Previous Entry Share Next Entry
Много ль правды мы можем узнать теперь о девушке с жемчужной серёжкой?
артишок
artischok
Знаете ли Вермеера? Да знаете, конечно. Фильм был такой симпатичный - "Девушка с жемчужной серёжкой", да и я об этом писала, что , конечно же, упрочило всемирную славу живописца.
Фильм, открою секрет, не смотрела, вероятно там много вымысла, ведь художник после смерти был забыт надолго, какие-либо достоверные сведения о его жизни стёрлись временем, картины были проданы с аукциона и расползлись по равнодушным искусству бюргерским рукам и лишь в XIX веке вдруг возник огромный интерес к его творчеству. Оценили вдруг.

Дело в том, что было несколько голландских мастеров того времени, чьи имена напоминали по звучанию имена других голландцев- "ван дер Меер" из Харлема, Ян ван дер Меер из Утрехта. Путаницу вносили и сюжеты картин. Жил в Голландии прекрасный мастер Питер де Хох, У них с Вермеером одни сюжеты, похожие персонажи, сходные интерьеры...

Fille_buvant_avec_2_soldats

А вот подобная сценка в исполнении нашего героя. Почувствуйте разницу! Питер - простоватый, незатейливый любитель простушек и слегка деревенских кавалеров, имеющих явно какую-то заднюю мысль поднапоить наивную девушку. Интерьер тоже оставляет желать лучшего. Сравните даже скатерти, покрывающие стол, ткань, из которой сшиты платья дам, полы, наконец. А эта пара обтянутых голубым бархатом стульев на картине Вермеера. Они ведь из его мастерской и фигурируют на многих картинах. Кажется, что он всю свою живописную жизнь проводит у себя дома , пытаясь постичь законы перспективы и загадочного света, его тайны, позволяющие высветлить отдельные предметы, мысли и придавать им смысл. Часто от нас скрытый, ввиду незнания многого того, что знали о жизни символов и предметов, художники его времени.

По мне, так он тоньше, изящней. И выходит далеко за рамки куртуазной сценки распития драгоценного вина. Кстати, Дельфт, город, где прожил всю жизнь, художник, славился именно пивом, но пива я не нашла на его картинах. Всё больше - игра живого вина в прекрасных графинах и кувшинах, да и инфернальная бледность молока.

xxl_glass_of_wine

Да, Голландия XVII века была "образцово-капиталистической страной", так писал Маркс. Кредитная система Амстердамского банка со всеми вытекающими из него валютными спекуляциями и стремительным обогащением, ей многие пользуются и поныне:), только не Амстердаме, а вкаком-нибудь ммб87. Но, проценты - мало не покажется! Создание в Антверпене первой товарной биржи, обширные колонии, судостроение... Да чего уж перечислять все эти богатства! Суть была ещё и в том, что Голландия была протестанской страной. Католиков там оставалось не так много. А протестанты, вернее даже будет сказать - кальвинисты - одна из ветвей, выросшей из идей Мартина Лютера, составляли в ней большинство. Религия новой буржуазии, лишённая католического мистицизма.

Одним словом, не буду вдаваться в теологические исследования, а вспомню лишь одну поговорку - На Бога надейся, а сам не плошай! Исходя из этого, отбросив всех святых, ангелов и, да простит меня Бог, Дев Марий, голландские живописцы предались воспевать быт своего современника. Человека работящего,живущего вполне земными интересами, находящего большое удовольствие в красивых интерьерах, вкусной еде, обществе весёлых дам и румяных служанок. Личная жизнь со всеми радостями бытия, и становится темой, надолго воцарившейся в европейском искусстве.

56324659_U_svodni_1656

А вот Вермеер, перешёл в католичество, в связи с женитьбой, таково было требование родителей невесты. В противном случае, она лишилась бы своего приданого, а мы лишились бы удовольствия созерцать все предметы этой обстановки, которая и переходит из одной картины в другую под присмотром любящего глаза художника.

Семья разрасталась, богатая тёща предоставила ей свой дом. Существует довольно подробное описание его. Одиннадцать жилых комнат, две кухни, мастерская художника. После смерти мастера сохранился перечень предметов, наполнявших её. Зачем нам перечень, впрочем?
Мы можем посмотреть на картину:) И сами всё увидеть.

56325410_vermeer_Iskusstvo_zhivopisi_166667

Это известная "Аллегория живописи". Кстати, до сих пор многие символы в ней, так и не разгаданы.
В "Иконологии" итальянца Чезаре Рипы были приведены значения многих атрибутов, используемых живописцами того времени. На голландский этот трактат был переведён в 1644 году и Вермеер, конечно, знал многое, что нам, современным людям и в голову не приходит:)

Вот эта девушка слева. Муза, как выясняется, дружная с Грацией. Вот она какая! Немножко жеманная и лукавая. В руках у неё труба. Не просто труба - а труба Славы! А в левой руке книга. Истории. Из этого делаем вывод, что эта муза - Клио.
Но многие исследователи этой картины, считают главным центром, который должен приковывать внимание, географическую карту Нидерландов 1652 года, где справа находятся семь провинций населённых протестантами, а Юга - десять земель, остававшиеся под властью Габсбургов. Тут художник воссоединяет искусство живописи с географией, но какие у него были тут мотивы, понять я не могу, а все версии исследователей творчеств, представляются мне совершенно беспочвенными, уж извините. Посему, касаться их и не буду даже. Да и какая разница? Картина прелестна и заставляет на себя смотреть:)

Что занятно. Она принадлежала Адольфу Гитлеру. Попала она, можете догадаться сами как, в 1938 году, к счастью не пропала, а после войны была приобретена Венским музеем. А ещё говорят, что у фюрера был совсем отвратительный художественный вкус

На столике слева атрибуты, соответствующие другим Свободным Искусствам... Занавес слева придаёт театральность сцене. И опять этот чудесный мраморный пол! Надо было научиться так его писать, чтобы он создавал перспективу.
Это сложно, уверяю вас! как же я мучилась, когда на дизайнерских курсах нас заставили вычерчивать эту перспективу пола, состоящего из чёрно-белых шашек!

Вермеер для для создания перспективных коробок, обозначал точку схода булавкой, которой крепился шпагат, указывающий направление ортогональных линий. Точка схода была смещена к краю картины и угол уменьшался приблизительно до 28 градусов...

У Художника был ещё один секрет, а может быть и не один... Расскажу о нём тоже. И покажу ещё много картин, замечательных.

?

Log in

No account? Create an account