Previous Entry Share Next Entry
Размышления арт-потребителя о высоких материях. Признаемся. Дилетантские.
артишок
artischok
Пришла к выводу, что совершенно не разбираюсь в нынешнем искусстве. Сознание моё способно постигать прекрасное в довольно краткий временной отрезок. Точка отсчёта - наскальные рисунки пращуров а обрыв случился где-то на грани бриллиантового черепа Дэмиена Херста. А вот его свинки, рыбки и прочая живность в рассоле в моём сознании уже не укладываются. Окутаны неким загадочным флёром продуктов питания вредных для здоровья.

В прежние времена всё было гораздо проще. Иллюстрировали художники библейские тексты, писали обнажёнку под соусом Амуров с Психеями, батальные сцены, портреты битой дичи и правителей. Была эта красота близка и понятна любому профану. Естественно, Пикассо со своими трёхглазыми и двуносыми камбаловидными интерпретациями членов королевских семей, сидел бы в Бедламе в лучшем случае. Счастье его, что родился позже.

Наступивший век паровых машин и электричества, ещё более упростил картину живописного мира, сведя его практически к отражённому на фотопластине. Взять хоть репинских бурлаков или Алёнушку с серым волком. Всё чётко, ясно и не требует никакого двоемыслия.

Всё бы так и оставалось гладенько, но в очередной раз, на закате, Европа стала рыть себе могилу. Наверняка глупые французы были подучены коварной англичанкой, которая, как известно гадит, а сама хихикает в сторонке и потирает лапы загребущие.



В общем, французы эти полезли на пленэр, стали сгущать тени, удлинять солнечные лучи, дрожать листвой, гудеть паровозами, трепетать водами и вообще завтракать на траве в чём мать родила.



Стоило только проткнуть дырку в гармонии простого и понятного, как в неё прорвался хаос неся с собой уродов и калек, продажных девок, угрюмый народ и свинорылых спекулянтов в котелках набекрень.





А обильные завтраки на траве превратились в натюрморты с рогожками, яичной скорлупой, ржавыми селёдками, чёрными сухарями да подгнившими картофелинами.



И прогрессивная художественная общественность поняла, что весь этот человеческий шлак не достоин изображения и был погребён под Чёрным квадратом и прочими футуристическими конструкциями.



Катаклизмы войн и революций породили нового человека. Это был человек-символ. Символ несущий определённую идею, но потерявший лицо и лишённый тела. Этот факт не ускользнул от талантов нового века.



Если ты одарён свыше, то рука часто кладёт мазок вовсе не спрашивая совета у разума. Так получается, а осознание приходит позже. Поверьте, так бывает в любом из видов искусств, как ни странно это звучит. Это перерождение человека прекрасно подметили модернисты, что мы и можем созерцать на замечательных масляных картинах.



Но не о них сейчас речь. Творчество их разобрано на мелкие косточки. Ясно, откуда что пошло и во что вылилось. Искусствоведы, философы, психологи искусства, арт дилеры и коллекционеры сказали свои полновесные слова и заняли они своё почётное место на полке истории искусств. И отлично. В наших головах уже сложилась некая Табель о рангах и с ней жить как-то спокойнее, ибо знаешь, что это - Ра-фа-эль, к примеру, он - гений, и стоя перед его Мадонной надо замереть в восторге, а это - Кандинский - один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства - его надо уважать и ценить ... да ладно, что уж перечислять, места не хватит переписывать эти бирки и ярлыки. Всё это к слову пришлось.

Notabene
Картины, показанные выше, принадлежат кисти немецких художников и относятся к "дегенеративному" искусству. Так их классифицировали искусствоведы Третьего Рейха. Отто Дикс, Макс Эрнст, Макс Бекман. А селёдочка от Петрова Водкина. Обратите внимание, просто рафаэлевский колорит! Извините, картинка не полностью его отражает.



А вот с тем, что у нас творится последние пятьдесят лет, ( возможно, шестьдесят)моему уму непостижимо. Хотя, уже и для contemporary art подведена такая мощная теоретическая база, что только успевай читать, а кто не умеет, наслаждаться лекциями где угодно, хоть и на ютубе.

Лекции и статьи объёмны, многословны, наполнены многозначительными философскими терминами, иностранными непонятными словами, но суть их сводится к мысли довольно простой - Procul este profāni! А для несведущих в латыни это звучит так: Современное искусство элитарно, постичь его сущность способен только узкий круг избранных, элита, в общем, некая жреческая каста оккупировавшая "святое место" и зашибающая деньгу на продаже сальных огарков, иконок стиля, пучков волос, ржавых гвоздиков и почти целых досточек... и неча соваться с суконным рылом в калашный ряд!

Вот и как же должен чувствовать себя обыватель, участвующий в этих танцах с бубнами? Кому хочется прослыть некультурным дикарём? Ясное дело, что дураков нет и надо хором петь этот гимн, не зная слов, но старательно разевая рот.

Вот так. Или, как советуют жрецы, вступать в диалог (внутренний) с автором, освободиться от конвенциональных представлений об искусстве и "не искусстве", понять посыл художника и наполнить его собственными коннотациями, покувыркаться этакой мыслеформой в пространстве замысла мастера, а главное - ходить, ходить, ходить по всем выставкам, биеналле, созерцать арт-объекты, покупать каталоги, становиться биомассой, подпитывающей новые грандиозные замыслы. Никакого традиционного восприятия, никакой эстетики, никакого визуального совершенства! Сontemporary art ждёт от арт-потребителя эмоций. Чем больше резонанс, тем лучше живёт и процветает каста жрецов.

Примерно такие мысли возникли у меня, когда я бродила по галереям Каподимонте и любовалась воочию виденным прежде, и не раз, в репродукциях. Остроты восприятия добавляло то удивительное обстоятельство, что залы были безлюдны. Трудно поверить, но помимо дремлющих или болтающих по телефону служителей (не в каждом зале), мне попались пять! посетителей.
Можно было пересидеть на всех стульях и поваляться на козетках, пооткрывать ящики секретеров и комодов, поесть-попить на парадном сервизе, а уж фотографировать можно было беспрепятственно всё, что угодно. Чем грех было не воспользоваться. Теперь, все Тицианы, Брейгели, Ботичелли, Гойи.... соседствуют у меня в планшетке с сыном, мужем, друзьями и обрели статус членов семьи.

Но, если говорить откровенно, позолоченная ренессансная карамельность стала слегка утомлять. Захотелось чего-то кисло-острого, той самой ржавой селёдки, не бархата и тафты с одухотворёнными ликами, а простой сермяжной правды в интерпретации актуального искусства.

И я вознеслась на третий этаж.

  • 1
А вааще не разбираюсь в искусстве и искренне считаю всех причастных к искусству бездельниками и проходимцами.

:) как не разбираешься? А у тебя в угодьях сплошное искусство! Все эти елочки, болтики, керхеры, гаечки, шашлыки, наконец))) чистый дизайн!

Это всё - природное!

А расположить на тарелочке? (в саду) тут нужны определенные эстетические пристрастия. Яичница только выиграет от слегка подрумяненного сала, зеленого лучка и красного помидорчика))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account