Previous Entry Share Next Entry
" Такой быт, который изображается Зощенко, как советский быт, кажется обезьяне странным" из доклада
артишок
artischok
На Крымском Валу открывается юбилейная выставка, приуроченная к столетию Георгия Костаки, сохранившего для нас русский авангард. И не побоюсь этого слова "сохранившем", так и было. Он начал собирать его ещё в те годы, когда...не думайте, что я буду пересказывать вам биографию чудного грека, оказавшегося истинным Ясоном, хитроумным и решительным в добывании золотого руна русского искусства. О коллекции, собранной этим выдающимся человеком написано много. Главное, что основная, самая её драгоценная часть, осела-таки в трёх наших музеях, вопреки желанию бюрократов от искусства сохранить даже то, что даётся им совершенно даром или безвозмездно.

Меня могут поправить некие скептики, что дескать, Костаки этот тот ещё спекулянт соверший выгодный обмен, сохраняя жизни своей семьи и самое. Самое ценное он припрятал таки и увёз с собой. Ведь по их разумению, не могло же не быть, чтоб не припрятал и не сокрыл, а сам уехал в эту Грецию и жирует там на наши денежки. Такова логика всякого ничтожества, меряющего всех по своей убогой мерке. Да и ладно, не будем принимать их во внимание, а лучше ознакомимся с моим черновиком, обнаруженным не где-нибудь в ящике письменного стола, но в "загрузках". Но к потайному ящику они тоже имеют отношение, как декорация к тому времени, когда происходили ещё не написанные события...

...царившая суета, хаотические залпы Авроры, классовые потасовки первых годов преобразований лишились уже текучести аморфных форм, но приобрели железобетонную логику конструктивизма, и грузились стройными колоннами на платформу прицепленную к паровозу, летевшему к остановке под названием мировая революция. Огнедышащая машина хладнокровно заглатывала всякую расхлябанную человеческую единицу устроенную сумбурно и запутанно. Оставшихся Заблуждающихся следовало организовывать и наводить художественный порядок в этих беспорядочных устройствах. А они плодились веками, эти заблуждающиеся индивиды, пропитываясь заскорузлыми представлениями о морали и нравственности и культуре в быту, в том числе.

Подумайте только и как можно было впадать в такую дремучую ересь, объединяясь в общества по изучению практически несуществующей русской усадьбы, любителей оперного пения имени Станиславского, или что совсем уж ни в какие ворота не лезет - психоаналитиков, краеведов, вегетарианцев, нудистов, корейских общин, ветеринаров, мироведов, фотографов...Эти никчёмные люди, надо же! - мироведы имени Рудольфа Штайнера! это что же они замыслили - ведать миром? Никак не хотели осознать, что все их мелкие ничтожные жизни не стоят ничего перед мощью Государства. И ежели они склонны к духовным практикам в области сооружения интеллектуальных поделок, то заниматься этим следует под надзором, в специально отведённых помещениях, располагающихся в недрах государственной машины, а не где-то там за околицами, да на хуторах.

Не тратя лишних слов, можно представить картину нового мироустройства приблизительно таким образом.

0007611_m_104
Редько К.Н."Восстание" 1924


Грохоча чугунолитейными шагами, в развевающихся плащах, подбитых адским пламенем мартенов шествовали тридцатые годы. Спину им холодил мертвенный свет луны потревоженной мощными прожекторами, освещающим котлованы будущих городов, где денно и нощно не прекращалась муравьиная суета копошения человеческих тел. Цеппелины бесшумно дрейфовали в черноте небес, являясь зловещими призраками ниоткуда и исчезали в никуда.
Трактора безжалостно бороздили тело матери земли, оставляя за собой бескрайние поля золотой пшеницы, комбайны шли следом, обривая землю наголо на радость хлеборобу. Хлопкоробы собирали хлопок, а парки пряли свою кудель прогрессивным многостаночным методом.

Любители свежего воздуха эшелонами отправлялись валить лес, чтобы в стране было больше бумаги и холстов для писателей и художников, восхвалявших их трудовые подвиги. А любителям всякой мистики и сокровищ, сокрытых в недрах земли, прямой путь был в гости к гномам в подземные сокровищницы всяких драгоценных металлов. Мистика, это, конечно, было не по-ленински, но надо было потрафить и самообольщенцам, гуманизм ведь царил и отчего было не вручить кайло поклонникам Гофмана и ценителям прелестей Белоснежки...

Все мутные ручьи состоящие из чуждых заблуждений, питающие адептов буржуазных ценностей следовало отфильтровать, запрудить, прокопать русло канала, и очищенные воды мощным потоком вновьиспечённых произведений разнообразных жанров прольются тогда благодатным дождём новоутверждённого соцреализма прямо на головы трудящихся.

В руководящих умах давно вызревала мысль о том, что пора разработать общие базовые принципы новоизбранных творческих союзов. Нечего этим легкомысленным музам бегать без присмотра и смущать умы пестротой своих нарядов.

Посидели, помозговали и решили музам всем придать вид скромный, платья скроить по одному лекалу, снабдив их конечно кое-где орнаментом в народном стиле, сохранив при этом классические очертания.
Вот вы и спросите - а как же можно различить этих девиц?
Ничего сложного, всё было предусмотрено модельерами-конструкторами. Допускались различные, оживляющие картину сермяжной правды и неброские аксессуары. Начиная с нагрудных знаков и заканчивая шарфиками, шляпками, платочками, сумочками. Да! Музам было велено придерживаться одного ритма в своём движении, а проще говоря, желательно было строевое хождение в целях создания обширного полотна, глубоко идейного и высокохудожественного, как первомайские парады физкультурников на Главной площади. Где всё двигалось стройно и выверенно к одной цели, срывая одобрительный аплодисмент и добродушное поглаживание усов высшей силы.

Однако, если кто сбивался с ноги или позволял небрежности в костюме или причёске, вопиющей форме носа или неудобоваримой форме стиха, тот немедленно отлучался от всех благ даруемых принадлежностью к творческому союзу, красивого кожаного членского билета с золотыми буквами и доброжелательности критиков... Оставшиеся на задворках исторического процесса прозябали в истопниках, кочегарах и плотниках или руководили при домкоме изостудией для слепых инвалидов русско-японской войны.

Вот приблизительно таким образом и складывалось житие нашего художника Редько. Обычная биография сбившегося с ноги адепта творческого союза.

С точки зрения партийного функционера...

...путь закономерный, дорогие товарищи! Что ещё ждать от начавшего обучение в иконописных мастерских при Киево-Печерской лавре? далее попытался замаскироваться, втёршись в мастерскую к уважаемому всеми нами академику товарищу Аркадию Александровичу Рылову, но пробыл там недолго, всего год, раскусили его вовремя там. А вот во вражеском классе Кандинского, в космополитическом Вхутемасе, был принят, как свой!...


...и с точки зрения настоящего советского художника...

"Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О кинофильме «Большая жизнь», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», — напоминают нам, людям искусства, о назначении искусства в советском обществе.
Эти постановления заставили нас глубже задуматься о том вреде, который принес и приносит формализм нашему советскому искусству.
Я поступил в Училище в 1913 году. Вспомним эти годы. Реакционное буржуазное искусство гнило и распадалось. В литературе — Арцыбашев, Сологуб, Л. Андреев, декадентщина всех мастей и рангов, Кузмин в поэзии, «театры ужасов». В живописи — «Голубая роза», «Бубновый валет», футуристы, имажинисты, «ничевоки», размалеванные рожи, желтые кофты. Все это ломалось, кувыркалось и озорничало на фоне все-таки сохраняющегося серьезного реалистического искусства.
Конечно, все это не могло не отразиться на физиономии школы. Среди молодежи, пришедшей в школу с серьезным стремлением научиться мастерству, уже появился значительный процент развязных молодых людей, открыто критиковавших своих учителей, появились «ниспровергатели авторитетов».
Столовая стала клубом, где ораторствовали Ларионов, Гончарова и другие. В учебных мастерских, где писали натуру, явных диких выходок на холстах еще не было, но все же «пробы пера» уже начали появляться.
Обращали на себя внимание расшатанность рисунка, живописная хлесткость. Конечно, той серьезной штудировки натуры, какую прошли передвижники, не было; дух формализма уже пронесся по школе.
Но все это еще были цветочки, ягодки появились в дальнейшем.
В Москве было частное собрание современной французской живописи С. Щукина. Доступ туда для широкой публики был закрыт. Осмотреть его можно было по особой договоренности с владельцем. Коровин устроил учащимся школы живописи экскурсии по воскресеньям.
Наконец-то и я попал туда, в это собрание новой французской живописи, где были Сезанн, Матисс, Пикассо, Дерен и другие, о которых так много говорили «аристократы живописи» в нашей студенческой столовой.
Никогда не забуду ошарашивающего впечатления. Над лестницей висело панно Матисса. На зеленом фоне красные танцующие подобия фигур, обведенных черным контуром.
Это было настолько дико и непривычно, что я ясно понимаю возмущение в наше время и художника и просто любого советского гражданина, воспитанного на традициях реалистического русского и европейского искусства, когда вдруг преподнесут ему нечто подобное.
Хозяин галлереи, видя наши недоуменные физиономии, говорил нам, объясняя декоративное назначение этого произведения, что если подобные картины производят необычное впечатление, то это потому, что мы еще не привыкли..."

Б.В. Иогансон. О формализме. 1952г.



Клемент Редько увлёкся, как и многие ищущие новых путей живописцы идеями Малевича, "космизмом", разрабатывал вариации своего собственного супрематизма, был очарован перспективой воссоединения науки и искусства, вспомним хоть Татлина...

ff05b77f83da05c36eaaec37344de118

733958_640

366008

Всё это было близко к "лучизму" итальянского футуризма, да и вообще эта завороженность машинным миром, где всё отлажено, пригнано,смазано и беспристрастно стремиться в будущее, сыграло со многими русскими художниками дурную шутку, они были раздавлены этой летящей, светящейся, бездушной машинизированной Валькирией сметающей всё на своём пути...

После восьми лет успешной жизни в Париже, вернулся на Родину в 1935 году. Каковы были мотивы возвращения художника добившегося стабильного успеха за рубежом? Судить сейчас сложно, можно только предполагать... тоска по Родине, страх перед эпидемией коричневой чумы, успех советской пропаганды, в лице успешных писателей и артистов, разъезжающих эмиссарами по парижам, пытающимся вернуть таланты в Россию, чтоб они не "достались никому", а упокоились под эгидой государства в нищете, но на своей земле, где и положено отбившемуся от рук холопу, ну или беглому крепостному. Ведь провинились перед строгим Отцом? Споткнулись, заразились чуждыми западными идеалами? Предали свой народ? так и извольте трудиться там, куда пошлют.

Так и вышло с Клементом Редько. Видимо, не простили ему дерзкого полотна "Восстание" и парижской командировки. Перед войной работал оформителем павильонов на ВСХВ, некоторое время в ТАСС, после войны в 1948 году был исключён из Союза художников и закончил свою жизнь пережив ненадолго друга детей, железнодорожников, писателей, крестьян, композиторов, в общем всех, всех, всех... включая и художников. А что? руководить изостудией при сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, совсем не так плохо. Другие, шедшие не в ногу, заканчивали гораздо хуже.

file54a836f4825d567da31a9d86be00f8f3

ссылка на кое-какие материалы по докладу товарища Жданова. Букв много, но что поделать, из песни слов не выкинешь...
http://www.nlobooks.ru/node/2558

  • 1
(Deleted comment)
И тебе спасибо! Такая славная картинка, я её и не видела. Ну, как понимаешь, это не совсем и о Редько. Просто у нас его мало знают, а мне он тоже очень мил. Вообще, чем больше читаешь об этом времени, тем гаже становится на душе. Подумать только, как испоганили жизнь Художника, в широком смысле... Я. кстати. ждала твоего дополнения о "Агитлаке", тоже тема интересная...

(Deleted comment)
Ага, я знаю альбом, его писала одна мудрая дама:) А адвокат вроде как, получил в награду Орден Звезды Президента Италии, за "открытие в культурологии ХХ века"))

То, что известен ценителям, это понятно, что не значит известности в широких кругах, как Суриков, к примеру. Тут нужна смелость, вкус и хороший собирательский нюх, чтобы купить то, что пока ещё не "прозвучало".

Банкиры, они такие, привыкли скупать всё в готовом виде. На блюдечке и с голубой каёмочкой. Самый сладкий для дилера деликатес))

(Deleted comment)
А я уж испугалась!)) Да я тоже не в претензии. Пожелаем... только от наших пожеланий, всё вышеперечисленное, зависит мало) лучше пожелаем нам с тобой всевозможных полезных знаний и приятных находок, это будет вернее))

(Deleted comment)
:))) не будем забывать и о Магнате, ему привет и наилучшие пожелания!

(Deleted comment)
Эх... а мой котик приказал долго жить(( для кота, прожившего в полевых условиях, почти 15 лет, совсем неплохо. Но, увы, ушёл и не вернулся...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account