Previous Entry Share Next Entry
Merzbau, merzbau... приятное слово, что означает, постараемся понять.
артишок
artischok
Он вышел из дома, как всегда, в пять утра. Хорошее время. Совы уже улеглись, а жаворонки ещё протирали глаза. Любопытные кумушки были лишены удовольствие получить лишний повод почесать языками, оторвавшись от монотонной радости устроительства семейного гнезда. А мальчишки, норовившие запустить камнем в чудаковатого гиганта, досматривали последние сны.
И правда, облик его был необычен. Прежде всего, две большие сумки, переброшенные через плечо, вызывали интерес своим содержимым. Что приносит в свой дом, ближе к полудню, этот герр Швиттерс? Частенько они бывают так раздуты от тайн и секретов, распирающих их, что даже непонятно, как всё это может поместиться в совсем небольшом доме загадочного соседа.

Впрочем, ничего ценного для обывателя в нём не было. Художники, мазилы - это люди такого толка, от которых пользы ни на грош...а может быть иногда и вред один!

attach (1)



Да и сумки его набиты были всяким мусором. Хламом. Отжившими своё трамвайными билетами, афишами кабаре, с грудастыми увядшими клоунессами. Которые под толстым слоем грима пытались скрыть волчью тоску по невозможности жить по-людски. Выбивая перины, сплетничая с соседками, кормя ужином молчаливого опостылевшего мужа, с которым и пару слов сказать было не о чем. И приходилось терпеть. Зато было - как у всех и никто не мог сказать, что жизнь не удалась и не выполнен долг жены и матери.

attach (5)

Самые неожиданные вещи можно было найти, прогуливаясь в пять утра по пустынным ганноверским улицам. Всё то, что днём скрывала разномастная толпа горожан, текущая по строго определённым токам жизни маршрутам, все продукты её чаяний и надежд, неоправданных и выброшенных без сожаления на мостовые, приобретало с зарождением нового дня совершенно иные смыслы. И заржавленная велосипедная цепь, пришедшая в полную негодность могла обернуться одной из составляющих строительства своего Царства Божия...
где богом есть ты сам.

attach (2)

Ведь Боги умерли, так сказал Фридрих. И человек должен был сам становиться Богом. И строить свой божий дом. А какая разница, в сущности, из чего его строить, главное, чтобы было выстроено древо жизни. По которому потекут соки откровений. Что же, Германия была повержена, нищета царила повсюду, и где ж было взять драгоценные мраморы, яшмы, да нефриты со сверкающим переливчатым мурановым стеклом?

attach (3)

Merken

Merkzeichen

Merz. Herz. Schmerz. Kommerz...

MERZBAU

Дададададада - Словечко. Ничего не означающее. Деревянная лошадка для забавы, служащая не созиданию, а разрушению прежнего мира искусства. Со всеми шедеврами и нелепостями им созданными. Они и не приняли его, созидателя, в свой круг светских модных затейников. Слишком мрачен. Эпатаж? Весёлые стрелялки друг-в-друга из игрушечного пистолетика, перфомансы, призванные напугать добропорядочную публику и создать сутолоку и бегать в темноте со свечкой. Весёлые молодые люди, заседавшие в Швейцарии, писали манифесты о новом искусстве, когда он был на бойне первой мировой. Да и его академическое образование не добавляло ему популярности. Да он и сам не хотел. И остался один. Со своим древом, обраставшим никому не нужным мусором. В своём святилище, бредовом храме.

posterlux-1947_schwitters_kurt_chocolat

Эти округлые предметы, обода колёс, заржавленные шестерёнки, соединённые верёвочками и начинавшие отчего-то двигаться и жить своей жизнью, напоминали модель вселенной со светилами, не меняющими свою траекторию целую вечность.

attach

Странно, человечество всегда стремилось создавать нечто, выходящее за рамки своего понимания, подавляющее сознание своей монументальностью и красотой, предполагающей, что там-то и поселится тот, кто будет им управлять и незримо присутствовать. Это вызывало почтение и страх сделать что-то не так... Не у всех, не у всех... Как оказалось, были и те, которые не захотели слушать грозного Отца. Блудные дети, воображающие, что они справятся с жизнью сами, без мудрых указаний извне.

Здесь же был создано реальное обиталище его собственного "божьего" царства. Напоминающего скорее природу, с её бесконечными циклами и перевоплощениями. И его Merzbau рос и развивался, наполняясь всё более причудливым содержанием. Не представляющим для постороннего наблюдателя никакой ценности.
А демиург наполнял свою тайную вселенную знаками своего бытия, запрятывая их в разные уголки и ящички своего пространства. И жил в своём собственном рукотворном дупле ствола мира, в собственном измерении и человечество не могло дать ему ничего, он и не просил, а только подбирал уже использованное и выброшенное вон. За ненадобностью.

Посторонние и не могли этого понять. А понял рейхсфюрер. Он ненавидел Швиттерса патологически. Я догадываюсь почему. Сам хотел быть богом, да не получилось. Не строил, а разрушал и находил красоту в руинах, в тлене, в истреблении.

А всякие странные предметы, включая сюда гипсовый слепок ноги Гёте, или найденный окурок, ящички, наполненные порванными шнурками, стеклянными бусинками, старыми механизмами от часов, испорченными, выброшенными на помойку фотографиями, прядками, прежде любимых волос и клочками писем - всем тем, что уже никому было не нужно и летало под порывами ветра, перемешиваясь с прочим пёстрым сором, выблеванным жизнью и ставшим никому не нужными воспоминаниями.

attach (4)

Как из этого можно было выстроить что-то? А вот и получилось! Нет, нам не понять. Тут надо отринуть от себя весь опыт человечества с его культурой, религией, историей, социумом и стать отшельником, кропотливо разбирающим перекрытия своего дома, строя свою
модель, уходящую корнями в подвал преисподней и расползающуюся по комнатам и стремящуюся пробить крышу и устремиться в небо...
Вероятно, этот мир был неправильным. Он и погиб, вместе с домом, который был сметён с лица земли бомбами союзников во вторую мировую.
Курт Швиттерс переехал сначала в Данию, а закончил свою жизнь в Англии, было это в 1947 году. Архив его сохранился, также как и многие работы. Но многое и сгинуло в горниле войны и было уничтожено нацистами. Кое-что осталось. Хранится в Ганновере. И на это стоит посмотреть своими глазами. Быть может, вначале будет и непонятно. Но краски! Божественный лазоревый и светящийся кармин. И свет. Да, от них исходит свет, как ни странно. Это не укладывается в сознании - обод от колеса, с поломанными спицами, огрызок заржавевшего лезвия, пеньковая верёвочка, ничейная досточка...и свет

  • 1
(Deleted comment)
Да, посмотрев на работы и правда приходишь к такому выводу. Казалось бы - такая чепуха, эти все ржавые колёса, а цвета какие! Тут не видно.

Ты искусствовед все же, да?

Да, а разве не похожа?:) Я исключительно искусством и питаюсь), в данном случае, потянуло на экзотическое и не всем понятное)

Вот то-то и оно-то, что похоже.
Не любитель ты, а суровый профи.

А штучки очень красивые. Как их люди могут увидеть - не пойму?

Любитель, любитель) Это в ЖЖ моё любительство проходит, а так погонят конкуренты)))
Увидеть? Да, в основном в Ганновере, или на выставках каких-нибудь)
Экспонируется кое-что) иногда

Ни фига ты не любитель...

А под "увидеть" я имел в виду, как художник это может увидеть такое в своей голове???

На то он и Художник, чтоб иметь Свой взгляд) Оттого и знают его во всём мире и пишут о нём статьи и исследуют его творчество.
Я тут не стала писать о Гитлере, у меня есть кое-какой материал. Завидовал он ему дикой завистью. как несостоявшийся художник и видел в нём соперника. Представляешь, какие тут бездны открываются?)

Дык я же рационалист - мне хочется знать как надо потрясти головой, чтобы увидеть такое?

А про них обоих напиши обязательно!

Ну, правильно) Данный случай представляет образное мышление, присущее иррациональному.
Не знаю, не хочется про Гитлера, хотя сейчас, смотрю, на него существует некая мода...

Плевать. Я что-то видел из этих публикаций (не внушили!), так что мне твой взгляд и анализ интересней.

Ну, спасибо, на добром слове:)
Взгляд сугубо индивидуальный и вероятно, необъективный)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account