие из них искренне питали надежды на поворот империи к прогрессу и воплощению гуманистических идей.

"Агитационный фарфор должен был быть доступным для народных масс и украшать быт пролетариата", так мечтал "всесоюзный староста" М.И. Калинин, но - это чистая утопия - как вообще можно было говорить о каком-то фарфоре во времена разрухи и гражданской войны. И большие сомнения возникают у меня в том, что жена славного путиловца притащит в дом тарелку с гербом РСФСР, когда у неё семеро по лавкам хлебца просят... Такое могли позволить себе в те времена лишь мечтатели - Платонов, Хлебников, Клюев... Да и то - недолго. И тарелки эти ездили по заграницам, демонстрируя буржуям новое пролетарское искусство и создавая иллюзию рождения новой счастливой жизни. И оседали по коллекционерам. За счёт этого и сохранились.
Успех был полным, скоро фарфор стал приносить весомый доход государству. И не только в сфере пропаганды мировой революции, как вы понимаете.
А что же наши рабочие и колхозники и голодные, которые должны были украшать свой быт новым искусством и распивать чаи из сервиза "Конница Будённого"?

DSC_1938

Великолепная вещь, кстати! Надо вживую видеть цвет, он настолько прекрасен, что глаз не оторвать, да и форма чиста и отсылает к японским традициям...

Так откуда взялись фигурки узбека, читающего сталинскую конституцию и прочие дыкхане в национальных одеждах? Этому есть простое объяснение. Осенью 1924 г. было проведено "национально-государственное размежевание" в Средней Азии, в результате которого из Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, а также Бухарской и Хорезмской ССР были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР (с 1937 г. - Таджикская ССР) и Кара-Калпакская АО в составе РСФСР (с 1937 г. - АССР в составе УзССР). Таким образом, южной границей РСФСР в Азии стала современная граница Казахстана и Киргизии со среднеазиатскими государствами. Следовательно, надо было показать народу, чем живут новые граждане новой страны. Каков их быт, чем живут, ездят ли на осликах или на железных конях, жнут ли снопы, или собирают хлопок...

DSC_1940

DSC_1928

DSC_1927

Художник Елена Данько (сестра скульптора Натальи Данько) позднее вспоминала: "Кто помнит Петроград тех лет - выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах иглистые звёздочки - следы недавних пуль, тот помнит и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы "Красные и белые". На большом блюде была надпись в венке из цветов "Мы превратим весь мир в цветущий сад"

  • 1
(Deleted comment)
Это основная композиция музея:) Кстати, там выставка фарфора Мироновой Менакера. Что интересно, там всё то же самое, что и выше этажом:)
Такое состояние отличное, единственное свет, сама знаешь какой в музеях. Но всё сходится, кроме сервиза Будённого. Он - нежней!Вообще, прелесть, надо видеть, до чего хорош.

(Deleted comment)
Покажу:) Там, правда мне понравились ар-декошные вазы и пару тарелок с масками. И вообще, я была там с одной бестолочью, она мне сильно помешала и не удалось что хотела поснимать, может, для полноты картины, ещё раз метнусь:) только одна. Время есть ещё.

(Deleted comment)
Ну, что с тобой сделаешь, придётся в выходные опять наведаться, завтра покажу, что есть:) Ты мне скажи, что тебя конкретно интересует, там два зала, можно, в принципе, всё отснять, но мне не всё понравилось, эти их народные пляски как-то не взбодрили(с)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account