artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

О камеях и Помпеях.

А вы никогда не путали камею с камелией?
Когда я была маленькой, даже и не сомневалась в том, что роковая Травиата - Маргарита Готье, вся была увешена этими прелестными брошечками, с симпатичными девичьими головками. Они мне страшно нравились. Брошку такую полагалось иметь в своей шкатулке с драгоценностями, интеллигентной даме. И часто эти камеи доставались им по наследству. От бабушек и прабабушек. А были и совсем простенькие чёрно-белые штамповки, но какая, в сущности разница для ребёнка, когда женский профиль был нежен и прекрасен и не возбранялось украшать этой бижутерией кукольные наряды.

Мода на них охватила Европу двести с лишним лет назад, когда в середине XVIII века Дж. Алькубьерре начал производить раскопки города Стабии, это он так думал.
Да и вообще, к находкам этим он относился совершенно по-стяжательски. Ценные, с его точки зрения артефакты, он отправлял в музей королевского дворца в Портичи, а то, что считал незначительным, просто выбрасывалось в отвалы. Ценными, как это понятно, становились ювелирные украшения, да золотые монетки. А этого добра там хватало, уж поверьте. Город Помпеи был портовым, торговля там процветала. Населяли его, в основном, мореплаватели, да негоцианты. Они, конечно, любили искусство, но не до такой степени, чтобы украшать свои жилища статуями Поликлета, да Фидия. Даже в те времена статуи эти были доступны далеко не всем. Жители Помпей наслаждались гораздо более простыми вещами - тугая мошна вполне заменяла им древние папирусы. И в городе много было мест, где можно было оставить звонкую монету. Начиная с таверн, рынков, лавок, набитых товарами и заканчивая термами да лупинариями.

Так вспомним про камеи, наконец. Там-то и были обнаружены эти милые вещицы в большом количестве. Самые драгоценные из них ныне покоятся в Археологическом музее Неаполя под надёжной охраной. И ещё много-много чего другого, которого могло бы быть ещё больше. Ведь в чём "счастье", для нас, живущих двумя тысячелетиями позже? А в том, что всё это оказалось на двадцать веков погребено под многометровым слоем пепла и лавы. И, сохранилось частично до наших дней. Эти двести лет раскопок, которые велись частенько совершенно варварским, с точки зрения археологии методом, нанесли артефактам гораздо больший урон, чем грозный Везувий.

DSC_1450

Чем люди провинились перед ним? Вероятно, были причины его гнева. Он извергался три дня, с 24 августа 89 года. Число погибших и ныне трудно установить. Люди пытались спрятаться в домах, но крыши рушились под тяжестью пепла, его столб поднимался на высоту тридцати километров, а оттуда низвергался в сопровождении факельных осколков пемзы. Потом настал черёд раскалённой лавы, неумолимо стекающей по склону и выжигающей всё на своём пути, далее в ход пошли сернистые газы, завершившие месть разгневанного Везувия.

Там же погиб и Плиний Старший. Настоящий исследователь был, кстати. Всё ему надо было рассмотреть вблизи и потрогать пальцем и всё описать! Ведь одной только "Естественной истории" было издано 37 томов! Вот небольшая выдержка из письма его племянника Плиния Младшего к Тациту:
- …«огромное чёрное облако быстро надвигалось… из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного бо́льшие... ...часов около семи мать моя показывает ему на облако, необычное по величине и по виду. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой и лежа занимался; он требует сандалии и поднимается на такое место, откуда лучше всего можно было разглядеть это удивительное явление... то, что предпринял ученый, закончил человек большой души: он велел вывести квадриремы и сам поднялся на корабль, собираясь оказать помощь... многим другим... Когда вернулся дневной свет,... тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; походил он скорее на спящего, чем на умершего»...

Кто знает, то ли хотел он помочь людям спастись и поэтому снарядив корабль подошёл к месту катастрофы слишком близко, или его вёл интерес естествоиспытателя... бесспорно, и то и другое.. но ядовитые газы не пощадили и его.

Пытаюсь вернуться к камеям, а мне не даёт покоя аналогия с ветхозаветной историей. О гибели Содома и Гоморры:
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
25. и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.

Ныне местоположением этих городов принято считать южную часть Мёртвого моря... То же море, те же горы, всё то же...

И правда, если уж вспомнить Екклезиаста:

И нет ничего нового под солнцем.

Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Не помнят о прежнем - так и о том, что будет, -
О нем не вспомнят те, кто будут позднее...

Кто его знает, когда были все эти гоморры помпеи атлантиды вавилоны трои... откуда они взялись и куда канули.

Что были - знаем, от каких остались лестницы амфитеатров, обломки колонн, осколки портиков храмов, а от иных лишь камни да легенды... но так всё это перепутано во времени, что и концов не найти. Не об одном и том же ли идёт речь? О погибшем городе-призраке, кочующим не только в преданиях, но и меняющем координаты своего пространства, как предупреждении человеку о гневе Божьем, обрушивающим кары свои на грешных людей.

Не суть ли это иллюзии человечества в его желании потвёрже встать на почву реальности и обрести опору в страхе расплаты за свои грехи. Не этот ли страх поддерживает зыбкое равновесие его существования, не давая нарушать те законы , которые он должен соблюдать, живя на этой земле.

Впрочем, как обычно, моё абсолютно нелогичное лирическое отступление... полное противоречие самой себе. Ведь если я сама бродила по Помпеям, рассматривала сохранившиеся мозаики, ощущала под пальцами тепло мраморных плит... значит они были? Или это декорация, построенная кем-то... или - что? Может быть это останки какого-нибудь ещё более древнего города, чьё имя нам известно, но следов его не удалось найти?
Ладно, оставим эти фантазии, не будем становиться столь откровенными адептами теорий Фоменко со-товарищи и посмотрим на чудесного мастера. Его удалось застать за работой, которую он делает уже, вы не поверите, более семидесяти лет!

И я стояла рядом и завороженно смотрела на его руки, которые мягкой чёткостью движений одушевляли мёртвый набросок и грозный бык обрастал плотью и стремился вырваться на свободу из лона раковины.

Мастер, такой подвижный, улыбчивый, живой! Рядом с этим царством мёртвых. Он пытался чуточку рассказать о своём ремесле, но при моём знании итальянского...удалось понять лишь то, что его отдали в учение в двенадцать лет, сейчас ему восемьдесят четыре и всё это время он режет камеи. Материалом ему служат морские раковины и мне показалось даже, что он и сам похож на раковину, нет, конечно, я сказала страшную глупость, раковина она неподвижная красавица, а этот славный человек похож на краба. Такие шустрые и любопытные крабики часто выбираются на прибрежный камень омываемый волнами. И что там они ищут, то ли новых впечатлений, то ли какой еды. Они посматривают на тебя и своей нарочитой застылостью будят охотничий инстинкт, а попробуй поймай его! Ни разу не удавалось...
Но поверьте мне, правая рука синьора напоминала клешню этого прыткого ракообразного, но это его ничуть не печалило, а скорее веселило и рассказывая о себе, он ни на минуту не выпускал из рук камею, над которой трудился.


DSC_1548

DSC_1550

Вот симпатичная ссылка, где представлены чудесные фотографии этих красавиц и приятный необременительный для всех интересующихся текст.
http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/35622_kameya
Если нет желание расширить свои знания об этом предмете, то вполне достаточно и этих сведений. Ну, а уж если интерес пробудился, то материалов в сети предостаточно и всевозможных красивых легенд и полукриминальных историй, связанных с их собирательством и даже можно научиться их ваять самому. В хорошее время мы живём, когда почти всё можно найти в электронных библиотеках, причём, не выходя из дома!
Tags: путешествия и история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments