artischok (artischok) wrote,
artischok
artischok

Про ослов и про шапито-шоу

Очень мне понравились ослики. Выросла я в средней полосе, тут, если с какой живностью встретишься, так это кошки, да собаки, коровы да быки, волки, да овцы:) А про осла читала в детстве страшно запрещённую книжку Апулея "Золотой осёл":) Она, видно, произвела на меня неизгладимое впечатление. И стоит мне теперь где только не увидеть ослика этого, сразу начинаю его снимать.


Ещё, незабываемый образ Санчо Пансы, верного слуги доблестного рыцаря, победителя великанов и ветряных мельниц. Как он смиренно и кротко сопровождал благородного идальго Дон Кихота, во всех его фантастических мероприятиях:) И верный ослик, вполне безропотно сносил все тяготы непростой рыцарской жизни. Кстати, кто не читал эту прекрасную книгу, очень много потерял. Сейчас это, конечно, можно сравнить с просмотром какого-нибудь артхаусного кино режиссёра Лобана:), о коем наш прекрасный, во всех отношениях, блогер Тёма написал зажигательный пост. В котором рвал на себе волосы и посыпал голову пеплом, скорбя о потерянных 4 часах своей великой и драгоценной жизни, за просмотром этого дерьмища. Бедненький Тёмочка, мне его так жалко. Надо бы, конечно, наказать этого гадкого режиссёришку и Мамонова, заодно и вообще всех этих безобразников. Но, чуть позже. Сейчас мы об Ослах.


Тут решила про них почитать кое-что и влезла в Мифологическую энциклопедию. Очень люблю эту энциклопедию проглядеть иногда:) Такие там занятные штуки иногда высмотришь. И вот тут такой текст:

" Осел. Мифопоэтический образ Осла распространён с глубокой древности (в египетских изображениях Осла известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, Осел— священное животное, одна из ипостасей боже-ства, объект культа и т. п., с другой — символ глупости, невежества, упрям-ства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже Осел рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.; в буддизме Осел— символ аскетизма, униженности; у древних евреев — мира и спасения). В Древнем Египте Осел— одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом Осел связан Сет. В Вавилоне в образе Осла. представлялся бог Ниниб. В древне-еврейской традиции Осел выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи Осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, сог-ласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к Ослу трактовалось античными писателями как культовое почитание ,его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали Осел как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи — въезд Иисуса Христа на Осле в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует Осел. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования Осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим



[«ослиным богом» называли животное, ритуально убивае-мое в середине зимы во время сатурналий; ср. позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме. отождествляющей жертвенное животное (в данном случае Осел) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.; в средние века Осел связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.
В древности Осел был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте — Пана с Аполлоном и присуждении победы Марсию (Пану) фригийским царём Мидасом. которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в некоторых традициях и мудрости), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения Осла (одних из атрибутов Силена и Приапа был Осел). В мусульманской традиции Осел— одно из животных неба. Иногда Осел выступает как ездовое животное 6ожества. В ряде вариантов колеснице Ашвинов запряжена ослом (РВ 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколько: ми ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, про водившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7—9). В китайской традиции Осел— божественный скакун Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в Осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания Осла на могиле предка должника; считалось, что душа покойного предка превратится в Осла, если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея многочисленные сказки. В сказках Осел то является образцом мудрости благоразумия, хитрости (Осел часто выходит победителем в конфликте другими), даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном сметливом, говорящем Осле), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (Осел своим рёвом привлекает внИмание хищников, которые его поедают, и т. п.). Известны сказки о происхождении Осла (напр., у алтайских татар). Осел— не менее частый персонаж и в литературных произведениях — баснях (у Эзопа, Федра, Бидпая и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует Осел. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ Осла широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве в частности, в скульптуре) довольво часты и такие композиции, как музицирующий Осел или ясли, около которых находится Осел, кортеж животных, среди них особо отмечен Осел, и др. В народной медицине на Осле «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт Осла и особенно волосы из тёмного креста на спине Осла, кото-рый, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются целительными."

Ох, и не прост этот ослик, на вид простодушный, оказался:) Большой шлейф приключений и фантазий тянется за ним.
Может, оттого и притягивал он мой взгляд и хотелось его запечатлить, даже, когда он прятался:)





Очень хорошо понимаю, что в данный исторический момент, следовало бы написать о лошадях:) Эта тема, ну никак не даёт покоя ЖЖ-сообществу. Ну, никак они не наговорятся про ОДНУ лошадь... Я, как человек неправильный, с неправильными фотографиями, хочу и рассказать о неправильном:). Ведь Ослов у нас в Средней Полосе гораздо больше, как выясняется:)

Tags: детская литература, хорошие фильмы
Subscribe

  • Да где уж тут стога? Один снег и простор

    ·Я не Моне... да, приходится признать это. Дар живописца достался кому-то другому. Однако, есть нечто общее, что связывает меня с…

  • (no subject)

    · Немножко из столицы нашего острова. "Столицей", в нашем представлении, этот посёлок назвать трудно. Но что ожидать от…

  • Графика стужи

    Зима в этом году выдалась роскошная. давно я не видела в наших широтах столько снега. Буду потихоньку выкладывать сюда то, что удалось…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments