Previous Entry Share Next Entry
Античные истории и люди. Часть I
артишок
artischok
Как и было обещано, поговорим об античных людях. Довольно странных в своей нереальности, имеющих обличье в образе героев трагедий да эпосов, творящих свои подвиги в изображениях музейных чёрно-и краснофигурных ваз, скульптурных портретов, барельефов горельефов, поеденных временем фресок.

4659220ee2a8


Эти тома софокловых трагедий совершенно невозможно читать нынешнему человеку за обилием персонажей, перепутанных в своих злодействах до таких высот подвигов Илиады, что бросаешь эту книгу в угол, стоит только появиться на сцене роковому хору, грохочущему котурнами и читающему нам мораль.

antichnaya_civilizaciya3-2


Обратимся к Тациту. Быть может он внесёт ясность, как большой авторитет, чьи «Анналы» подпирают лукавыми кариатидами портик античной истории.
Казалось бы, всё написано роскошно, монументально и выстроено ладно. Помимо литературного таланта, тонких психологических наблюдений и обилия документальных фактов, лёгкую смуту почтительного сомнения вносит удивительная универсальность автора и тот факт что с ним считаются люди совершенно разных убеждений и политических пристрастий. Его личность возникает из тёмных тоннелей веков то со скептической улыбкой отвержения самого факта его существования, то обрастает приятной плотью подробностей жизненных деталей. И идеи, материализованные в анналах, несут новые смыслы у новых поколений авторов.

utter-fool-i5

В них можно облечься, как в двусторонний плащ, да ещё на горностаевой подстёжке - славное изобретение модельеров от исторической науки! Притом драгоценный мех закреплён парой булавок и его легко можно снять и припрятать в укромное местечко до поры до времени. Иногда прожорливая моль нападает на драгоценный мех, проделывая в нём дырки бездны, но умельцы ловко ставят заплату из слухов сплетен и преследований. Иногда под руку совершенно случайно попадаются подлинные документы эпохи, но кто уже способен отделить зёрна от плевел...

Если посмотреть на применение тацитовых творений в тех или иных исторических картинах, бегло пробежав по хронологии принятой нынче, то возникает совершенно прелестная мозаика использования его мыслей в разные времена года, в зависимости от политического климата и капризов погоды.

Этот вопрос использования тех или иных идей вечно вызывает у меня осеннее обострение застарелой лихорадки, вызывающей галюценогенные образы истории, скитающейся в пространстве вечной царской невестой, владелицей обширного сундука с приданым, чем только не набитым. И корыстолюбивые женихи роются в нём отталкивая нерасторопных претендентов, пытаясь первыми присвоить себе особо яркие лоскуты идей.

Сакраментальный вопрос, постоянно задаваемый самой себе, отчего эти обрывки драгоценных тканей столь универсальны?
И отчего ни один из женихов, так и не стал её законным мужем.

Не имеющий внятного ответа. И отчего госпожа Клио обязательно сыграет со мной злую шутку, пригласив прогуляться в священную рощу Зонненвальда?

Предполагая совершить приятную прогулку под ручку, предаваясь учёным беседам, вдруг обнаруживаю довольно неудобные обстоятельства пребывания там - в эту рощу можно взойти лишь лишь скованной цепями. Они обременительно натирают ноги и коль скоро споткнёшься о вспученный корень незнания, падёшь на землю палым листом, выбираться оттуда придётся только ползком...


posterlux-denis_maurice_1870_1943-xyz18670
Морис Дени 1870-1943. Священная роща

39...почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда. Благоговение перед этою рощей проявляется у них и по-другому: никто не входит в нее иначе, как в оковах, чем подчеркивается его приниженность и бессилие перед всемогуществом божества. И если кому случится упасть, не дозволено ни поднять его, ни ему самому встать на ноги, и они выбираются из рощи, перекатываясь по земле с боку на бок...

Откуда подобные сведения? из Тацитовой "Германиии". И мне вполне приятна священная роща познания, хоть в ней иногда и приносятся человеческие жертвоприношения...
Знания часто валяются под ногами, но с высоты человеческой близорукой самонадеянности видны неочевидно, оттого нужно и поползать на брюхе иногда, чтобы увидеть очевидное.

Так что нам известно о Таците?

Вкратце остановимся на необходимых биографических сведениях, а там посмотрим, что нам с этим всем делать. И вообще - а был ли мальчик?
Мне кажется, что был. Без него было бы неинтересно. Ведь столько достойнейших, как и недостойнейших людей использовали его имя в интерпретации собственных идей и материализации своих целей. Согласитесь, что недостойнейшие как раз и вызывают особый интерес среди достойных представителей рода людского.
Вспомнить хоть толпу обывателей, собравшихся на Гревской площади Парижа, чтобы полюбоваться отсечённой головой душегубца, или взглянуть на рейтинги популярных ныне виртуальных носителей познаний. Согласитесь, что прогресс налицо. Совершенно ни к чему подвергать себя возможности быть затоптанным и вообще ничего не углядеть из задних рядов интересующихся.

Не буду далее утомлять вас своими рассуждениями и комментировать сейчас установленные факты его биографии. Боюсь опять скатиться к собственным толкованиям. Лучше посмотреть, что писано Брокгаузом и Ефроном.


(P. Cornelius Tacitus) — замечательный римский историк и один из великих представителей мировой литературы. Как мыслитель, историк, художник, он всегда привлекал к себе особое внимание. Жизнь его не может быть воспроизведена с точностью и полнотою. Он происходил из малоизвестной италийской всаднической семьи, предком которой был, по-видимому, какой-то вольноотпущенник рода Корнелиев. Род. около 55 г. по Р. Х. Детство его протекало во времена Нерона; согласно вкусам эпохи, он получил тщательное, но чисто риторическое образование. В 78 г. он женился на дочери известного полководца Агриколы; был в дружеских отношениях к Плинию Младшему, который передает ценные подробности о его жизни. Цветущий возраст Тацита совпал с правлением первых Флавиев; он начал службу при Веспасиане. Тит предоставил ему квестуру (около 80 г.), т. е. ввел его в сенаторское сословие; при Домициане он был претором (Тас., Hist., I,1); после 88-го г. отправлял какую-то должность в провинциях (может быть, был легатом в Бельгике). Возвратившись в Рим, Т. среди террора Домициановой тирании был вынужден устраниться от участия в делах. Оставаясь безмолвным наблюдателем совершавшихся в столице мрачных событий, он почувствовал призвание углубиться в историческую работу. При Нерве в 97 г. Т. был консулом. В царствование Траяна он исправлял должность проконсула Азии; при Траяне же написаны главные труды Т. Умер он вскоре после вступления на престол Адриана (ок. 120 г.). Богатый жизненный опыт, запечатлевшийся в его высоко настроенной душе; яркие воспоминания старших современников о начале империи, прочно усвоенные его глубоким умом; внимательное изучение исторических памятников — все это дало ему большой запас сведений о жизни римского общества в I в. по Р. Х. Проникнутый политическими принципами старины, верный правилам древней нравственности, Т. чувствовал невозможность осуществить их на общественном поприще в эпоху личного правления и развращенных нравов; это побудило его служить благу родины словом писателя, повествуя согражданам о их судьбах и поучая их добру изображением окружавшего зла: Т. стал историком-моралистом.т

  • 1
Я представила как внуки ходят с Вами по музею, внимательно слушая рассказы. Я в детстве придумывала разные истории, разглядывая репродукции неизвестной жизни:люди с крыльями, кони с человеческим лицом, голые женщины, не стыдятся своей наготы... А Вы до сих пор не утратили эту способность: видеть и воображать сюжет!!! Восторгаюсь Вами !!

Только немножко не смогла представить как это царская невеста позволила кому-то, да ещё многим, рыться в своем сундучке? Ладно, бы один разглядывал приданое, а то целая братья неизвестно кто и зачем? От такого преследования она должна была сбежать за тридевять земель, в тридесятое царство-государство или спрятаться в пещеру в дремучем лесу.

Ээээ. до внуков мне ещё далеко:) Могу взять тебя в музей, чего-нибудь да придумаю. К сожалению, кони с крыльями имеют вполне твёрдую мифологическую базу обоснования своей жизни) По своей воле эти голые женщины и кони появляются только в нынешнее время, когда почти всё дозволено:) И я пользуюсь этой привилегией.
Ей хочется замуж:) и ясности. Самой. Оттого и позволяет:)

Я живу далеко от Москвы и свободное от работы время провожу за границей, в т.ч и в музеях. И в магазинах:) Мои прекрасные босоножки "от армани", купленные на распродаже в Испании, Вам почему-то не понравились( Я очень экономная и все покупаю по-дешевке: себе и мужу, мужчины нынче недешевы в содержании(((. а доходы у них не соответствуют их желаниям.)
За приглашение спасибо, я бы с удовольствием.

Мне нравятся, отчего нет, главное, чтобы нравились тебе. Я просто люблю минимум ремешков, оставляя ногу обнажённой:)
Я тоже люблю распродажи, хоть и не экономна, хоть это чистое лукавство, но всё равно приятно до невозможности!))
Мужчин, увы, не содержала никогда и даже не знаю счастья обладания ими в подобном аспекте:))) они сами мной вечно командуют и я как та самая Клио вечно позволяю рыться в своём сундуке)))
давай! присоединяйся к нам с Дорманом, он, вроде готов))

"мозаика использования его мыслей в разные времена года, в зависимости от политического климата" - это вот очень правильно написано. Перекликается с моим собственным постулатом, которым я горжусь, как любой доморощенный философ: "факты либо перевираются, либо передергиваются, либо в лучшем случае интерпретируются. Таким образом чистых фактов не существуют".
Да, кстати, и я тоже хочу с тобой в музей

Золотые твои слова, Юра! Я думаю, что мы с тобой уже созрели для философических писем:)
Я иду с тобой, но требую присутствия Баси:) Сам знаешь, для чего)

Ок) И я с вами) А Бася-это кто?

(поникшим тоном) Ну, хорошо, с Басей так с Басей. Могу еще Эмму (нашу кошку) на руках держать (это уже язвительным тоном)

>это побудило его служить благу родины словом писателя, повествуя согражданам о их судьбах и поучая их добру изображением окружавшего зла: Т. стал историком-моралистом.т

Почти как Мизулина:)

Не смешно, любезная Сивилла! Не знаю, о ком Вы. Хотя, вероятно это кто-то из близких Вам людей, иначе ея имя не было бы упомянуто всуе в нашем интимном кружке искусствоведов. Любителей отеческих гробниц)

Я об одной прекрасной женщине, блюстительнице нравственности и служанке отечества. Несмотря на её удаленность от искусства, она близка.:) Без шуток.

Ну так и тащите её с собой! Я доверяю Вашему вкусу, в конце концов, она приятно разнообразит нашу ночь в музее, главное, чтобы особенно не увлекалась фиговыми листками)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Извините, что надоедаю. А Вы обещали продолжение "Помпеи" ) Передумали или ждать? (

Будут, будут:) Но не сегодня, это точно, надо собрать разрозненные сведения, да и одной записью, вижу с ужасом, дело не обойдётся(
Слегка мешает изготовления обедов и прочие хозяйственные хлопоты)

Пусть они сами готовят) А Вам нужно собраться с мыслями, работать. Что за эксплуатация женщин? Диета им. Мне очень хочется. Если бы были рядом, то я бы их накормила, а Вы бы работали, работали, работали......
Ну, ладно. Буду ждать(((( Лучше Вашего журнала пока не нашла, пробежалась по Вашим интернет-друзьям), всего несколько хороших журналов, остальные-лентяи)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account