Previous Entry Share Next Entry
Данила Ткаченко: «Для меня фотография — это тоже уход от действительности»
артишок
artischok
Предлагаю вашему вниманию прекрасное интервью с победителем World Press Photo 2014 в номинации "Постановочный портрет" Данилой Ткаченко. С фотохудожником беседовала большая умница, тонкая, наблюдательная, любимая мной, журналист Анна Толстова. Посмотрите, совсем молодой человек, а какой взгляд на нашу действительность, какой мир прорастает в его душе, философский подход к окружающему... Судите сами, впрочем.

KMO_116350_04397_1_t218_215305

Какое отношение имеет номинация «Постановочные портреты» к фотожурналистике? Ведь мы привыкли думать, что журналисты должны снимать «сырую натуру», не приукрашивая ее постановкой.

Я считаю, что фотография априори не отображает реальность. Хотя бы потому, что реальность трехмерна, а фотография двухмерна. Реальность — вещь относительная, она у каждого своя. И я не верю в «фотографическую истину». Фотография в СМИ отражает не «правду жизни», а мнение о ней фотографа или фоторедактора. Я не вижу никаких проблем с постановкой — я создаю художественный образ. Я выбираю место, время, ракурс — это не реальность, это мое произведение. Я художник, который работает с документальной фотографией.

Как возникла идея серии «Escape»? Как вы искали своих героев? Как убедили их сниматься?

Я вырос в самом центре Москвы, родился на Арбате, всю жизнь жил в большом городе. Но однажды поехал в поход на Алтай, и так получилось, что я заблудился и провел в горах, на холоде, почти месяц. С течением времени, находясь в дикой природе, я стал узнавать в себе совершенно нового человека, от меня стали отваливаться какие-то социальные пласты, я понял, что, когда я в обществе, я — лишь плод этого общества, все мои привычки, повадки, шаги как-то просчитаны. Не всегда тот новый человек был симпатичным, но мне стало не то чтобы страшно, мне захотелось приблизиться к себе, понять себя. Этот опыт изменил меня фундаментально, мое отношение к жизни, мои идеалы и предпочтения. То, что я считал важным, оказалось неважным. Это был очень тяжелый опыт — тяжелее в жизни у меня ничего не было. Но когда прошло года четыре, я приобрел временную дистанцию и начал вспоминать об этом, мне стало интересно, кто мы без культурного контекста, без контекста социума, в который попадаем с самого рождения и который нас формирует. Иногда кажется, что любое твое действие, любая твоя мысль сформированы этим культурным контекстом — я хотел понять, существует ли «Я» как полноценная единица или «Я» — это все больше воплощение социального пространства. Вначале я стал искать семьи или общины людей, ушедших от социума, живущих в лесах, разных староверов. Приезжал к ним, общался, снимал, но вскоре понял, что между ними и нами нет особой разницы, потому что они тоже являются социальной системой и у них тоже свои культурные коды. И только потом вышел на людей, которые долгое время живут в полном одиночестве, и начал снимать отшельников. Мне был интересен сам процесс их поисков, это всегда приключение, но еще интереснее было сравнить их с собой. Я искал разницу между социальным человеком и внесоциальным.

Отшельники-2-660x527

Можете сформулировать, в чем разница?

Первое впечатление, что они похожи на детей, потому что они очень честны и прямы в общении, не скрывают свое настроение.

Отшельники-21-660x527

А бывало так, что они с вами общались, но потом отказывались сниматься? И вообще не возникали ли у вас моральные сомнения? Ведь эти люди решили уйти от мира, а вы своими снимками возвращаете их в мир?

Этическая проблема? Как было дело: я к ним приходил, представлялся, говорил, что делаю, для многих это было очень странно. В основном люди либо сразу отказывались общаться, либо шли на контакт и потом уже не возражали против съемки. Что касается этической стороны: я не подписываю их имен, не говорю, где они живут, для меня важен жест ухода. Сейчас я готовлю книгу «Escape», ее тема — конфликт человека с обществом, и там будет раздел с их комментариями, почему они ушли и что они там нашли. Просто личные истории — когда я с ними общался, я что-то записывал.

Отшельники-12-660x527

Ваши отшельники сняты в двух странах: Россия и Украина. Это оттого, что с ними проще было общаться — на одном языке? Вам не хотелось поискать таких же отшельников в Европе или в Средней Азии?

В основном проект связан с Россией, Украина же просто во многом похожая на нас страна. В России огромные незаселенные территории, часто крайне неблагоприятная социальная среда, всегда был развит коллективизм, индивидуализм никогда не приветствовался, и всегда была тоталитарная власть, а мнение несогласных с большинством не принималось — до сих пор не принимается. Во время моих путешествий по стране — а я много мест объездил, искал на Урале, на Алтае, в Сибири, проезжал через большие города, маленькие, через деревни, и всегда не на машине, а общественным транспортом — я понимал, почему люди уходят: я встречал много социальной несправедливости и неблагополучия. В каких-то деревнях, из которых люди уходили в отшельники, была гораздо более печальная обстановка, даже в материальном плане, чем у ушедших. Я думаю, Россия — страна, где больше всего отшельников, и это движение будет развиваться.

Отшельники-11-660x527

Ваши герои, с одной стороны, действительно выглядят героями, Робинзонами, ежедневно борющимися за жизнь. Но, с другой стороны, их нельзя назвать победителями, скорее они проигравшие — они не могут изменить социальную действительность вокруг себя и бегут от нее. Как вы считаете, это сильные люди или слабые?

Для меня фотография — тоже уход от действительности, некое отшельничество, это требует большой отдачи и приходится от многого отказываться. Просто все это делают по-разному. Конечно, у всех разные ситуации, и большинство бежит не от хорошей жизни, у кого-то случилось горе, кто-то по религиозным убеждениям. Это их осознанный выбор — это все-таки поступок, и не из легких. Легче спиться. Конечно, звучит банально, но множество людей в городе гораздо более одиноки — их тоже можно назвать проигравшими. Я не готов судить, кто проиграл, а кто победил.

Отшельники-23-660x527

То есть для вас профессиональная фотожурналистика — это тоже своего рода социальный конформизм? Когда вы работаете в СМИ, вы ведь понимаете, чего от вас ждут.

Я работал в СМИ, начинал как фотожурналист в московских газетах и разочаровался в этой профессии. Ты ничего не делаешь, ты просто машина, которая производит картинку, нужную редактору под какой-то его месседж. Чисто манипулятивные картинки, сделанные на заказ. Возможно, это не правило и мне просто не повезло. Но я это так воспринял и решил заниматься своим проектом.

Как вы относитесь к серии Никиты Шохова про Утриш? Его герои ведь тоже бегут от общества, пусть и временно. Вам близок такой вариант эскапизма или кажется искусственным?

ДДа нет, не кажется. Люди просто охреневают от действительности. И спасаются от нее — все по-разному. Кто-то ест наркотики, кто-то пьет, кто-то едет в Индию. Я тоже несколько раз ездил в Индию, бывал в Европе и всякий раз ловил себя на мысли, что я вряд ли бы стал снимать отшельников в этих странах.

Судя по отшельникам и по другим вашим сериям — про подростков в переходном возрасте, на пороге неизвестности, про закрытые территории,— вас привлекает таинственное. То, что мы не можем увидеть в реальности,— просто не замечаем или оно спрятано.

Я художник, я создаю свою реальность. А что меня интересует, так это скорее вопрос самоидентификации, поиска себя. Если взять серию о подростках, мне было интересно понять, что человек теряет и что находит, когда он из состояния детства переходит в состояние взрослого. Он многое теряет, он становится менее свободным: на него возлагается большая ответственность, и это забирает у него непосредственность и честность реакции на окружающее. Я просто хорошо себя помню в этом возрасте, эти воспоминания меня и сподвигли на проект. Отшельники стали продолжением самоанализа.

А серия «Закрытые территории»?

Работа над ней еще не закончена. Это скорее метафора, чем какое-то конкретное место. Меня интересовал вопрос национальной идентичности, что вообще есть Россия. Это проект про ожидание какого-то будущего — должно было произойти будущее, которое не наступило. Я снимаю места, которые были очень важны в этом будущем, на них было потрачено много усилий и ресурсов, но они в итоге не реализовались. Понимаете, Россия — это подросток, она постоянно пытается себя по-новому создать, постоянно придумывает новую жизнь, новую систему, но при этом совершенно перечеркивает старый опыт, как будто этого и не было и никто об этом не вспоминает. Мне кажется, это чревато: человек, как и страна, растет на собственных ошибках, без опыта не может быть дальнейшего развития. Я снимаю странные места, связанные с этим неслучившимся будущим.

Отшельники-1-660x527

Например?

Допустим, у меня есть фотография города, где в 1968 году произошла катастрофа, большая, чем в Чернобыле, так что пол-Урала загрязнено, но о ней никто особо не знает и не парится, люди живут себе спокойно — в неведении. Отголоски этой катастрофы слышны до сих пор: город находится за колючей проволокой, вокруг КПП и зараженные озера. Потом я снимаю разные научные проекты — например, проект по полету человека на Марс. Была построена куча станций, дорогущих антенн, был почти построен космодром, а потом все это заброшено. Еще я снимаю заброшенные города на Севере, скажем, шахтерские, которые сейчас используются как полигоны для военной авиации. Мне интересен тот факт, что при отработке авиаударов тренируются на живом — на городе, где жило гражданское население, а не на каких-нибудь военных объектах. Я ищу разного рода странности, связанные с этим опытом, который, я считаю, еще не переварен. Я хочу его вернуть, оживить с помощью фотографии. При этом я снимаю зимой — мне нужна чистая картинка, я хочу создать состояние мертвого, странного пространства, где нет природы и нет ничего. Кстати, в проекте с отшельниками тоже отсутствует небо и все такое заросшее, картинка более закрытая, темная, я всегда снимал сумерки. Это требовалось, чтобы создать состояние изолированности, чего-то скрытого. Это очень большая работа, которая, может быть, не заметна с первого взгляда, но мне это важно, потому что я не вижу фотографию отдельно от проекта, я всегда вижу проект в целом.

http://www.kommersant.ru/doc/2471200

P.S. Надеюсь, что вы насладились прекрасным русским языком, которым выражены все эти, очень своевременные мысли. Тем более приятные, что у меня создаётся впечатление, что это мысли свободного человека, и ещё более приятные, что это человек молодой... и брезжит весьма смутная мысль о том, что такими, именно такими людьми будущего и наполнится наше пространство обитания:) А это ведь совсем неплохо...

  • 1
Тебе тоже вреден интернет,внуча.

Потому что ты сильно политизировалась, заразилась интернетной эболой. Я телек не смотрю (новости), но сегодня решилась послушать вести. 54 мин ни одного позитивного сюжета!( Они даже изменили имидж ведущих: вместо двух отдаленых, симпатичных М и Ж, появилось одно лицо в сильном приближении, с очень серьезным без мимики лицом, с плотно -сжатыми губами. Потому что я выключила звук, ждала др. эпизодов, и смотрела лицо на весь экран-жуть!
Читаю по утрам ленту, у меня там "за" и "против"- запарилась.
Пошла на сайт, куда давно не ходила, почитаю лирику.....- там все ругаются из-за наших и ваших. Ну что за хрень? И ты туда же. Смотрю тревел. Дьяволята чудо!
Только в одном журнале, правда меня приняли за бабушку, отнеслись миролюбиво и доброжелательно. Теперь решила-буду бабушкой. :)

Вздор какой! строго говоря, я не вижу в этом прекрасном юноше абсолютно никакой злобы, а одну мудрость и здравый взгляд на действительность. Да и прочла я этот материал в журнале, ещё в начале лета прошёл он... вот нашла электронную версию и с удовольствием поделилась)
А всяко-разно я тоже не смотрю, только исторический канал, да кто есть кто. иногда "пятницу" очень смешная, а так... читаю больше.
Ты, доча, больше таких экспериментов над собой не проводи, с этими лицами, так ведь и свихнуться можно, даже и без звука))

:) Я ещё не читала.Потому что начала читать, а там что-то про украинцев и русских, такие страшные фото, мужики как с моего страшного телевидения. Мне хотелось розовое, белое, пушистое и воздушное(
Я себе в книгу вчера страшилок накачала, буду читать про убивцев. Пятницу я тоже иногда смотрю, хорошая передача. А вообще некогда, вчера так наплавалась, что в девять вырубилась, сегодня опять хотела пойти, но все болит, заленилась возле компа.)
Потом увидела, что ты так старалась, а все твои молчат. Сегодня же пятница!, готовятся к субботе и 1 сентября.
Ну, ладно мусик, пошла я в душик, попью молочка из-под белого бычка. и баи.
Тебе всего хорошего, тоже ложись спать), а то завтра сил не хватит на отдых)

Дуняша! Ты дурёха, всё что у меня, надобно, прежде всего - читать!)) а картинки... они, в данном случае, имеют своё объяснение. О чём автор и сообщил)

Мулик! Ну, не ругайся, а то мне страшилки приснятся). Я обязательно почитаю, обещаю, мне самой интересно, раз ты так хвалишь, то значит оно того стоит. Целую. Дуняша.)

)) Спи, ничего тебе не приснится, кроме грядущего учебного года. Ну, если хочешь, то можно тебе прислать какие-нибудь приключения в городе грехов, кстати, посмотрела эту киношку, очень даже стильное и там всё так летает в разные стороны, вполне годится для сна)) Целую. Нестрогая мамаша)

Я не стала смотреть этот фильм, потому что там играет Микки Рурк, какой-то он омерзительный бееее. Скачаю, посмотрю в отпуске.

Прочла. Я молодец, что вчера не стала этого делать.
А ты молодец, что написала такой пост.) Я всегда за то, чтобы как можно больше и чаще освещали подобные события. Так мало публичных поводов гордиться своей Родиной, а это прежде всего люди. Сейчас только ленивый не перепостил как подросток избивает женщину. Как мы умеем находить грязь(! Вот она и плодится в наших умах и чувствах. Ещё прочла и о других победителях. В Утриш ездит родственник моих друзей, причем не первый год. :)

Edited at 2014-08-30 06:36 am (UTC)

Я не знаю, дочь моя, как подросток избивает женщину, увы, отчего-то этот шедевр мне не попадался, я вообще не хожу по этим интрнет-закоулкам. Хочется видеть нормальные лица людей, а не дебилов и я их вижу:)

Микки Рурк? А я его там даже и не заметила))представь, он там такой комиксный, что не знаю даже на кого похож, зато девы там все классные)) и всё так летает в разные стороны, чистый весёлый ад, право)))

Садальского читают все.) Я до конца не досмотрела, жуть(
Фильм посмотрю обязательно. Спасибо)

Вот ить!:) А я не читаю... да ну его, я лучше почитаю Фромма или Шопенгауэра, или Маркеса, а можно и Маркса)) Слушай, дорогая доча, такие киношки лучше смотреть в большом зале, где все спецэффекты выглядят гораздо насыщеннее, но, впрочем, это лишь игрушка, никаких там откровений не отыскать, а так... просто слегка развлечься) оттого, и тратить своё драгоценное время вовсе не обязательно. Отдыхай и веселись, готовься к школе!)

Муся! Я тоже раньше негативно относилась к его журналу, а сейчас мнение моё изменилось. Конечно, он пропихивает свои спектакли, анонсируя гастроли, но... он вспоминает наших великих артистов, рассказывая об их жизни, причем с фото и фото иногда дают семьи, пишет в несвойственной, корректной, ему манере, наверное, кто-то помогает. Когда кто-то из забытых соратников по цеху болеет, пишет об этом. А потом стихи!
Я сейчас на работе, но неохота трудиться в выходной день :)

Дуся!:) Да я не отношусь негативно к его журналу, просто мне некогда его читать:) Ну извини меня, ради бога, но нет времени перечитать всё просто, а потом вот грибы пошли, надо вооружаться косой и идти в лес) Попробую уже сегодня осуществить этот проект) До вечера!

Хорошего тебе отдыха и удачного сбора)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account