Previous Entry Share Next Entry
Помпеи, город не желающий проснуться.
артишок
artischok
Так и что же рассказать о Помпеях? О них всё сказано, увы. Стоит только начать поиск и забить первые три буквы ПОМ, как вываливается на тебя многостраничное чудовище сведений.
Но не стоит перечитывать всё это, абсолютно бессмысленная трата времени и сил - и это было… и то не ново, одни и те же буквы, складывающиеся в слова, построенные в одинаковые шеренги строк, маршируют вам прямо в лоб, или по лбу.

Легко можно прославиться в своих мемуарах, выделив голубеньким желаемую информацию, скопировать и вставить в свой труд! Но, мы, унылые и вечно недовольные собой, редкие зануды перфекционисты, не желаем идти лёгкими путями. Нам видите ли хочется рассказать о собственном взгляде на изучаемый предмет… Ну так и начнём.

Прежде всего, чтобы добраться до подножия Везувия, пришлось встать в пять утра. Паром отходил в шесть. Но народу на пристани собралось немало. Все хотели в то утро уехать с целебного своими живыми водами острова. И многих вело желание попасть в город, так и не раскрывший до конца свои тайны. Они подготовились изрядно, стольких людей, обвешенных фотоаппаратурой, собравшихся в одном месте, я ещё не видела. Это были истинные искатели совершенного кадра.
И рассказы все были азартны и охотничьи - кому где подфартило, сколько времени надо было караулить жертву, чтобы сделать удачный выстрел. Один молодец рассказывал, как две недели пытался снять очень скрытную птицу-чайку и ему это к счастью, удалось. Но пришлось жить в лодке под проливным дождём и подкрадываться подкрадываться подкрадываться… усыпляя бдительность подозрительного пернатого. Результат превзошёл почти несбыточные надежды, птица была сфокусирована, награждена и продана к тому же.

Было ещё много баек, поведанных людьми неравнодушными, притом до степени, какой-то неуловимой постороннему взгляду патологии. Приступили к делу оцифровывания красот сразу же, загрузившись на паром. К счастью, солнце, не заставило себя ждать, а явило свои лучи миру в строго прописанное календарями время. И каждый нашёл дело по душе. Поддаваться всеобщему психозу, когда глаза ещё досматривают обрывки снов, а по палубе бесцеремонно шатается лихой трамонтана, вовсе не хотелось.

Целью моего интереса в то утро были отнюдь не рассветы с закатами, а нечто боле весомое и историческое. Чем плох, в этом смысле, мёртвый город Помпеи? Самый большой в мире музей под открытым небом, как говорят.

Экспонатов там нет, они все давно покоятся по галереям, да коллекционерам, которые и не торопятся показывать свои сокровища - ведь многие из них были раздобыты нелегально и занимались их добычей "чёрные копатели". Их и посейчас много, боюсь, что это целый криминальный бизнес.

Ведь Помпеи и Геркуланум , и ещё несколько небольших городков, подвергнувшись этому разрушительному извержению открыли для людей сноровистых и неравнодушных огромное поле для деятельности. И она, по слухам, приносит немалые доходы и по сию пору. Это серьёзные ребята, больше жители ближайших городков, чьё детство протекало в играх среди руин. К человеческим костям они относятся вполне трепетно и желанно, зная, что поблизости можно обнаружить и что-то более материально востребованное. Их воодушевляет вполне здравая мысль о том, что 23 гектара полезной площади так и не освоены загребущими археологами и есть, есть ещё справедливость в этом мире!

DSC_1440

Да что и говорить об этих членах тайного ордена «вольных помпейских копателей», если ещё начиная с 1764 года Сэр Уильям Гамильтон, британский посланник в Неаполе, раздобывал сохранившиеся статуи, фрагменты уцелевших зданий, мозаик и прочей мелочи,в виде камей, драгоценных украшений и прочих плодов трудов античных мастеров. Многое было продано в Британский музей. И раскопки этого археолога-любителя длились 25 лет…


Я и сама люблю кладбища, особенно старые. Те, где уже хоронить не велено. Здесь меланхолично и покойно. Они меня не страшат, ибо место это освящено, обозначено и предназначено именно для того, что там покоились тела ушедших. Дорогих или нелюбимых нами людей. Представьте, оказывается и такие не избегают посещений.


В Помпеях царит иная реальность. Осознанная беспощадность сорока двух гектаров давит своей безысходностью.
Ты попадаешь в царство мёртвых. И притом, не мирно преставившихся, ввиду преклонного возраста. Здесь смерть пришла за ними жестоко и безапелляционно. Они и не ждали прихода её столь быстро, и собирались жить почти вечно… Предсмертный ужас агонии так и остался витать в этих правильных, по классическим греческим канонам, спланированных улицах, в термах, в публичных домах, в театрах, на базарах, в тавернах, словом там, где они находились в этот роковой момент гибели. И они не растворились в земле,превратившись в зелёный лист, частицу моря, лунный свет. Нет, их телесность сохранилась во всей полноте, запечатанная пеплом вулкана.

Ведь как было в Помпеях? За неделю до роковой даты, пастухи начали возвращаться без своих стад. Умные козы овцы просто разбегались куда глаза глядят. Птицы бросали свои гнёзда, собаки выли от ужаса, коты тоже рвали когти, только люди не хотели ничего замечать. По роковой случайности на 24 августа приходился давно ожидаемый бой гладиаторов, или это была жестокая ирония Судьбы? Амфитеатр,спланированный римским мыслителем Гаем Квинтом Балбой, где должно было проходить это действо, вмещал 16 000 человек... почти всё население города. А кто ж откажется от такого развлечения, скажите мне?

DSC_1542


Вот ведь интересно, что никаких домашних животных в Помпеях не находили, кроме живущих в неволе. Только трупы людей...

Мы всё сетуем ныне, что люди оторвались от природы, живут в мегаполисах в бетонных коробках, окружённые электрическими полями и проводами, вкушают запахи бензинового выхлопа и ходят по асфальтовым водам, а не наслаждаются запахами леса и совсем не желают обратить свои взоры к небу… На нём ведь ничего не разглядеть, кроме дымного багрового марева…
Неужели так же было и Помпеях? Неужели человечество и тогда ушло так далеко от природы, что не уловило этих простых знаков, предвестников трагедии?


Джузеппе Фиорелли обнаружил пустоты, образовавшиеся от тел людей, погребённых под пеплом. Его посетила счастливая для потомков мысль заливать эти пустоты гипсом. Возникли страшные скульптурные образы смерти. Искажённые лица, сжатые, будто в немом проклятье кулаки... И правда, сколько же можно изображать эту гостью с надоевшей всем косой и примелькавшимся оскалом черепа? Надо же внести и некоторое разнообразие в этот предмет наших страхов.

Это, кстати, вызывает ничем не объяснимый интерес туристов. Они буквально припадают к этому стеклянному ящику и никакие силы не могут их оторвать. Посозерцайти и вы.

DSC_1464 - копия

Мне становилось холодно. И зачем у меня столь острое обоняние? Запах тлена и страданий, разлитый в воздухе под отвесным полуденным солнцем, перечёркнутый траурно скорбными тенями, не позволял ощутить себя причастной к истории человечества. А лишь убеждал в существовании потусторонней нереальности. И люди, неумолимо растекающиеся по улицам, словно потоки лавы … тогда, стремясь заполнить все пустоты на своём пути, вовсе не добавляли жизни этой картине.


DSC_1452 - копия

Серый туф, лишившийся разноцветья фресок прежних времён, не будил воображение, ну никак.

Толпа, ведомая быстроногими гидами, устремлялась к обозначенным к обязательному просмотру диковинам омертвевшего города и густела там венозным тромбом...

На сегодня, пожалуй, хватит ужасов катастроф, в следующей части поговорим о бедных людях.

  • 1
(Deleted comment)
Не только, не только:) Сейчас думаю, как не обременить вас излишними сведениями и завершить эту триаду, начавшуюся с камей:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account