?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Хотели про искусство, а вышло, как всегда:)
артишок
artischok
Что-то я погрязла в попытках сломать вавилонские башни. Самой противно.
Вернёмся, наконец, в средневековую Европу и посмотрим, что же там происходило. Давно? Не так давно... Для времени нет таких понятий. Оно идёт своим чередом и с нами считаться не желает.
Помнится, остановилась я на несчастной Жанне - жертве политических интриг. Продолжим.

Огромным прорывом в живописи было открытие перспективы. Это случилось в эпоху Ренесаснса.
Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые её не знали. Они могли с математической точностью строить в трёхмерном пространстве сложные многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды.
Тут можно вспомнить Рафаэля, применявшего к своим мадоннам точный математический расчёт. И насмешник Пушкин в черновике описал сестру страстной Татьяны так:
" В чертах у Ольги жизни нет
Как в Рафаэлевской Мадонне
Румянец, да невинный взор"
Впрочем, для нашего века цифры подобные картины вполне привычны. Нашему взгляду милы отфотошопленные мордашки с идеально гладкой матовой кожей, бездонными глазами и прочими красами:)
Кстати, Вазари писал, что Рафаэль, несмотря на короткий век, познал множество женщин и даже умерший, по утверждению того же автора, от переутомления плотскими утехами, писал свои образы без слёз, без страсти, без любви...


А вот в знаменитой фреске "Афинская школа", слегка исказил перспективу, впрочем, это ничуть не сделало хуже эту работу


Впрочем, великий человек и большой художник Леонардо да Винчи не остановился на этих открытиях и углубил и обогатил познания перспективы, наделив её воздухом).
«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».



Всё это хорошо и прекрасно. Но меня всегда занимал вопрос. А почему? Как так могло произойти, то сознание людей стало готово перейти от византийской фрески к трёхмерному восприятию. И более того, никто из живописцев не стал следовать старым традициям, а стал осваивать новаторские школы и писать картины следуя современным тенденциям.
И вот ещё такой вопрос, который часто задаётся, когда заходит речь о "тёмных веках". а как же это могло случиться, что были позабыты все эллинистические художественные принципы и техники строительства и вместо беломраморных идеально просчитанных и выверенных конструкций, на свет божий явились топорные, неуклюжие замки крестоносцев и прочий унылый романский стиль? Да очень просто всё это могло забыться.
Не надо ли нам вспомнить о таких простых, но в то же время, достаточно неумолимых и жёстких вещах. Тех, которые природа представляет нам в избытке. Надо только уметь смотреть.
Всё подчинено определённому ритму. Возьмём простые примеры, которые каждый может наблюдать ежедневно, еженедельно, ежемесячно...
Помню, в детстве обожала страшилки Эдгара По. Есть у него такой рассказ - "Колодец и маятник". Почему-то этот маятник-серп, совершающий свой неумолимый путь к связанному пленнику, привёл меня в состояние задумчивости. Рассказ-то закончился вполне благополучно и отбросив все эти страшные инквизиторские пытки и бездонные колодцы, я сосредоточилась именно на этой парадигме движения.
"Низвержение в Мальстрём" с его страшной воронкой, поглощающий всё живое и неживое, имевшее несчастье попасть туда в 15 минутный перерыв, между приливами-отливами - то же самое, не зависящее от воли человека, движение.
И, если в первом случае, маятник был подвешен тюремщиками и был остановлен тоже волей людей, то стихия не могла быть побеждена таким образом...


Да Ритм. Где было мне видеть приливы-отливы на наших речках, да на Чёрном море:) А вот то, что после полнолуния часто погода меняется на дождливую, это я заметила:).
Впрочем, заметила я ещё очень много:) Об этом попробую завтра дорассказать. Что-то на ночь про мышей не хочется!:)

  • 1
познавательно)

  • 1