artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

О том, что мы потеряли, но это не пропало и не погибло, а жило и росло.



Живопись Павла Челищева шокировала Сальвадора Дали и приводила в восхищение Пабло Пикассо. "Я интересуюсь перспективой внутренней, проекцией в нас высшего. Стремиться покорить вселенную бесполезно - прежде всего надо понять самого себя", - говорил художник.
Ещё бы не шокировала Дали. Он, усач, ещё и не дозрел до сюрреализма. Наш Челищев, ой-ой-ой - не наш совсем! А более того, вдвойне не наш! - был геем. Так этот вот "не наш" ещё в 20 лет пришёл к своей "мистической перспективе", которая отличается от Леонардовой тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.



Математика и медицина – две науки, которые сформировали представление Челищева о мире.
А аналогом в философском осмыслении бытия ... Мне почему-то вспоминаются миры Даниила Андреева. Хотя, это возможно, совсем и неправильно.



Бесконечное познание мира через человека, отказ от буквального ради мистического.

Сестра художника вспоминала, как в самый разгар революции – «Павлик занимался воображаемыми композициями для балета. Во время событий, которые потрясли весь мир, осенью 1917, он словно не замечал стрельбы на улице. Молодой солдат, который ворвался в дом его отца, нашел там юношу, глубоко погруженного в работу. Это была степь, изображающая лес из одуванчиков к сцене «превращений» в «Спящей красавице» Чайковского. Слуги показали знаками, что у молодого хозяина не все в порядке с головой. Солдат, отложив винтовку, засмотрелся, как художник вырисовывает кружевные головки одуванчиков. Павлик попросил его не дышать «слишком сильно», поскольку его краски подобны крыльям бабочки, которая может улететь. Солдат понаблюдал и тихо ушел».

"Мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки),завершённой художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника. Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей..." А род был славный и с большой историей...



"Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала Гернику по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха "Чистилище-Ад-Рай."

Почему бы это? Я не зря вспомнила Дали и Пикассо. Пикассо был гениальным улавливателем идей, которые носились в воздухе, он уловил теорию Эйнштейна, топологию Пуанкаре, который дал свою модель геометрии Лобачевского, из которой, собственно и изобрёл кубизм.



Но, что занятно, как обычно у Пикассо - "изобрёл" вместе с Жоржем Браком, только пока осовательный Брак осмысливал теорию, стремительный испанец уже начал её воплощать:)


О художнике Павле Челищеве (1898–1957), едва ли не единственном русском сюрреалисте, добившемся прижизненной славы в Европе и Америке, на его родном языке до сих пор было написано совсем немного. Ни к чему это было. Были замечательные советские художники, воспевавшие тучные поля, счастливых колхозников, брутальных кочегаров, вождей народа и прочие стройки народного хозяйства с физкультурными парадами и крепкими телами барышень с веслом...

Биография его нам известна. Это общая биография всех изгнанных - властью хамов. Путь их один.
Как скажут сейчас "радетели отечества" - чемодан, вокзал, историческая родина. Вроде так? Я не перепутала?
Тем не менее, чуть скажу, кто позабыл, куда же все попадали после этих философских пароходов поездов...

После того, как по приказу Ильича вся семья в 24 часа была выселена из поместья в Калужской губернии, 20-летний Павел Челищев перебрался в Киев, где поступил учиться в студию художницы-кубистки Александры Экстер. В театре Марджанова оформил свой первый театральный спектакль – создал декорации и костюмы к оперетте «Гейша». Затем служил картографом в армии Деникина, а в 1920 г. эмигрировал в Турцию. Там оформлял спектакли балетмейстера Бориса Князева.

Художник до конца своей жизни продолжал сотрудничать с театралами. В Берлине, куда Челищев перебрался из Константинополя, он оформил «Золотого петушка» для Оперного театра на Унтер-ден-Линден и «Боярскую свадьбу» для базировавшегося в немецкой столице «Русского романтического театра» Романова. В Париже художник вместе с Дягилевым работал над балетом Николая Набокова «Ода»



По замыслу Павла Челищева спектакль должен был превратиться в грандиозное представление, наполненное спецэффектами, как скажут сейчас.

В театре стоял кинопроектор, при помощи которого в зал запускалось некое изображение. Кроме того, главного героя — танцовщика Лифаря, Челищев заставил во время спектакля... бегать по спинам балерин, что, по определению, не могло им понравиться. Привыкшие к классическому стилю, зрители не могли понять и принять это новаторство. Балет с треском провалился. Павел Челищев очень переживал по этому поводу, говоря: «Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!»...

Отвлеклась на эти красивые картинки, продолжу.
.
"Ад" этот я сфотографировала в Третьяковке. Картина была привезена в СССР в 1962 году балетной труппой Баланчина, по завещанию художника, но была похоронена в запасниках. Свет увидела только в конце 90-х. Теперь вот можно всем желающим можно посмотреть. И есть на что! Первый раз увидела работу художника "живьём". Скажу сразу - впечатление производит удивительное и сильное. Абсолютно вневременный живописный язык и универсальный и провидческий, и понятный. Рассматривать можно долго и по кусочкам. Как рассматриваешь страшные создания Босха, предвидческие "Сны разума" Гойи, "Триумф смерти" Брейгеля, "Апокалипсис" Корнелиуса...



Понятно, что любой Homo sapiens всегда задумывается о том, что ждёт его за порогом жизни. Вербально это выразил Данте в своей "Божественной комедии". И, что удивительно, Ад этот буквально кишел всевозможными современниками автора, помимо злодеев вселенского масштаба:), конечно.

Челищевский "АД" - современная интерпретация, визуальная, более доступная для желающего понять. И только подтверждающая неплохую мысль о том, что ад - это то место, где мы живём. И меня оно не пугает, а скорее забавляет, ибо окружено вполне привычными знаками и символами. И вполне реальными персонажами, в числе которых и сам художник, существующий в этом Пространстве и осмысливающий его и отображающий его... И нет никакого страха в этом полотне. Оно и по цвету позитивно и внушает оптимизм, как ни странно.

Существует много толкований идеи этого полотна. Собственно, все пишут одно и то же. Таков интернет. Вероятно, все версии и характеристики персонажей и их имена были взяты из каких-то записей автора. Трудно сказать, да и не стремлюсь к идентификации их личностей. В принципе, на портрет Стравинского лучше посмотреть, наверное в исполнении Бориса Григорьева, да и портрет почитательницы таланта Гертруды Стайн ... Суть же живописи таких масштабов не в этом...Она должна будить воображение и помогать осмысливать себя в этом мире и мир в себе.

На этом следует поставить точку. Но, как обычно у меня. С чего начала, про то и забыла.



С этого замечательного портрета. Там, на этом предаукционном показе было предостаточно хорошей живописи, но почему-то взгляд мой сразу упал именно на этот портрет. От него исходил свет, причём не свет Рембрандта, который пронизывает его картины внутри её пространства. Он более материальный, если так можно сказать о свете. А здесь свет был снаружи, мистически окутывающий её. Это трудно выразить словами, какие-то колебания его, около полотна.

Мне захотелось её утащить. Что случается крайне редко. Я вообще не могу относиться к искусству, как к чему-то, что приравнивается к денежному эквиваленту. Естественно, не принимайте меня уж совсем за идиотку - настоящее искусство. Его просто невозможно КУПИТЬ. Так, как нельзя купить музыку. Можно купить партитуру, рукопись, картину, но свет и энергетику купить нельзя. Мысль понятна?

Я потом прочла, что сейчас коллекционеры гоняются за челищевскими портретами. Может быть вот это уловила не я одна?
И эта мистика в них реально существует? Или это картины, в которых живёт душа творца?
Как обычно, назадавала вопросов, а кто же даст ответ?
Tags: забытые имена, культурная политика государства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments