Previous Entry Share Next Entry
Как в наше время не попасть на костёр и не купить, написанную вчера "древнюю" рукопись
артишок
artischok
Как возникают новые направления, стили в живописи? Что влияет на сознание художника берущего кисть и пытающегося отразить на холсте свои представления об окружающем его мире? Ведь, как ни крути, а, что Ван Дейк писал женский портрет, что Модильяни...


Такие вот две небольшие разницы..

Месопотамия, Ассирия, Вавилон, Греция... Не знаю, я так люблю эту выстроенность цивилизаций с присущими каждой из них индивидуальностью и характерными чертами, дошедшими до нас в виде немногочисленных (относительно) памятников архитектуры, мелкой пластики, глинянных табличек, амфор, украшений.
И когда читаю Морозова-Фоменко, мне страшно нравится эта трактовка "сфальсифицированной" истории. Я восхищаюсь, какая колоссальная работа была проделана, сколько имён, документов, монографий было изучено и разложено на атомы и и на всякие, ещё более мелкие составляющие. Они взвесили и разложили всё, что можно и всё, что нельзя:) Перебор вышел. В составлении графиков, как я думаю) Не надо было столько графиков на Плоскости), тело Истории более объёмное... Скорее - сферическое

Сейчас попробуем разобраться. Для этого не будем ходить далеко назад, не будем озадачиваться Египтом трёх-четырёх тысячелетней давности), хотя тема египетского искусства была в большой моде в начале XIX века. Ампир вовсю обкатывал "топовых" сфинксов, львов, мебель на лапах животных, обелиски, которые ставили и на площадях и на письменных столах, в виде чернильных приборов...

Я уж по-простому, по-старинке начну небольшой обзор с XIV века. С Италии. С Флоренции

Кстати, правильно фоменки всё время пляшут вокруг преторенессанса, очень много всякого необычного, в том числе и заново открытые древние книги и рукописи появилось тогда. А самое главное - начал происходить качественный переход сознания на совершенно другой уровень. Не сразу, правда, не сразу... Но. Люди стали уже по-другому ощущать себя в пространстве - не плоско, как на византийской фреске, а стали появляться рельефные задние планы, как у Джотто, например)



В 1309 году Папский престол был перенесён почти на 70 лет в город Авиньон и вольнодумцы всех мастей тотчас распоясались. Тут как раз и взошёл на престол "антипапа" Николай V - большой меценат и поклонник искусств и наук, античных традиций и основатель Ватиканской библиотеки. Другом ему был Козимо Медичи, фактически - правитель Флоренции, основатель торгово банковской компании, одной из крупнейших в Европе. Ярый противник католицизма. Даже на смертном одре призвал к себе не духовника, а философа, утешавшего его цитатами из греческих философов.

К тому времени пал Константинополь. Это случилось в 1453 году И Восточно Римскую империю сменила на 500 лет Османская империя. Впрочем, мне больше нравится имя Византия)
Но История, как ни странно, не придумала ничего нового. Кроме декораций , бутафории и смены костюмов персонажей, конечно.
Что в России после Октябрьского переворота все достойнейшие умы бежали или были изгнаны из этой разрушающейся страны, а те, кто не бежал, был искоренён, что в Византии...
Вот пишет историк:
" Однако, в минуты политической и экономической гибели эллинизм как бы собирал все свои силы, чтобы показать живучесть вечной культурной классической идеи и этим самым создать надежду на будущее эллинское возрождение XIV века. «Накануне всеобщего падения, — по словам историка, — вся Эллада собирала умственную энергию, чтобы засветиться последним блеском» и множество греческих беглецов - учёных и художников - нашли себе приют в Италии."
Совершенно замечательные слова, только заменив греческий на русский, а Италию на Европу, Америку... - всё это можно отнести к новейшему времени.
Кстати греки эти попали не только в Италию, они рассосались по всей европейской территории, в том числе и к нам, хотя, лишь небольшая часть, к сожалению. И это понятно, какой дурак поедет в сумеречную снежную страну, когда под боком - море, солнце, пляж...

Это Феофан Грек - великий живописец, как мне кажется. Строго говоря, к падению Византии он имеет весьма слабое отношение) Его, к тому времени уже не было с нами, скончался, как пишут, где-то лет за 50 до падения Константинополя.
............................................................................................................................................................................................................
Среди них выделялся мыслитель Плифон, он настолько увлёк Козимо Медичи и итальянских гуманистов своими работами о великих древнегреческих философах Платоне и Аристотеле, а точнее борьбой между "платонизмом" и "аристотелизмом", если так можно сказать:), что добился основания Платоновской академии во Флоренции.
Пребывание византийского философа во Флоренции можно рассматривать как один из важнейших моментов в истории перенесения древнегреческой науки в Италию и особенно возрождения платоновской философии на Западе.
Можно так рассматривать, а можно и иначе:). Ведь кроме Плифона приехали ещё тысячи художников, философов, педагогов, музыкантов. И жили на территории Италии тоже тысячи греков. И греческий язык был вполне привычен итальянскому уху и понятен, притом.


Жил в то же время Поджо Браччолини, которому сейчас приписывают авторство многих античных рукописей. Но, если посмотреть на список того, что ему приписывают... то, боюсь, один человек не справился бы с подобной задачей. Просто, жизни не хватило бы. должна была работать целая "фабрика-кухня", как я это называю:)

"Помимо этого из погибающего Константинополя были привезены греками не менее 238 томов лучших произведений лучших классических писателей". Так пишут историки. А я подумала вот что:), вернувшись опять же в наше время. Только вчера написала о "фальшивых зайцах"- подделках картин и о коллекционерах, их приобретающих. И об экспертах, которые с разницей в несколько лет, выдают диаметрально противоположные заключение об их подлинности..
И точно:) Залезла посмотреть кое-что по этому поводу. И натыкаюсь на такую штуку:)

"А теперь посмотрим - в какой атмосфере "обнаруживались" в Эпоху Возрождения "древние" рукописи. Браччолини считается одним из самых ярких писателей Возрождения XV века. Он - автор первоклассных исторических и моралистических книг. "О богословских вопросах... он умеет говорить языком, который без подписи Браччолини всякий принял бы за язык какого-либо из отцов церкви" [8], с.358-363. Он - автор археологического руководства к изучению памятников Рима и известной "Истории Флоренции" - труда типа Тацитовой летописи. "Этот блистательный подражатель был в полном смысле слова властителем дум своего века. Критика ставила его на один уровень с величайшими авторами Возрождения... Первую половину итальянского XV века многие находили возможным определять "веком Поджо"... Флоренция воздвигла ему заживо статую, изваянную резцом Донателло" [8], с.358-363.

Широкий образ жизни стоил Поджо Браччолини дорого... и заставлял его вечно нуждаться в деньгах. Источником добавочных доходов явились для него розыски, приготовление и редактирование списков античных авторов. В XV веке... это была ОЧЕНЬ ДОХОДНАЯ СТАТЬЯ. При содействии флорентийского ученого, книгоиздателя... Никколо Никколи (1363-1437)... Поджо Браччолини устроил нечто вроде постоянной студии по обработке античной литературы и привлек к делу целый ряд сотрудников и контрагентов, очень образованных, но сплошь - с темными пятнами на репутациях... Первые свои находки Поджо Браччолини и Бартоломео ди Монтепульчано сделали в эпоху Констанцского собора... В ЗАБЫТОЙ, СЫРОЙ БАШНЕ Сен-Галленского монастыря, "В КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ТРЕХ ДНЕЙ НЕ ВЫЖИЛ БЫ", им посчастливилось найти кучу древних манускриптов: сочинения Квинтилиана, Валерия Флакка, Аскония Педиана, Нония Марцелла, Проба и др. Открытие это сделало не только сенсацию, но и прямо-таки литературную эпоху" [8], с.363-366.

Через некоторое время Браччолини обнаружил фрагменты "из Петрония" и "Буколики" Кальпурния. Обстоятельства всех этих находок не были разъяснены."

.Кроме оригиналов Браччолини торговал и копиями, которые сбывал за огромные деньги. Например, продав Альфонсу Арагонскому копию рукописи Тита Ливия, Поджо на вырученные деньги купил виллу во Флоренции"
http://www.chronologia.org/Vvedenie/5-2.htm

Да, Италии повезло необычайно, такие накопления сокровищ античного мира, совершившееся благодаря падению Византии, создало там, да и во всей западной Европе, исключительно благоприятную почву для воспоминаний о далеком прошлом Эллады и о своём прошлом.. Чуть позже, правда.

.А прошлое у них было общее. Но как рвётся нитка жемчуга иногда, разлетаясь по всей комнате и пока соберёшь все бусинки и положишь в шкатулочку до поры до времени, может пройти достаточно много времени. Да и какие-нибудь особо прыткие могут завалиться и за диван... И забиться в какую-нибудь выщербинку в паркете-византии, а потом, через десять дней, десять лет, десять веков... при перестановке мебели, неожиданно обнаружится:) Слегка запылённая, но, когда отмоешь, то засверкает пуще прежнего:) Так бывает, поверьте.

Около 1440 года было изобретено Гутенбергом книгопечатание. И это новое искусство распространилось по Европе с небывалой быстротой. Причём, на долю Венеции приходилась почти одна треть изданий.
Мы даже не можем представить себе, какой это был прорыв, перевернувший сознание людей. Сейчас этот прорыв можно сравнить с появлением ПК на каждом столе. Информация стала передаваться не только с церковных кафедр, а возникла пресса - четвёртая власть.

В Европе было в то время неспокойно. Шла столетняя война между Францией и Англией. По существу, она кончилась лишь в 1558 году, хотя мирный договор был подписан в 1475 году. Мы больше знаем эту войну, из истории Орлеанской Девы.

Истории загадочной, во многом необъяснимой, которая до сих волнует умы исследователей. История, конечно фантастическая. Закончилась трагично, обвинением в ереси, как обычно, по тем временам, причём, бедную простодушную Жанну, которой было лишь 19 лет и которая разговаривала с богом, просто обманули и она подписала признание "своих ошибок".
"...Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: «голоса и ведения», мужской костюм, «дерево фей», обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс».

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. «Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала.» Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь...




Впрочем, об этом в двух словах сказать невозможно. Не хотела я сейчас говорить об этом, да, когда читала эту историю, невольно пришлось сравнить это с нынешними реалиями. Я имею в виду слова преподобного Чаплина о том, что одна из
PR "начала каяться"... Да и "Чаплин"! Сразу хочется спросить Чарли? Какая тут составляющая этого гениального актёра - трагическая, или комическая?, у этого преподобного...
Как это всё одинаково, знакомо и предсказуемо и примитивно, и глупо, так, что аж скулы сводит. А прошло больше пяти веков! Единственное утешение, что пока ещё не ввели моду сжигать еретиков на кострах.
Хотя, кто знает, куда ещё могли закатиться бусинки и кто и когда их отыщет)


Впрочем, я опять увлеклась. До живописи так и не добралась, но продолжу:) Если не буду отвлекаться, то совсем скоро.

  • 1
Очень увлекательно. А я ничего не знала про влияние греков на эпоху возрождения.

Вот так здрасьте:)! А чему же Вас учили в художественных институтах, интересно?:)
Из чего же всё и возраждалось?

Ой - это же так давно было, лет 15 назад. Помню про классические принципы в искусстве эпохи возрождения, но про то, что греки бежали в Италию не помню. Хотя преподаватель у нас была очень хороший.

У меня тоже была потрясающая преподавательница по истории искусств)
Мы с ней лет пять назад ездили в Италию и всё открылось с абсолютно другой стороны)

У нас тоже была такая преподавательница, которая не в теории, а своими ногами обошла все уголки.
Я в конце мая лечу в Рим на 3 дня. Меня примировали на работе поездкой. Правда это организованная поездка, нас человек 20 с нашей "фабрики".

Только пройдя всё своими ногами и можно что-то понять:) Сколько не смотри картинок и не слушай лекций... Всё равно это будет не полной картиной), тут должно что-то внутри переродиться:)
В принципе, не воспринимай мои писания, как нечто абсолютно серьёзное), тут много моих фантазий и иронии) и правды в них не так много, если уж подходить с "научной" точки зрения:)
Да, и насчёт греков:) Конечно, не только греки населяли Византию эту. Территория обширнейшая, "этнический состав населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был крайне пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки, южные славяне..." - пестрота во всём!
Очень рада, что поедешь и хорошо, что много народу - можно найти единомышленников:)

да конечно, я помню что такое эллинизм - восточное влияние на классическую греческую культуру, что-то вроде греческого барокко. А про Византию даже когда-то читала роман, о правителях Византии.

Да, вот ниже мне присоветовали один роман:) Почти прочла. Но - роман - это художественное произведение) Опять же, интерпретация автором тех, или иных исторических фактов. Тут нет никакой уверенности, что авторский вымысел соответствует действительности. Вопрос непростой) и постичь истину едва ли мы сможем читая исторические романы. Мы можем согласиться с этим взглядом, или нет:)


перетряхивал свою бумажную библиотечку и наткнулся на роман о Византии - "Греческий огонь" Малербы.
Доставило:)

:)))Всё врёте,несчастный трафальгарский пряник!
Хотите воспользоваться моей добротой и прекраснодушием, и щедростью) и получить слиточек из-под копытца!) В знак признания Ваших заслуг в освоении азбуки:)

:))))
У Вас поистине византийский склад ума, даже моей невинной реплике Вы сумели приписать византийское коварство:)
Куда подевалось Ваше простодушие?! Или это была всего лишь маска?:))


Для Сущности, постигшей вкус печени лягушки сай фо, ничего не стоит проникнуть в мысли простых смертных!:) Вы сто раз правы(( Простодушие есть, никуда не подевалось, но вынуждена носить эту гнусную маску византийского коварства, как Знак, наиболее доступный для понимания современного обывателя)
Это является залогом моего спокойствия), а Вы... Ведь за нашей беседой следят миллионы!:) Только подумайте, какой вред был нанесён мне Вашими опрометчивыми словами)
И куда мне теперь податься? Какой добрый Пастырь мне теперь поможет?:)

:))))
Мои, как Вы изволили выразиться, "опрометчивые" слова, на самом деле, искусная византийская уловка, призванная облачить Вас в новую, поверх уже используемых, ещё более непроницаемую маску:))

Надеюсь, Вы понимаете, что и эти слова были написаны специально, чтобы ещё больше всё запутать и не дать истине пролиться на свет:)

Вздор!:) Любезный любитель печёнки:) Вы вполне холодны и держите в своих руках весы, как некая девушка с завязанными глазами) и похоже хотите учинить "Пир", в кругу интеллектуалов. Думаю, у Вас уже наготове и лопата, к весам:))) и цепи;) - так я понимаю, исключительно, по простодушию, Вашу мысль о "более непроницаемой маске":)

Браво, браво!! Вы вполне освоили византийский стиль, делая вид, что снимаете маски, а на самом деле напуская ещё больше тумана. Я и сам, несмотря на всё своё простодушие, уже немного запутался.

P.S. (специально для миллионов навострённых ушей, жадно читающих эту секретную переписку)
всё вышеизложенное абсолютная правда, которую я готов опровергнуть в любой момент.

:))

Оттого-то мы с Вами так близко сошлись:), что оба невинны и простодушны) и способны уловить полутона) А что эти люди? Им и грохот барабана на плацу будет музыкой!:) Мы с Вами больше любим несвободу) Как прекрасно быть опутанным мечтами и фантазиями! Можно позволить себе буквально всё) Ведь свобода - это огромная ответственность, а мы свободны от неё:)
Merci за книжку,кстати, почти дочитала) Приятный выбор.

что и говорить, быть в рабстве у свободы совсем не обременительно:)

Книжечку давно когда-то читал и совершенно всё позабыл, поэтому пошла как новенькая.
Порой и в амнезии можно найти светлые стороны:)

Вы мне абонементик выпишите в Вашу бибилиотечку:))
С удовольствием потолкаюсь там с восточными девушками), в читальном зале:))) Люблю этакие пепелища, знаете ли)

:))
Хорошо, при случае порекомендую что-нибудь эдакое с восточными специями для внеклассного чтения:)


А вы че, правда все это сами набирали, и не копипастили ничего?

Правда, завидую таким людям, у кого есть столько интересе до ненужных мне вещей. Хотя и нужные мне вещи тоже не слишком способствуют стимуляции фантазии. Сложно искать поэзию в остатках рисовой каши, это вам не аристократическое рассматривание кофейной гущи, каковой по своей сути является наркотиком, а все наркотики обладают этой вкрадчиво-опьяняющей дьявольской красотой саморазрушения.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account