Previous Entry Share Next Entry
Всякие занятности с московского антикварного салона
артишок
artischok
В воскресенье отправилась на свежеоткрытый в ЦДХ аж XXXVII антикварный салон.
Притом, контраст был прелестен. Ещё утром наслаждалась прогулкой в одиночестве вдоль деревенской речки и была поражена поистине куиндживскому сочетанию света и тени... и вот вам пожалуйста!... через какие-то пару часов очутилась в пространстве зажиточной жизни, усыпанном брильянтами, прекрасными девушками, не менее прекрасными картинами из жизни высшего света, неким господам в туфлях ручной работы и объятых кашемирами от Lora Piano, сопровождаемыми милыми интеллектуальными девами, что в народе зовутся личными консультантами, естественно, по всяким родам искусств.

Ясно, что на этом салоне приобретают что-то только недостаточно обеспеченные господа, но стремящиеся к прекрасному... Богатые там не покупают, нынче сфера их материальных вложений распространяется за границами нашего Отечества. Там гораздо безопаснее приобрести какую-нибудь полюбившуюся картинку и разместить её там же, по-соседству, в купленном по-случаю шале. И вопросов будет меньше, и в цене выигрыш реальный, и не надо заполнять любопытные декларации в фискальных органах, да и капитал конвертируется выгодной инвестицией.

Меня интересовал определённый сегмент антикварного рынка. Люблю я 20-30 годы ХХ века, люблю агитационный фарфор, мелкую пластику в стиле ар-деко... было интересно,что же имеется у нас в столицах из этого ассортимента. Надежда была на питерских антикваров. Они, собственно и предоставили довольно симпатичный стенд, где в глаза сразу же бросилась такая интересная ваза.
Учитывая, что сейчас празднуется 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонова, она сразу же привлекла моё внимание.
Смотрите.

image (48) - копия

image (48)

Под портретом поэта было красиво написано небезызвестное стихотворение автора "Прощай немытая Россия", притом, не в нынешней редакции.

Притом, все мы знаем, что "списанные с подлинника"стихи, были представлены редактором "Русского Архива" П.И. Бартеневым в письме к П.И. Ефремову, от 9 марта 1873г.

Да, кстати, что нам известно о Петре Александровиче Ефремове? Думаю, что сейчас, не много. А ведь это был колоссальный человек - библиограф, историк литературы, редактор и издатель. И все это было его, как сейчас говорят, хобби, представьте...в свободное время, помимо своей основной службы в должности директора Государственного банка.

С юношеских лет Пётр Ефремов начинает коллекционирование уникальных изданий по истории и литературе и продолжает его всю свою жизнь. Его коллекция включала собрания сочинений большинства русских классиков в нескольких изданиях, русскую периодику и литературные альманахи XVIII — начала XIX века, русскую драматургию. В результате ему удаётся собрать неповторимую по своей уникальности в России библиотеку объёмом приблизительно 24 тысячи томов. Помимо книг она содержала гравюры, портреты, рисунки, оттиски, эстампы и т. д.В 1909 году после смерти П. А. Ефремова его наследники распродали библиотеку. Часть её купила Академия наук для вновь открытого Пушкинского Дома, ныне — Институт русской литературы. Другая часть через петербургский эстампный магазин А. Фельтена разошлась по частным собраниям. Примечательной особенностью библиотеки Ефремова были так называемые Ефремовские конволюты, имевшие под одной обложкой как само комментируемое произведение, так и отзывы на него в печати, письма автора, дополнения и комментарии Петра Александровича — разнообразные и единственные в своём роде материалы для биографий русских писателей, ныне хранящиеся в РГАЛИ. Их появление связано с тем, что Ефремов выписывал журналы обычно в двух экземплярах, второй экземпляр для вырезок.Первая библиографическая статья Ефремова появилась в «Современнике» в 1857 году, а затем он печатался в журналах «Библиографические записки», «Отечественные записки», «Русский архив», «Русская старина», «Российская библиография», «Исторический вестник», газетах «Голос», «Новое время», «Русские ведомости»

П. А. Ефремов пополнил историю русской литературы множеством исключительных по своей важности материалов, благодаря ему появились на свет профессионально подготовленные собрания сочинений русских писателей. Им были переиздан в 1864 году журнал Н. И. Новикова «Живописец», в следующем году журнал «Трутень».Несмотря на отсутствие специального историко-филологического образования Ефремов смог стать одним из ведущих специалистов в области истории русской литературы XVIII - XIX веков. На книжных развалах и у букинистов Ефремов ищет и находит лишь всё то, что так или иначе связано с наиболее значительными литературными событиями XVIII — начала XIX века. Ему удалось найти, квалифицированно опубликовать и откомментировать множество неизвестных доселе автографов Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова и многих других.

http://www.efremov.su/

Текст, сообщённый Бартеневым, по видимому - самый авторитетный. Посылая его в письме к Ефремову он пишет: "Вот ещё стихи Лермонтова, "списанные с подлинника" В тексте "Русской старины", где они были впервые опубликованы.
Строки 4 и 6 читаются иначе, чем в моём домашнем издании собрания сочинений поэта, изданных "Academia" в 1936 году.

4. И ты, им преданный народ
6. Укроюсь от твоих вождей

Смотрите, как интересно, я пишу это, опираясь на комментарии к изданию 1936 года под редакцией Б.М. Эйхенбаума. Красивый человек, во всех смыслах, притом.

1318494100_full

Жизнь свою посвятил исследованию творчества Лермонтова, его комментарии я сейчас и привожу.

В "Русском архиве" 1890г. стихотворение появилось, как "неизданное", хотя оно было напечатано не только в "Русской старине" 1887 года, но и в I томе "Сочинений" Лермонтова под редакцией Висковатова (1889) Текст "Русского архива" испорчен ещё сильнее, чем текст "Русской старины" Кроме искажения в строке 4, ст.5 и 6 читаются так:

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей


О! Именно в такой редакции, мы сейчас и читаем эти строки! Какие интересные трансформации происходят с творчеством поэта. Ведь до сих пор так и не утихают споры о принадлежности этих строк к авторству Лермонтова. Я не хочу даже вступать на этот скользкий путь политических интриг и перетягивания поэта в стан либералов или консерваторов. Меня не очень интересует, любил ли он Отечество так, как это принято ныне, крепкоголово и верноподданно, не замечая широко открытыми глазами мерзостей, творимых властями. Думаю, что поэт вполне мог написать эти строки, хоть некоторые нынешние критики пытаются убедить нас в полном несоответствии формы и содержания, недостойных поэтического гения. Но вот, что пишет в комментариях Эйхенбаум:

Стихотворение обычно датируется 1841 годом, но без всяких оснований. Так датировал его Висковатов, дав следующий комментарий: "Это стихотворение было написано Лермонтовым в досаде на некоторых недоброжелателей его, не допустивших добиться отставки. Во время хлопот о ней граф Бенкендорф приказал поэту оставить Петербург в 24 часа" (Сочинения Лермонтова", т.I, стр. 331) Неясно, почему Висковатов связывает стихотворение именно с Этим отъездом Лермонтова на Кавказ, а не с его предыдущим отъездом в 1840 г. Мы думаем, что стихотворение связано с обнаружением "Кружка шестнадцати" и высылкой всех членов этого кружка на Кавказ в 1940г.

То есть, Борис Михайлович Эйхенбаум не оспаривает авторства поэта, а только предлагает иную дату написания стихотворения.... А о "Кружке шестнадцати" извольте прочитать сами. И освежите в памяти стихотворение "Дума", которое имеет некоторую взаимосвязь с этим кружком! Хороших вам исследований творчества нашего любимого Поэта!

Да, совсем позабыла про этот антиквариат и про эту вазу...
Я даже не стала спрашивать о том, за какую же сумму согласился бы расстаться с этой прелестью молодой, но очень значительный владелец этой культурной ценности.
Кстати, она была выпущена к 125 летию со дня рождения поэта. То есть, в 1939 году, и текст стихотворения был взят в той самой редакции моего академического издания от 1936 года.

image
image (1)

Я поняла, что купить мне этот шедевр не удастся никогда, ибо очень прекрасные тарелочки, глядя на которые у меня просто потекли слюни вожделения, были оценены этим шейлоком где-то около восьмидесяти тысяч каждая, как вы понимаете, не рублей, да уж, не рублей...
Простите, что я о поэте и тут же приплела и что-то съедобное, в смысле тарелок, но вот такой я уродилась...

image (58)
image (8)
image (6)

  • 1
Восемьдесят тысяч валютных денег за тарелочку?! Нет, это не для моей мозговой жидкости))) Мы неделю назад сходили в Пушкинский у Рубенса постояли)) Отдали, так сказать, долг культуре) Заодно нашли там рядышком совершенно дивную пельменную!

О да! А как не полюбовавшись рубенсовскими формами, не испытать желание тотчас же подкрепиться?:) У меня он и вызывает подобное желание - холить и лелеять себя, принимать ванны с молоком и мёдом, запивая всё это красным вином и покусывая персик, а в руке можно держать гранат)))

Цены наверняка запредельные:) Я было дело смотрел цинский фарфор на e-bay и удивлялся ценам - 18 век около 50 евро за предмет, причем большинство продавцов были из Англии...:)

... дело в том, что вам надо было смотреть минский фарфор:) там цены были бы более приемлемы, полагаю, что каждый предмет стоил бы от 20 евро)) учитывая то, что всё это было сваяно буквально позавчера, Вы получили бы артефакт на пару веков древнее и за меньшую цену!)

Вот, что значит настоящий исследовательский ум!:)) Кстати, не попадался ли Вам в этих лабиринтах какой-нибудь, пусть маленький, Рембрандт? испытываю к нему необоримую слабость и с удовольствием прикупила бы)))

Рембрандта нет, но если 30го будете в Лондоне - можете приобрести в Кристис полотно Камерариуса тысяч за 20 евро. Тоже 17 век и по технике близко Рембрандту:)

Я планировала отбыть в этих числах Рио...так придётся сделать остановку в Лондоне, вы совершенно правы, с этими самолётами, право, такие неприятности случаются, что могут повлечь всякие неожиданные политические рекогносцировки...Решено, там и у видимся на Кинг стрит:)

(Deleted comment)
Не, ваза шедевральная, но я же шучу, понятно, что мальчики ещё не нахозяйничали на эти тарелочки:) Ну, я в любом случае не потяну на тарелочки, да и нет такой цели, по большому счёту. Просто, они прелестны. Я люблю ар деко, на салоне много Чипаруса... но информации про него практически ноль, а я много наснимала и хотела написать. Полезла смотреть, а везде одни скудные факты биографии, переписанные друг у друга((( У тебя нет ничего на этот счёт?

(Deleted comment)
Я понимаю, что их смутили эти цветочки)) а я так считаю, что в них весь прикол и уникальность. Лермонтов и цветочки! Это же кайф!) У нас люди чрезмерно серьёзны, нет в них ощущения игры с жизнью, скажем так)

(Deleted comment)
Я понимаю... я же смотрю на людей и вижу, что их привлекает) это интересно, хотя и предсказуемо. Тарелки вот востребованы, мода на них)), а до ваз (подобных) мода ещё не дошла, глядишь, через пару лет, когда тарелки все побьют, дойдёт очередь и до ваз...

(Deleted comment)
Да уж. настроение прямо пропорционально таянию средств... моё настроение тоже падает, в смысле написания текстов. Хочется сидеть где-нибудь на море, да и плевать в воду, с совершенно пустой головой)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account