Previous Entry Share Next Entry
Разговоры лошадей о людях и людей о лошадях.
артишок
artischok
Пастбище
«Пастбище

" Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы... — Рассказывая о коне Казбича, Максим Максимыч сравнивает скакуна с Бэлой. Что же? Вполне традиционный восточный мотив - сопоставление лошади и женщины.
Его находят у Анакреона, у многих поэтов Ближнего Востока. Распространен он и в творчестве горцев Кавказа. Конь в жизни кавказского джигита играл огромную роль. Без коня не было джигита. Горский фольклор знает легендарных коней. Не было ничего обидного для красавицы горянки, если красоту лошади сравнивали с красотой девушки, или наоборот.

Позднее в русской литературе сопоставление женщин и лошадей появляется у многих писателей и поэтов, например, у Тургенева в «Конце Чертопханова» и у Фета в стихотворном послании 1864 года к И. С. Тургеневу («Тебя искал мой стих по всем концам земли...»):

Взгляни в Степановке на Фатьму-кобылицу...
...Едва ль где женщину ей равную найдешь...

Но ближе к Лермонтову Л. Н. Толстой, как известно, назвавший лошадь Фру-Фру («Анна Каренина») именем героини популярной пьесы Мейлака и Галеви «Frou-frou» (1870) и заставивший Вронского испытать к ней страсть не меньшую, чем Азамат испытал к Карагезу. Не подумайте ничего плохого:) Карагез - имя коня, если кто подзабыл уроки литературы и прозу Лермонтова). А "подзабыть" могут даже и отличницы-абитуриентки...
Тут смотрела на днях передачку занятную, посвящённую ЕГЭ. Суть была в том, чтобы провести вступительный экзамен в МГУ по "старой схеме". Так, как это делалось раньше - глаза в глаза с экзаменатором. И что же? Милая симпатичная отличница ЕГЭ бодро оттарабанила про "любимый роман Достоевского". "Преступление и наказание" было предметом этой дискуссии:). И когда экзаменатор стал задавать наводящие вопросы, тут барышня и поплыла... "мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы..." Откуда это?
Да неизвестно откуда, оказалось:)
- А читали ль Вы Пушкина? Роман в стихах "Евгений Онегин"?
- Да! Это мой любимый роман..................
А фраза-то крылатая! Как обычно, отвлеклась.


М. Врубель создал рисунок «Казбич и Азамат» в двух вариантах. «В обоих вариантах центром рисунка являются не люди, а конь Карагез. Он у Врубеля прекрасен: статен, благороден и горд. Своей красотой конь подавляет людей... и это так и нужно по Лермонтову: они оба влюблены в коня, их мысли, чувства и страсти прикованы к нему, более того — их жизни связаны с этим конем»
.
Врубель. Казбич и Азамат
«Врубель. Казбич и Азамат

«- Славная у тебя лошадь! – говорил Аза мат, - если б я был хозяин в доме, имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!»
Казбич начинает неторопливо рассказ о своем героическом коне. Для него Карагез является верным другом, который не раз спасал его от верной гибели. Во время одного из набегов на русских за ним была организована погоня.
«За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крик гяуров, передо мною был густой лес. Прилег я на седло, поручил себя аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети»

«- В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, - когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор мне все опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением…».

Пастбище
«Пастбище


«- Послушай! – сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха… Хочешь? дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»
Ах, бедный, бедный Казбич! Он подвергся большому искушению... Ему надо было лишь принять условия сделки. Обменять своего верного товарища на любимую женщину.
«Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».

Пастбище
«Пастбище

Эти лошадки, они хороши! И летом свободно пасутся на лугу, правда не у нас, а в Германии. Моя немецкая подруга живёт в очень удачном месте. И до города всего километров пять, а дом стоит среди полей, лугов, озёр. Мы всегда с ней прогуливаемся вечерком и болтаем о том о сём. Там тихо и прекрасно, зайцы бегают, но больно шустрые и пугливые, их надо караулить и не факт, что накараулишь:) Больно вёрткие. Косули тоже чувствуют себя вполне свободно и совершенно не боятся присутствия человека, как, впрочем, и все остальные.
Лошадки эти паслись в центре огороженного поля. Но вот подойти к нам отказались. Видно были сыты и приманить их ничем не удавалось). Поэтому и получилась такая многофигурная композиция:). Издалека.
Только один симпатичный вороной откликнулся на наши призывы:), но был горд, задумчив и смотрел куда-то вдаль...

P.S. Помимо Максим Максимыча и Михаил Юрьевича, мне помогал написать этот текст замечательный прозаик, мастер литературных реминисценций Геннадий Воловой:) Он искренне посочувствовал Казбичу и помог сделать ему непростой выбор.

  • 1
Красивый скакун. Я давно собираюсь рисовать лошадей. Подбираю фоты

  • 1
?

Log in

No account? Create an account