artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

А третий, четвёртый, пятый... раз, как повторяется история? Что скажет Гегель на этот раз?

Очень похоже, что скоро, очень скоро и состоится обещанный нам "конец света". Нет, не волнуйтесь, земля не разверзнется в ближайшее время, всемирный потоп не накроет одновременно южное и северное полушария, вулканы не станут извергаться по всему свету абсолютно синхронно... Нет, природные катастрофы не так страшны, как предупреждают всякие учёные люди с горящими глазами по разным телеканалам...
Всё гораздо менее разрушительно, на первый взгляд. Без этих блесков и тресков.
Всё просто. У нас начинается иной отсчёт времени. Ведь,как трактуется с позиции Времени, эпоха, в которой мы все находимся? Правильно, Новейшее Время. А теперь мы перетекаем, перетекаем, перетекаем... Подождите, а куда?
По всему выходит, что мы должны перетекать куда-то вперёд, а получается, что мы попадаем совсем не туда, куда нам следует и попасть:).
Не знаю, кто как, а я то теряюсь совершенно. Ищу ответ на непростой вопрос, ясное дело, на страницах нашего прекрасного журнала. Начала прямо с главной страницы и вижу, что повезло мне ужасно, сразу же натыкаюсь на запись
вот эту - http://mi3ch.livejournal.com/2165912.html, "Обиды" называется.

И начинаю тихо грустить. Милый этот автор и образован и слог хороший. Да опять его кто-то опередил.... Давеча читала Монтескье "Персидские письма". И наткнулась там, помимо всего прочего приятного, на следующую главу.
Даю целиком, ибо тот же Митрич, но два века назад:) Для любителей несовременного слога, но вполне современных идей.

921369466
http://territa.ru/photo/784-0-54646

ПИСЬМО XLVI

УЗБЕК К РЕДИ В ВЕНЕЦИЮ

Я встречаю здесь людей, которые без конца спорят о вере, но в то же
время явно стремятся перещеголять друг друга несоблюдением ее правил.
Они не только не лучшие христиане, но далее и не лучшие граждане, и это
особенно меня поражает, ибо какую бы религию мы ни исповедовали, соблюдение
законов, любовь к людям, почитание родителей всегда являются ее первыми проявлениями.

В самом деле, разве не первейшая обязанность верующего угождать божеству, установившему ту религию, которую он исповедует? А самым верным способом достигнуть этого является, конечно, соблюдение общественных правил и человеческих обязанностей. Ведь какую бы религию ни исповедовал человек, если он допускает ее существование, он должен также допустить, что бог любит людей, раз он установил религию для их счастья; а если бог любит людей, то можно быть уверенным, что угодишь ему, если тоже будешь любить их, то есть если будешь выполнять по отношению к ним все обязанности милосердия и человечности и не станешь нарушать законов, которым они подчиняются.

Таким поведением гораздо вернее угодить богу, нежели выполнением того или иного обряда, ибо сами по себе обряды не представляют никакой ценности;
они ценны только с известной оговоркой и при предположении, что установлены богом. Но это предмет для большого спора; здесь легко впасть в ошибку, ибо приходится выбирать между обрядами двух тысяч религий.

Некто ежедневно обращался к богу с такою молитвой: "Господи! Я ничего не разумею в спорах, которые беспрестанно ведутся по поводу тебя; мне хотелось бы служить тебе по воле твоей, но всякий, с кем я ни советовался об
этом, хочет, чтобы я служил тебе на его лад. Когда я намереваюсь обратиться к тебе с молитвой, я не знаю, на каком языке надлежит говорить с тобою.
Точно так же не знаю, какую позу принять: один говорит, что надо молиться тебе стоя; другой требует, чтобы я сидел; третий настаивает, чтобы я преклонил колени. Это еще не всё: некоторые требуют, чтобы я по утрам омывался холодной водой; иные утверждают, что ты будешь взирать на меня с отвращением, если я не дам отрезать у себя кусочек плоти.

425885113
http://territa.ru/photo/784-0-54646

На днях в караван-сарае мне довелось есть кролика; трое присутствовавших при этом повергли меня в ужас: они утверждали, будто я нанес тебе тяжкое оскорбление:
один* говорил, что это животное нечисто, другой** - что оно задушено,
наконец, третий*** - что оно не рыба. Проходивший мимо брамин, которого я попросил рассудить нас, ответил: "Они не правы, так как вы, разумеется, не сами убили это животное". - "Сам", - ответил я. "Ах! Вы совершили ужасное деяние, которого бог никогда не простит вам, - сказал он строго. - Откуда вы знаете, что душа вашего отца не перешла в это животное?" Все это, господи, повергает меня в невообразимое замешательство: я не могу пошевелить головой без того, чтобы не испытать страха оскорбить тебя, а между тем мне хотелось бы быть угодным тебе и посвятить этому жизнь, которою я тебе обязан. Не знаю, может быть я и ошибаюсь, но мне кажется, что скорее всего я угожу тебе, если буду жить как добрый гражданин в том обществе, где родился я по твоей воле, и как добрый отец в семье, которую ты даровал мне".

______________

* Еврей. (Прим. авт.).
** Турок. (Прим. авт.).
*** Армянин. (Прим авт.).

Из Парижа, месяца Шахбана 8-го дня, 1713 года

575f78796909d24ad58a6937e0c6481c_full
Daniel Merriam



.
Tags: История повторяется дважды: первый раз в, а второй — в виде фарса, виде трагедии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments