Previous Entry Share Next Entry
О камеях и Помпеях.
артишок
artischok
А вы никогда не путали камею с камелией?
Когда я была маленькой, даже и не сомневалась в том, что роковая Травиата - Маргарита Готье, вся была увешена этими прелестными брошечками, с симпатичными девичьими головками. Они мне страшно нравились. Брошку такую полагалось иметь в своей шкатулке с драгоценностями, интеллигентной даме. И часто эти камеи доставались им по наследству. От бабушек и прабабушек. А были и совсем простенькие чёрно-белые штамповки, но какая, в сущности разница для ребёнка, когда женский профиль был нежен и прекрасен и не возбранялось украшать этой бижутерией кукольные наряды.

Мода на них охватила Европу двести с лишним лет назад, когда в середине XVIII века Дж. Алькубьерре начал производить раскопки города Стабии, это он так думал.
Да и вообще, к находкам этим он относился совершенно по-стяжательски. Ценные, с его точки зрения артефакты, он отправлял в музей королевского дворца в Портичи, а то, что считал незначительным, просто выбрасывалось в отвалы. Ценными, как это понятно, становились ювелирные украшения, да золотые монетки. А этого добра там хватало, уж поверьте. Город Помпеи был портовым, торговля там процветала. Населяли его, в основном, мореплаватели, да негоцианты. Они, конечно, любили искусство, но не до такой степени, чтобы украшать свои жилища статуями Поликлета, да Фидия. Даже в те времена статуи эти были доступны далеко не всем. Жители Помпей наслаждались гораздо более простыми вещами - тугая мошна вполне заменяла им древние папирусы. И в городе много было мест, где можно было оставить звонкую монету. Начиная с таверн, рынков, лавок, набитых товарами и заканчивая термами да лупинариями.

Так вспомним про камеи, наконец. Там-то и были обнаружены эти милые вещицы в большом количестве. Самые драгоценные из них ныне покоятся в Археологическом музее Неаполя под надёжной охраной. И ещё много-много чего другого, которого могло бы быть ещё больше. Ведь в чём "счастье", для нас, живущих двумя тысячелетиями позже? А в том, что всё это оказалось на двадцать веков погребено под многометровым слоем пепла и лавы. И, сохранилось частично до наших дней. Эти двести лет раскопок, которые велись частенько совершенно варварским, с точки зрения археологии методом, нанесли артефактам гораздо больший урон, чем грозный Везувий.

DSC_1450

Чем люди провинились перед ним? Вероятно, были причины его гнева. Он извергался три дня, с 24 августа 89 года. Число погибших и ныне трудно установить. Люди пытались спрятаться в домах, но крыши рушились под тяжестью пепла, его столб поднимался на высоту тридцати километров, а оттуда низвергался в сопровождении факельных осколков пемзы. Потом настал черёд раскалённой лавы, неумолимо стекающей по склону и выжигающей всё на своём пути, далее в ход пошли сернистые газы, завершившие месть разгневанного Везувия.

Там же погиб и Плиний Старший. Настоящий исследователь был, кстати. Всё ему надо было рассмотреть вблизи и потрогать пальцем и всё описать! Ведь одной только "Естественной истории" было издано 37 томов! Вот небольшая выдержка из письма его племянника Плиния Младшего к Тациту:
- …«огромное чёрное облако быстро надвигалось… из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного бо́льшие... ...часов около семи мать моя показывает ему на облако, необычное по величине и по виду. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой и лежа занимался; он требует сандалии и поднимается на такое место, откуда лучше всего можно было разглядеть это удивительное явление... то, что предпринял ученый, закончил человек большой души: он велел вывести квадриремы и сам поднялся на корабль, собираясь оказать помощь... многим другим... Когда вернулся дневной свет,... тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; походил он скорее на спящего, чем на умершего»...

Кто знает, то ли хотел он помочь людям спастись и поэтому снарядив корабль подошёл к месту катастрофы слишком близко, или его вёл интерес естествоиспытателя... бесспорно, и то и другое.. но ядовитые газы не пощадили и его.

Пытаюсь вернуться к камеям, а мне не даёт покоя аналогия с ветхозаветной историей. О гибели Содома и Гоморры:
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
25. и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.

Ныне местоположением этих городов принято считать южную часть Мёртвого моря... То же море, те же горы, всё то же...

И правда, если уж вспомнить Екклезиаста:

И нет ничего нового под солнцем.

Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Не помнят о прежнем - так и о том, что будет, -
О нем не вспомнят те, кто будут позднее...

Кто его знает, когда были все эти гоморры помпеи атлантиды вавилоны трои... откуда они взялись и куда канули.

Что были - знаем, от каких остались лестницы амфитеатров, обломки колонн, осколки портиков храмов, а от иных лишь камни да легенды... но так всё это перепутано во времени, что и концов не найти. Не об одном и том же ли идёт речь? О погибшем городе-призраке, кочующим не только в преданиях, но и меняющем координаты своего пространства, как предупреждении человеку о гневе Божьем, обрушивающим кары свои на грешных людей.

Не суть ли это иллюзии человечества в его желании потвёрже встать на почву реальности и обрести опору в страхе расплаты за свои грехи. Не этот ли страх поддерживает зыбкое равновесие его существования, не давая нарушать те законы , которые он должен соблюдать, живя на этой земле.

Впрочем, как обычно, моё абсолютно нелогичное лирическое отступление... полное противоречие самой себе. Ведь если я сама бродила по Помпеям, рассматривала сохранившиеся мозаики, ощущала под пальцами тепло мраморных плит... значит они были? Или это декорация, построенная кем-то... или - что? Может быть это останки какого-нибудь ещё более древнего города, чьё имя нам известно, но следов его не удалось найти?
Ладно, оставим эти фантазии, не будем становиться столь откровенными адептами теорий Фоменко со-товарищи и посмотрим на чудесного мастера. Его удалось застать за работой, которую он делает уже, вы не поверите, более семидесяти лет!

И я стояла рядом и завороженно смотрела на его руки, которые мягкой чёткостью движений одушевляли мёртвый набросок и грозный бык обрастал плотью и стремился вырваться на свободу из лона раковины.

Мастер, такой подвижный, улыбчивый, живой! Рядом с этим царством мёртвых. Он пытался чуточку рассказать о своём ремесле, но при моём знании итальянского...удалось понять лишь то, что его отдали в учение в двенадцать лет, сейчас ему восемьдесят четыре и всё это время он режет камеи. Материалом ему служат морские раковины и мне показалось даже, что он и сам похож на раковину, нет, конечно, я сказала страшную глупость, раковина она неподвижная красавица, а этот славный человек похож на краба. Такие шустрые и любопытные крабики часто выбираются на прибрежный камень омываемый волнами. И что там они ищут, то ли новых впечатлений, то ли какой еды. Они посматривают на тебя и своей нарочитой застылостью будят охотничий инстинкт, а попробуй поймай его! Ни разу не удавалось...
Но поверьте мне, правая рука синьора напоминала клешню этого прыткого ракообразного, но это его ничуть не печалило, а скорее веселило и рассказывая о себе, он ни на минуту не выпускал из рук камею, над которой трудился.


DSC_1548

DSC_1550

Вот симпатичная ссылка, где представлены чудесные фотографии этих красавиц и приятный необременительный для всех интересующихся текст.
http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/35622_kameya
Если нет желание расширить свои знания об этом предмете, то вполне достаточно и этих сведений. Ну, а уж если интерес пробудился, то материалов в сети предостаточно и всевозможных красивых легенд и полукриминальных историй, связанных с их собирательством и даже можно научиться их ваять самому. В хорошее время мы живём, когда почти всё можно найти в электронных библиотеках, причём, не выходя из дома!

  • 1
Во втором абзаце - Х лишняя.
Хотя, может, и не лишняя...
Приходишь к чему-нибудь новому для себя, тут же где-нибудь встречаешь, что это было еще сто лет назад, а то и тыщу. Но тебе без разницы, тебе оно - сегодня откровение. Так что - наверное, не лишняя.

Лишняя:) Но, исходя из смысла Вашей реплики - вполне даже и не лишняя.
Откровения? Мне кажется, что при нынешнем положении вещей - откровения не так уж часто и происходят? Учитывая накопленный опыт и знания.

(Deleted comment)
Ими можно будет себя приукрашивать, приладив к груди:), например?
Неудачно пошутила, но меня извиняет тот факт, что видела руки этого старика. Одна из них весьма напоминает клешню краба.

(Deleted comment)
Ах, для этого надо поговорить с итальянцем:) тем более, южным.
Ему нужны простые вещи. Они живут в своём пространстве, совершенно автономно от Италии. И не зря сейчас опять возникает тенденция к возвращению в XIX век:), к тому времени, когда царили Венеция, Северная Итали, папство и Неаполитанское королевство.
Люди разъединяются, нет у них общей идеи сплочённости.
Кстати, деда режет ракушки уже 70 лет:), но это такие пустяки...

(Deleted comment)
В этом всё и дело:) Они мне здесь напоминают детей. Которые пытаются хитрить и пытаются вас обмануть с этой чисто детской непосредственностью. От слёз переходят к радости, от радости к обеду, который тоже радость, потом радуются от вида всяких блёсток...
Нет, такая зарядка простодушных эмоций совершенно не вредит:)нам, северным людям.
Но Вы знаете, русские никак не могут вписаться в этот хоровод.
Вот скажите мне, отчего?:)

(Deleted comment)
:) Ах, это немцы всегда за мной следят и расспрашивают, откуда я и куда:)Истинные контролёры:)
А русские, кажется мне, всё время таят какой-то камень за пазухой:) и боятся потеряться.
Вы знаете, этот страх потеряться... и закомплексованность и закрытость. Не граждане мира совсем получаются. Не все, конечно. Но - большинство.

Это как Бендер свой сценарий сдавал - набрал "коллективную" скорость и все стало в порядке. Темп и ритм у всех разный. Ежели человек сильно важный, он считает, ... ну понятно, что он считает.
А надо поймать эту волну и все станет на такие замечательные места и столько всего откроется.
P.S. Давай(те) уже на ты, а то мне неудобно.

Чтобы поймать волну, надо освободиться от многого ненужного и расслабиться:)
И важно то, что многие не понимают, что тут важное, а что не важное. И очень боятся этого свободного полёта)
Давай! Только, всё равно, буду иногда Выкать по привычке:) Мне трудно говорить Ты человеку, которого я лично не знаю:)В прочем, пустяки это.

Ну, у каждого свое важное и неважное. Хуже, если бы все было общее. Удавились бы со скуки.

Мне на Вы комфортно, но каждый раз надо нажимать на шифт. И я уже подпривыкла на Ты с френдами, потому что многие на этом сильно настаивают. В некотором роде - такая определялка получается.

Не знаю... Мне кажется, что "своё важное" - это частности. Что попить, какую шляпу надеть и прочее, в таком же духе:)
Общее, как не старомодно это звучит - Не убий, не укради... и далее по списку)

Заповеди вообще не обсуждаются!
Я имею ввиду, когда в "коллективном" разуме ты имеешь способность иметь "свой", одновременно у тебя появляется способность "видеть" и других людей.

Так иметь "свой" - это и есть степень свободы, которая и открывает "третий глаз"
Способность видеть. И не только людей, а и многое другое. Люди, чаще всего предсказуемы и управляемы. Наблюдать их всю жизнь, конечно, интересно. Но кто сказал, что люди - главная ценность на земле?)

*О таких вещах обычно говорят шепотом, чтоб не увезли в специальные заведения. Или вообще не говорят. Или дозированно. А если не дозированно, то на особых просторах интернета.*
Я как-то сказала человеку с депрессией про книжку почитать, он мне ответил - что за хрень?! Больше все, молчу-молчу, хочу жить на воле.

Про людей - все так. Я бы еще и Землю убрала.

Даже и не переживай:) Не такие уж мы саванаролы, чтобы нас предать сожжению за крамольные идеи:)
Чёрт его знает, что делать с этой депрессией, ко мне она пока не наведывалась. Читать книжку? Наверное, только кто-то должен читать её вслух, мне так кажется. А так, наедине с книгой, даже очень правильной, её не прогнать.

Нет, там книжка про настройку своих энергетических полей.
А я на слух не воспринимаю, мне только глазами.

Ну, настраивать поля, когда уже захватила депрессия:) Смело!
На слух совершенно не так воспринимается, интонации исполнителя слегка искажают текст. Вот это я и имела ввиду, в смысле депрессии и голоса)

Когда депрессия уже вся в своем праве, чуждый голос может в глубь вогнать. У меня так, во всяком случае.

Про мастера, к сожалению только то, что он начал их резать в возрасте десяти лет, чем и занимается поныне. Ни на каком языке, кроме итальянского не говорит... Расспросить его не представлялось возможным.
А камеи изначально резали из морских раковин. Технология, мне кажется, очень сложная, слои должны сниматься очень тщательно, если будет скол неправильный, то вся работа насмарку.
А фото я сделала только его рабочего стола...

Вот-вот, и я удивилась про раковины, тоже думала, что из агатов всяких делают. Это уже случилось позже, а изначально, именно раковина.
Изумительный дядька. Как же я люблю таких "живых" людей! И правда ведь - всю жизнь этим заниматься. Получается, что любит свой труд, оттого и бодр и весел и огонь в глазах горит:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account