Previous Entry Share Next Entry
Как можно с пользой провести время. И немедленно стать духовно богатым.
артишок
artischok

Во вторник сходила послушать Дмитрия Быкова. Дело в том, что уже второй год стараюсь не пропускать интересные лекции, которые проводятся в формате лектория "Прямая речь" Там ведут приятные неспешные беседы и Наталья Басовская, Леонид Клейн. Можно не только послушать, но и поговорить, высказать свои соображения, коль скоро они появляются.



Тем более, что разговор идёт о "Большой литературе". И, как я всё больше убеждаюсь, "Большая литература" способна видеть прошлое и предвидеть будущее.

Вот и наш "златоуст" Дмитрий Быков. Просто фонтанирует ворохом идей, нескончаемым жизнелюбием, эпикурейским отношением к жизни, темпераментом большого артиста, вызывает удовольствие хотя бы тем, что остались ещё в нашем мире твиттеров, такие брызги роскошного шампанского;)
Летом, к сожалению пропустила Салтыкова-Щедрина, но, когда мне пришла смсочка о лекции - они мне присылают), сразу же схватила Салтыкова и с удовольствием перечла кое-что. Да, я и писала, вроде, о кукольнике.

Но, сейчас народу становится всё больше и больше. Бедный маленький зальчик не вмещает всех желающих и посадили меня аж на сцену! Как непослушную, вертящуюся дитятю:) И портретика хорошего человека, в образе Портоса. Он, почему-то мне именно так представляется:) Сделать не удалось. Ибо свет рампы бил в лицо рассказывающему, а я, честно говоря, увлеклась сильно этим дискурсом:)- надо же вставить умное, модное слово! - что позабыла о своём втором предназначении:) А, когда вспомнила. Этот человек стремительный, уже фьють, и испарился!. Оставалось только сидеть, разинув рот и думать, а о чём же всё-таки говорил этот блестящий рассказчик - в голове все мысли перемешались и никак не хотели становиться по полочкам...
В следующий раз, когда поеду на очередное редакционное задание, не полезу выступать на сцену, а сяду в первом ряду, как порядочная слушательница, может быть тогда мне удастся из водопада информации, выловить мысль, позволяющую понять хоть что-то о творчестве писателя...

А что привлекало меня, когда читала Бунина лет в 13? Ну, конечно "Тёмные аллеи", "Солнечный удар", "Митина любовь")
Ведь, как ни крути, а я продукт СССР, слегка подпорченный самиздатом, правда, и прочими вольнодумными идеями. А где нам можно было взять эротизм этот, которого хотелось до невозможности?:) У Мопассана, да у Апулея, да у Сапфо с Гаврилиадой:) На этом и росли и выросли и не чужды этим идеям до сих пор:), что радует.
Потом, чуть позже. Вообще люблю перечитывать. Не всё, конечно, а избранное. И всегда вижу там нечто совершенно новое. То, на что не обратила внимания, не дошла глубина мысли, был момент настроения, ищущего подтверждения своим ассоциациям именно в этот момент. И Бунин, в этом смысле, с его "потоком памяти" и иррациональностью героев, которые живут интуицией, действуют исходя не из логики, а из чувств, инстинктов, которые сохранены в них с первобытных времён. И эта связь между поколениями прародителей, природой, очень чувственными и явственными зрительными, обонятельными, слуховыми ассоциациями. Мне это близко, очень. Понимаю эту красоту природы и разделяю бунинскую мысль о том, что человек не царь природы, а лишь один из её элементов, возможно, не самых лучших. И он полностью одинок в этом мире. И Одиночество - вечное и вселенское, как состояние человеческой души...
И часто я ловлю себя на мысли, в моменты радости, о том, что состояние это недолговечное и трагизм его в том, что оно пройдёт. Мрачненько так получается. Тут и приходит эта пара любви и смерти. Которой Бунин боялся. Не верил ни в каких богов. Однако, книга, которая осталась лежать на кровати после его смерти, была "Воскресение" Толстого. Как-то так сложилось, что воскресение).
Хотя Бунин и считался у нас таким махровым классиком. Ну, как же, первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию! Он был типичным модернистом, как оказалось. Нет у него ни крепко сбитого сюжета, нет хронологии, рассказы не закончены, нет чётко очерченных характеров героев. И вообще они неуправляемы, герои эти. Следуют не логике, а каким-то вечным и нам не известным законом. И сами не могут объяснить и понять, что же с ними происходит. И ещё. Нет у Бунина осуждения поступкам героев. Собственно, это и вытекает из принятия этого "вечного" закона. И конкретная жизнь - она не нравственна, или безнравственна. Она - просто жизнь. Я говорю именно об его отношению, как литератора, к своим героям. То есть, если граф Толстой, начинает читать нам морали и вполне плоско прямолинеен в своих оценках и жесток по отношению к ним, достаточно, то у Бунина этого и нет совсем.
Тут я вспоминаю, как раз "Крейцерову сонату" Льва Николаевича, кстати, люблю её очень и "Митину любовь". Тут две эти вещи кончаются смертью из-за любви. Но, трудно мне передать это ощущение тяжести и ужаса о загубленной душе жены этого Позднышева и самоубийства Мити, которое, как ни странно, не поднимает в душе ничего тёмного и безисходного. Надо, конечно смотреть Текст. Так не объяснить словами. Это надо почувствовать и пережить. И не все это могут понять, ибо судим мы о страстях чужих, по своим собственным...
Я невольно сравниваю Бунина с Марселем Прустом. Ведь пишут они, казалось бы об одном. Поток воспоминаний размытых, бессюжетных, тема старения, утрат, смерти, грусть по уходящему аристократизму и идеализация дворянских усадеб, преображение обыденных вещей в загадочно-прекрасные... ироничность, которая часто идёт вслед за разочарованиями и утраты веры. Но Пруст - европеец. Он слегка напоминает мне счетовода, мастерски описывающего эти вещи, более рационального. Я, кстати, с трудом его читаю. Суховат. Как цифровая фотография. А Бунин - проживает эту "чувственность бытия". И можно ощутить саму душу вещей сквозь их внешнее обрамление. Он многомернее и подвижнее.
И напоследок, я скажу). Есть небольшой рассказ, датированный 1925 годом. "Ночь". Если хотите понять о чём писал Бунин, надо прочитать именно его. "О чём я думал?Но неважно о чём именно думал я, - важно моё думанье, действие совершенно для меня непостижимое, а ещё важнее и непостижимее - моё думанье об этом, думанье и о том, что "я ничего не понимаю ни в себе, ни в мире" и в то же время понимаю своё непонимание, понимаю свою потерянность среди этой ночи и вот этого колдовского журчания, не то живого, не то мёртвого, не то бессмысленного, не то говорящего мне что-то самое сокровенное и самое нужное."

Tags:

  • 1
Сразу два любимых писателя моей юности. И Бунина и Толстого я обажала, когда мне было 18- 20. Теперь смутно вспомнила образы. Помню что в их рассказах я находила ту самую переоценку ценностей, которая тогда бурлила во мне самой.

А сейчас?:) Что, совсем нет времени читать? Ой, я всё время перечитываю. В пять лет, как научилась читать, так всё и читаю, читаю:)
Сейчас только, кстати, пришло письмо мне от организатора этих лекций. Они меня поблагодарили, им понравилось:) и спрашивали разрешения разместить это у себя на страничке). Мне, честно говоря, очень приятно) Жалко только, что Быков не получился. Но, ничего. Следующий раз - 15 ноября. Пойду. И уж пристроюсь в самый первый ряд!:) Теперь у меня там связи:)
Кстати, знаете, где проходит эта "Прямая речь"? У нас прекрасный Культурный Еврейский Центр есть в Москве. На Никитской. Очень славное местечко. Молодцы они. Хорошие у них программы. И для детей и для взрослых:)

Сейчас читаю иногда, когда на работе делать нечего, а отсиживать часы нужно, скачаю книжку с инета и читаю, в часы, когда начальства нет. Иногда слушаю аудио записи. Тут нужно за всем поспеть, и актуалию просмотреть, и английский постоянно подтягивать, а я не очень быстро читаю. Кроме того от компьютера устают глаза, 9 часов в день не шутка, вечером не напрягаю.

В этом и ужас, что с глазами совсем ерунда получается) Я вообще стараюсь с компа ничего не читать. Распечатываю и тогда уж смотрю.
Вообще, многие перешли на аудио, в дороге неплохо. Но теряется ощущение реальности и восприятия у меня лично. В транспорте я смотрю на лица. А текст лучше усваивается визуально. Там видна интонация автора. Синтаксис многое говорит. А тут читает актёр и уже вносит своё+режиссёр+музыка, если есть:)
Также, как фильмы-экранизации. Люди сейчас сначала смотрят фильм, а потом берутся за книгу. И уже трудно бывает выработать своё личное отношение:)

А ещё я совсем не помню авторов и названий рассказов, которые прослушала и всё в конце перепутывается, недавно слушала роман, и всё ни как не понимала, как у одного и того же автора такое разное творчество, а потом оказалось что это был роман английской писательницы в переводе. "Козёл отпущения", Дафни Как её там, теперь уже забыла. Зрительная память лучше, потому что ты делаешь какое-то усилие, чтобы прочесть.

Значит, не зацепило! У меня так же. Иногда, что-то прочтёшь и сразу выветривается, а то, что в душу запало, то не забывается.Тут надо себя ограничивать от всякой ерунды. У меня тоже зрительная превалирует. Если человека, например, один раз увидела, то вспомню - где и когда!:) Даже интересные случаи были:) как-нибудь расскажу:)

У меня тоже также запоминается, всегда например запоминаю в чём был одет и где виделись. Могу через годы вспомнить. А на счёт названий, очень часто зацепляет, а всё равно не запоминается. Есть проблемы с концентрацией.

Да уж), в чём одет - это да!:) Лица, конечно, больше.
Да, тут проблема не с концентрацией, а с творческим воображением, скорее). Может быть, свой роман пишешь мысленно?:)
А я имена почему-то плохо запоминаю. В особенности, если с кем-нибудь знакомят, а он не понравился) сразу же имя из головы выскакивает). И дни рождения. Всю неделю перед этим помню, что надо поздравить, спать ложусь с этой мыслью, а, на следующий день), хорошо, если вечером вспомню...

Можно называть это красивыми словами, и вставлять в красивые рамочки, но то что в моём детстве называлось рассеянностью и невнимательностью теперь изучено и называется "Attention deficit". С днями рождения у меня такая же фигня, мои свёкры очень сердятся.

Видно, родители, люди старой закалки и просто этого не хотят понимать, что все люди разные. В своё время, нас всех приучали ходить строем и быть одинаковыми. Наверное, это трудно изжить в себе, особенно пожилым людям.
Я - такая же, в смысле внимания), но мои и не обижаются. У меня дома, вообще считают, что я заблужусь, меня украдут, лишат квартиры, обведут вокруг пальца, сяду не в тот самолёт и прочие страсти:)

Вот, вот это как раз оно и есть. Мои родители меня нормально воспитали, мама говорила, что на меня нельзя было голос поднять, сразу глаза на мокром месте, по-этому и не поднимали. А у меня сын такой же растёт, живёт немного в своём мире. Очень даже интересном, полном творчества мире. Все всё понимают, только жить с этим трудновато. Например у меня много ошибок, хотя я помню правила, я их просто не вижу, даже если проверю. А ты знаешь как я запутываюсь на дорогах?

А меня никто и не воспитывал толком, ну, мне теперь так кажется) Я была совершенной ракетой и делала, что хотела). До определённого возраста. Потом впала в задумчивость, и воспитывать меня было уже поздно.
Сын мой такой же, как ты. У него это дисграфия называется:) Абсолютно грамотно и правильно проговаривал все слова и , вместо а писал б, вместо д - п, и т.д.
Я с ним из-за непохожести помучилась в школе этой. Ушли в экстернат и , в результате, в 16 лет сам поступил в Универ,) но всё-равно, свой мир однозначно, нереал.
А как же зрительная память?) Я выхожу из любого леса. Только одно условие - чтобы была одна! если с кем-то, то полагаюсь на него и занимаюсь своими мыслями:) Вот тут и беда случается:)

У меня муж штурман, я в дорогах всегда полагаюсь на него, а самой мне трудно, но в конце всегда вылезаю. Учусь на собственных ошибках. Дочка характером в него пошла, по-этому она такая боевая.

Это не ошибки, а заблуждения:)
Так и должно быть:) Дочка - папина!:) Сынок - мамин!:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account