Previous Entry Share Next Entry
О том, что мы потеряли, но это не пропало и не погибло, а жило и росло.
артишок
artischok


Живопись Павла Челищева шокировала Сальвадора Дали и приводила в восхищение Пабло Пикассо. "Я интересуюсь перспективой внутренней, проекцией в нас высшего. Стремиться покорить вселенную бесполезно - прежде всего надо понять самого себя", - говорил художник.
Ещё бы не шокировала Дали. Он, усач, ещё и не дозрел до сюрреализма. Наш Челищев, ой-ой-ой - не наш совсем! А более того, вдвойне не наш! - был геем. Так этот вот "не наш" ещё в 20 лет пришёл к своей "мистической перспективе", которая отличается от Леонардовой тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.



Математика и медицина – две науки, которые сформировали представление Челищева о мире.
А аналогом в философском осмыслении бытия ... Мне почему-то вспоминаются миры Даниила Андреева. Хотя, это возможно, совсем и неправильно.



Бесконечное познание мира через человека, отказ от буквального ради мистического.

Сестра художника вспоминала, как в самый разгар революции – «Павлик занимался воображаемыми композициями для балета. Во время событий, которые потрясли весь мир, осенью 1917, он словно не замечал стрельбы на улице. Молодой солдат, который ворвался в дом его отца, нашел там юношу, глубоко погруженного в работу. Это была степь, изображающая лес из одуванчиков к сцене «превращений» в «Спящей красавице» Чайковского. Слуги показали знаками, что у молодого хозяина не все в порядке с головой. Солдат, отложив винтовку, засмотрелся, как художник вырисовывает кружевные головки одуванчиков. Павлик попросил его не дышать «слишком сильно», поскольку его краски подобны крыльям бабочки, которая может улететь. Солдат понаблюдал и тихо ушел».

"Мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки),завершённой художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника. Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей..." А род был славный и с большой историей...



"Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала Гернику по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха "Чистилище-Ад-Рай."

Почему бы это? Я не зря вспомнила Дали и Пикассо. Пикассо был гениальным улавливателем идей, которые носились в воздухе, он уловил теорию Эйнштейна, топологию Пуанкаре, который дал свою модель геометрии Лобачевского, из которой, собственно и изобрёл кубизм.



Но, что занятно, как обычно у Пикассо - "изобрёл" вместе с Жоржем Браком, только пока осовательный Брак осмысливал теорию, стремительный испанец уже начал её воплощать:)


О художнике Павле Челищеве (1898–1957), едва ли не единственном русском сюрреалисте, добившемся прижизненной славы в Европе и Америке, на его родном языке до сих пор было написано совсем немного. Ни к чему это было. Были замечательные советские художники, воспевавшие тучные поля, счастливых колхозников, брутальных кочегаров, вождей народа и прочие стройки народного хозяйства с физкультурными парадами и крепкими телами барышень с веслом...

Биография его нам известна. Это общая биография всех изгнанных - властью хамов. Путь их один.
Как скажут сейчас "радетели отечества" - чемодан, вокзал, историческая родина. Вроде так? Я не перепутала?
Тем не менее, чуть скажу, кто позабыл, куда же все попадали после этих философских пароходов поездов...

После того, как по приказу Ильича вся семья в 24 часа была выселена из поместья в Калужской губернии, 20-летний Павел Челищев перебрался в Киев, где поступил учиться в студию художницы-кубистки Александры Экстер. В театре Марджанова оформил свой первый театральный спектакль – создал декорации и костюмы к оперетте «Гейша». Затем служил картографом в армии Деникина, а в 1920 г. эмигрировал в Турцию. Там оформлял спектакли балетмейстера Бориса Князева.

Художник до конца своей жизни продолжал сотрудничать с театралами. В Берлине, куда Челищев перебрался из Константинополя, он оформил «Золотого петушка» для Оперного театра на Унтер-ден-Линден и «Боярскую свадьбу» для базировавшегося в немецкой столице «Русского романтического театра» Романова. В Париже художник вместе с Дягилевым работал над балетом Николая Набокова «Ода»



По замыслу Павла Челищева спектакль должен был превратиться в грандиозное представление, наполненное спецэффектами, как скажут сейчас.

В театре стоял кинопроектор, при помощи которого в зал запускалось некое изображение. Кроме того, главного героя — танцовщика Лифаря, Челищев заставил во время спектакля... бегать по спинам балерин, что, по определению, не могло им понравиться. Привыкшие к классическому стилю, зрители не могли понять и принять это новаторство. Балет с треском провалился. Павел Челищев очень переживал по этому поводу, говоря: «Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!»...

Отвлеклась на эти красивые картинки, продолжу.
.
"Ад" этот я сфотографировала в Третьяковке. Картина была привезена в СССР в 1962 году балетной труппой Баланчина, по завещанию художника, но была похоронена в запасниках. Свет увидела только в конце 90-х. Теперь вот можно всем желающим можно посмотреть. И есть на что! Первый раз увидела работу художника "живьём". Скажу сразу - впечатление производит удивительное и сильное. Абсолютно вневременный живописный язык и универсальный и провидческий, и понятный. Рассматривать можно долго и по кусочкам. Как рассматриваешь страшные создания Босха, предвидческие "Сны разума" Гойи, "Триумф смерти" Брейгеля, "Апокалипсис" Корнелиуса...



Понятно, что любой Homo sapiens всегда задумывается о том, что ждёт его за порогом жизни. Вербально это выразил Данте в своей "Божественной комедии". И, что удивительно, Ад этот буквально кишел всевозможными современниками автора, помимо злодеев вселенского масштаба:), конечно.

Челищевский "АД" - современная интерпретация, визуальная, более доступная для желающего понять. И только подтверждающая неплохую мысль о том, что ад - это то место, где мы живём. И меня оно не пугает, а скорее забавляет, ибо окружено вполне привычными знаками и символами. И вполне реальными персонажами, в числе которых и сам художник, существующий в этом Пространстве и осмысливающий его и отображающий его... И нет никакого страха в этом полотне. Оно и по цвету позитивно и внушает оптимизм, как ни странно.

Существует много толкований идеи этого полотна. Собственно, все пишут одно и то же. Таков интернет. Вероятно, все версии и характеристики персонажей и их имена были взяты из каких-то записей автора. Трудно сказать, да и не стремлюсь к идентификации их личностей. В принципе, на портрет Стравинского лучше посмотреть, наверное в исполнении Бориса Григорьева, да и портрет почитательницы таланта Гертруды Стайн ... Суть же живописи таких масштабов не в этом...Она должна будить воображение и помогать осмысливать себя в этом мире и мир в себе.

На этом следует поставить точку. Но, как обычно у меня. С чего начала, про то и забыла.



С этого замечательного портрета. Там, на этом предаукционном показе было предостаточно хорошей живописи, но почему-то взгляд мой сразу упал именно на этот портрет. От него исходил свет, причём не свет Рембрандта, который пронизывает его картины внутри её пространства. Он более материальный, если так можно сказать о свете. А здесь свет был снаружи, мистически окутывающий её. Это трудно выразить словами, какие-то колебания его, около полотна.

Мне захотелось её утащить. Что случается крайне редко. Я вообще не могу относиться к искусству, как к чему-то, что приравнивается к денежному эквиваленту. Естественно, не принимайте меня уж совсем за идиотку - настоящее искусство. Его просто невозможно КУПИТЬ. Так, как нельзя купить музыку. Можно купить партитуру, рукопись, картину, но свет и энергетику купить нельзя. Мысль понятна?

Я потом прочла, что сейчас коллекционеры гоняются за челищевскими портретами. Может быть вот это уловила не я одна?
И эта мистика в них реально существует? Или это картины, в которых живёт душа творца?
Как обычно, назадавала вопросов, а кто же даст ответ?

?

Log in

No account? Create an account