Previous Entry Share Next Entry
Чуть-чуть о художниках, заложниках официального искусства. Германия. 30-е годы прошлого века.
артишок
artischok
Продолжим рассматривать хронологию.

Вызывает удивление этот совершенно фантастический напор и абсолютная продуманность всех действий министерства пропаганды.
И более того, с немецкой педантичностью, все распоряжения выполнялись незамедлительно.

Каждый немец был поставлен перед выбором. Или надо было открыто проявлять гражданское неповиновение, или становиться конформистом и выполнять все требования и предписания новой власти. Можно было, конечно, добровольно уйти из жизни, или покинуть страну... в общем, варианты жизненного сценария существовали кое-какие. Вполне можно было бы попытаться сделать карьеру в НСДАП, что многие и сделали...

Президент ещё был полон сил тогда и ясно видел перед собой цель в области идеологии - парализовать общественное сознание, превратить народ в послушное стадо, чтобы далее продолжать воспитание особого поколения "посвящённых", некоей "высшей расы", способной господствовать над миром.

Идея гибели прежней человеческой породы - большинства, и рождение "новой породы"- человекобога, в общем-то - это и была основная идея Гитлера. Но это было только в начале пути, потом всё изменилось.
Вот одно из высказываний фюрера на этот счёт, записанное его помощником Германом Раушнингом:

"...Творение не завершено, Человек явно подходит к новой фазе превращения. Прежняя человеческая порода уже вошла в стадию гибели, лишь немногие выживут. Человечество восходит на новую ступень каждые семьсот лет, и ставка в борьбе, ещё более длительной, - пришествие сына божьего. Вся творческая сила будет сконцентрирована в новой породе... Она бесконечно далеко превзойдёт современного человека..."

С этих позиций понятно, конечно, что "несогласные", "рефлексирующие интеллектуалы", талантливые художники, писатели, артисты, имеющие творческую индивидуальность и отстаивающие свои принципы и взгляды на искусство, абсолютно не вписывались новую "армию солдатов искусства", это теперь так называлось.

1193115
Кадр из фильма "Метрополис" Фрица Ланга

Как всегда и везде, во все времена... Побеждала серость и ординарность, тупая покорность и верное служение. Опущенная голова и тщательно утрамбованная совесть цементировали фундамент нового порядка.

soup-kitchen-photo

Но народу требуется ещё и зрелища. Он всё-таки должен же быть вознаграждён за свою работу по унавоживанию почвы, на которой вырастет чуть позже новая Атлантида. И концепция зрелищ была поставлена на высочайший уровень и были разработаны образы, доступные и понятные массам, на которые следовало равняться и брать с них пример. Хвала доктору Геббельсу. Он набрал прекрасных креативщиков, не чета нашим нынешним растяпам! Впрочем, ходы были достаточно примитивны.

Никаких сокрытых от простодушного сознания знаков и символов, кроме, конечно "официальных" арийских, таких, как свастика - символ солнечной и жизненной энергии, вечного развития космоса и всевозможных возрождений; черепа, как символа власти и героического самопожертвования; германского меча воина победителя; древних скандинавские рун, знамён, орлов да змей, для загадочности. Но это всё больше для посвящённо-просвещённых, а для простодушного трудолюбивого народа было сделать упор на понятные образы природы, жнеца, пахаря, матери и ребёнка.

10-12
Мартин-Аморбах (1897-1987)
Кстати, учился в Школе прикладного искусства в Мюнхене у Франца Штука

Девушек на фоне цветущего луга, девушек с веслом, девушек, можно сказать, античных и прекрасных

posterlux-germaniya-art_177

Ivo Saliger_Das Parisurteil (1939)

Всё было очень здорОво и нравственно и прекрасное человеческое тело великолепно удавалось Иво Залигеру(1894-1987), австрийскому художнику, закончившего венскую Академию художеств.

Вот здесь много много картинок этого периода, кому интересно, можно посмотреть:
http://pravdoiskatel77.livejournal.com/3546636.html

Юношей-спортсменов и прочих прекрасных рабочих у мартенов крупповских заводов,

15-4
Артур Кампф. "В прокатном цехе"1939г.

Слава его зиждилась на приверженности академической манеры и к национальной исторической тематике. Такой здоровый консерватизм, позволивший ему получать высшие награды и занимать высокие посты что при Гогенцоллернах, что при Гитлере. Был награждён высшим нацистским орденом Орла с щитом и званием "Незаменимого художника Третьего Рейха"

Трассы Фюрера и очень много всего, что мы видели и в нашем искусстве советских времён.

Да, совсем забыла про артистов

0_22d28_3a6272e5_L
Иво Залигер. "Обнажённая натура"

Но, судя по пуантам, как раз и артистка.

И интеллектуальный труд - здесь могли быть ещё и одухотворённые учёные с пробирками и ретортами ...

12153_505664506120563_939472965_n

В тридцатые годы он в основном писал парадные портреты высших германских функционеров

Не знаю, мучили его угрызения совести, я ему не судья. Из женщин вообще плохие судьи получаются...
Ведь острый взгляд художника, не какого-нибудь желторотого юнца, безмозглую жертву пропаганды, а уже умудрённого жизнью человека, не мог не заметить всю тьму средневековья, сгущающуюся над Германией и втягивающую в свою орбиту весь мир. И как ни парадоксально, но за этим стоял вот этот щуплый человечек...Разрушитель, а художник сделал из него созидателя и ведь многие из тех, кто смотрел на этот портрет представленный в экспозиции Большой немецкой художественной выставке в Мюнхене 1939 года, чувствовали гордость и восторг и желание служить ему до последнего вздоха.
Да да, в 1939 году немцы ещё находились в плену иллюзий и грезили о счастливой новой жизни...

134552205

Фриц Эрлер был хорошим живописцем и не стал писать обычный парадный портрет в мундире верховного главнокомандующего, а окружил Гитлера всей этой атрибутикой избранных. Тут вам весь набор чародея-мистификатора. И коленопреклонённый обнажённый гигант-ариец с мечом и орлом-охранителем на ладони, и инструменты каменщика на переднем плане, и индустриальный мотив - дымящие заводские трубы, а слева классическая колоннада. Это не просто воитель и главнокомандующий, это - созидатель, строитель Третьего Рейха! Такой тонкий намёк на высшую миссию, полученную от верховных сил для построения "нового дома Бытия"...

Понятно, что все эти фовизмы, экспрессионизмы, футуризмы с авангардизмами, большевизмами, дадаизмами и прочими космополитизмами совершенно не укладывались в прокрустово ложе идеи об избранности арийской расы, её совершенстве, как внешнем, так и внутреннем.

Ужасно то, что я совершенно не хотела писать о художниках третьего Рейха, но вопреки бытующему мнению об их бесталанности, среди них есть немало очень неплохих живописцев, скульпторов, прекрасных архитекторов, талантливых инженеров.

Они несут на себе крест забвения, их имена долго были непроизносимыми. Как существовал в Германии "запрет на профессию", так и существовал негласный запрет и на их творчество. Их забыли. Надолго. Сейчас что-то начало происходить, я вижу это по количеству сайтов с живописью того времени. Думаю, что нас ждёт новая переоценка ценностей госпожи Истории, как это у же часто бывало...

  • 1
~That is why I prefer the old version of nakedness in art because it does not depict "vulgarism or of sexual promiscuous-ness" but that of beauty itself. The woman's body as a vessel like nature, it bears fruit worthy of its labour. The seeds of today bearing the fruits of tomorrow..

Could it be Hitler's alter ego? The big guy? I think the photo or art has given justice to what it represents? I could be wrong..

Thanks for sharing!! :)

Не знаю, я хотела показать не красоту обнажённой натуры, в данном случае, а то, как она служит идеологии прославляющую "высшую расу". С моей точки зрения, конечно, Джорджоне лучше писал обнажённую натуру, чем художники рубежа ХХ века:), точнее, более доступно и привычно для восприятия, хотя Ренуар и Серов http://www.bibliotekar.ru/kSerov/10.htm, были совсем неплохи.
Портрет Гитлера писал хороший художник, хорошо разбирающийся в людях. С Гитлером вопрос решённый - или - плохо. Или - очень плохо! Я тоже могу ошибаться...

Да уж, "пролетарии всех стран - соединяйтесь". Мне особенно девушка с веслом понравилась. Что интересно, что и в Израиле в те годы ковали нового человека, причём отливали кажется в том же ковше.

А как же! Ведь тоже создавалось новое государство), логика вполне себе прослеживается, правда, это было чуть позже, кажется 1947 год?

В 48-м провозгласили государство, а перед этим была война с англичанами за освобождени. Новое покаление сильных евреев начали воспитывать ещё в годы второй алии (1904-1914), тогда же и кибуцы (коммуны) организовались. Потом уже их дети, воспитанные в соответствующем духе (дело общественное важнее личного) вошли в состав отрядов цахаля и освободили страну. И вот что интересно, везде одно и тоже лицо сильного, пролетария, крепкой женщины матери, ну и всякие серпы и молоты тоже.

Ну так это основы любого государства - рабочие-строители, матери-созидатели, всевозможная символика для наглядной агитации укрепления духа и прочие совместные затеи, объединяющие нацию. Парадоксально, что эти символы существуют на разных полюсах, в смысле идеологии, но методология совершенно одинакова)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account