Previous Entry Share Next Entry
Чуть-чуть о Чёрном квадрате, о разных непростых Людях и, как обычно, обо всём
артишок
artischok
Не будем говорить, что Казимир Малевич был гений. Я не берусь судить об этом. Он жил в своём мире, очень далёком от мира "харчевого" человека. В мире "абстрактного" человека, или в мире Искусства.

art47

И "харчевой" человек относится к живописи его, как к лимону. При этом слове рот наполняется слюной, а при слове Малевич, сразу возникает "Чёрный квадрат". Ах, как было бы всё просто, с квадратом этим.

Он мог вместить в себя всё. И выродившийся старый мир и катящуюся в бездну цивилизацию и устаревшие моральные принципы и религию, и надвигавшуюся катастрофу войн и революций... Этот непостижимый чёрный цвет. Цвет тайны, цвет гибели и цвет возрождения. Он Альфа и Омега. Это уже мистическое послание, но очень выверенное, нацеленное на жизнь рассудочно правильную, лишённую беспорядочности, подчинённую строгой дисциплине и норме. Послание его собственного разума, выстроенного в его собственном мире. Так он хотел.

Пусть каждый наполняет это пространство, ограниченное рамками, своим собственным содержимым. Это пространство вполне универсально и может втянуть в себя всё. И поглотить. Как космическая "чёрная дыра" ... и не выдать своего присутствия ничем.

Но, не надо забывать, что шёл 1915 год, а творец пожил ещё двадцать лет.

Я не буду больше рассуждать о творчестве Малевича - это дело не моё, на это есть фантазёры искусствоведы, могущие подвести любую базу и водрузить на неё любую надстройку, привлекая сюда и мистиков и неоплатоников и Канта с Шопенгауэром, Фрейда и Эйнштейна, Ницше и Маркса...

Хочу лишь сказать, что в начале прошлого века в головах бурлил такой такой плавильный котёл идей, что вся прежняя история человечества представляется лишь сном разума.



В мире Казимира всё должно было быть устроено рационально и крайне парадоксально. Парадокс заключался именно в том, что культурный человек отвергал всю прежнюю культуру, собирался смести её с лица земли и построить новую, прекрасную, чистую, вневременную, беспредметную. Выстроить её на плоскости, ab ovo

Но сотворить мир пригодный для жизни всех может только одна сущность. Ей это удалось в своё время. И мы в нём живём пока...

А Малевичу удалось немного поработать над "новым человеком". И у меня всё больше складывается убеждение, что мы с ним живём пока...

1326092861_sportsmeny._1930-1931._grm

Просто тут такая интересная возникла картина. Она говорит о том, что рукой художника водит не разум. Имею в виду настоящего Художника. Образ возникает как ниоткуда. Как вспышка, яркий свет. Другое дело, что одевать этот скелет мышцами можно длительное время, что многие и начинают делать, доводя образ до абсурда, но тут и есть эта мера, которая дана настоящему Мастеру. Вовремя остановиться. И отсечь всё ненужное.
(...Увы! Я этим талантом не владею:)

malevich175

Прекрасный портрет. Вполне себе тянет на портрет эпохи раннего Возрождения. Что-то он напомнил мне до боли. О, боги - это же Данте! Работа Доменико Гирландайо. Вот, ведь не случайно это, не просто совпадение, а Знание. Той самой культуры, которая в крови художника и давит на его разум, он чувствует в себе силы вырваться из оков прошлых наслоений и создать новое и неизведанное прежде. Но Культура не отпускает, она протягивает нити времени в прошлое и каким-то загадочным образом передаёт по ним драгоценную эссенцию своей сути.

OMP10019006101

Да и этих людей на портретах соединяет Слово. На первом изображён Николай Пунин. Личность глубокая и неординарная. Думаю, что они познакомились у Льва Александровича Бруни в мастерской, в здании Академии Художеств. Известная "Квартира №5". об этих посиделках писали многие, бывавшие там, но никто не смог лучше Николая Пунина передать атмосферу этого удивительного сообщества. Там собиралась творческая молодёжь - художники, поэты, музыканты - те которые искали новые пути искусстве. Там обсуждались новые работы, читали статьи, общались с москвичами, приезжавшими регулярно туда с московскими пощёчинами общественному вкусу,флиртовали, ели картошку с солью, а потом, уже в 16 году, стали приносить с собой хлеб да сахар. Война шла, скудно стало... Обсуждали всё новое от новой поэзии Венимира Хлебникова, до...

...«В своем ответе Бенуа, между прочим, писал: “Обоими художниками (то есть Альтманом и
Бруни) лично я очень заинтересован, да и “Мир искусства”, в целом, вовсе не отрицательно от-
носится к ним: напротив того, до сих пор самые значительные вещи и того и другого появля-
лись именно на наших выставках. Но, боже мой, как можно было именно их цитировать
в качестве каких-то новых пророков, в качестве “нового пути” живописи. Ведь “кубистский ака-
демизм” Альтмана и “академический футуризм” Льва Бруни – плоть от плоти нашей. Это очень
талантливое и затейливое искусство, но где же здесь новое миросозерцание и все те откро-
вения, на которые намекает Пунин (открытое письмо было написано и подписано мною. – Н.П.).
То ли дело – Лентулов, Татлин или Малевич. Вот это новаторы, вот это новые пути”
Из статьи Пунина

Как водится у наших "настоящих" строителей "новой жизни" - тех, которые в футуризмах, супрематизмах не участвовали - закончил свою жизнь в местах отдалённых от искусства.

В течение долгих лет Н. Пунин работал в Русском музее, читал лекций по истории западноевропейского искусства в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, Ленинградском университете, на Высших курсах искусствознания, в городском лектории, получил звание профессора, был организатором выставки советского искусства в Японии (1927) и многих других выставок, заведовал художественной частью Фарфорового завода (1923–1925), был инициатором создания искусствоведческого факультета в Академии художеств.
Ученик Пунина Ф. Ф. Мельников вспоминал о его послевоенных лекциях в Университете: «Собирались с математического, физического, биологического, экономического – со всех факультетов университета... И он дирижировал такой огромной толпой. И чем больше было людей, тем больше у него было какого–то зажигания. Как он читал Рембрандта! Микелянджело! Леонардо! Профессура приходила со стороны, слушала его. Он умел импровизировать, находить слово, точное абсолютно...»

Не могу не привести ещё одной биографической справки. Она так свежа и современна, что надо вам об этом знать, дорогие мои читатели.

Второй арест произошел 24 октября 1935 года, когда Н. Н. Пунин и студенты Ленинградского университета Лев Гумилёв, А. П. Борин, В. Н. Махаев и И. В. Поляков были обвинены в террористической деятельности. Причиной послужил донос А. Борина, бывшего в гостях в Фонтанном Доме 25 мая 1935 года. Уже через день после встречи он сообщал в Ленинградское НКВД, что в ходе разговора за общим столом Пунин говорил: «И людей арестовывают, люди гибнут, хотелось бы надеяться, что все это не зря. Однако стоит взглянуть на портрет Сталина, чтобы все надежды исчезли». И в продолжение всего вечера Пунин говорил о необходимости теракта в отношении Сталина, так как в лице его он и видит причину всех бед». В постановлении о избрании меры пресечения говорилось: «Пунин Н. Н. является участником и вдохновителем контрреволюционной, террористической группы студентов, в его квартире происходят сборища данной группы, на которой происходят чтения контрреволюционных произведений»

Когда я читала про Николая Пунина, в частности его прекрасные письма, где много размышлений об Искусстве. Взгляд человека "воцерковлённого" искусством, я поняла, что обойтись краткими биографическими данными здесь не удастся...
Учитывая то, что мои бедные ноги-рассуждения не желают двигаться к намеченной цели кратчайшим путём, а прыгают ,как зайцы от охотника, пытаются увернуться от знаний, которые начинают подавлять. И застываешь при виде их масштаба и красоты. И приходишь в трепет от невозможности постичь их...

Посему, уйдя от конструктивизма, с чего вроде бы всё хотело начаться, закончу эту запись на сегодня одной цитатой из нашего прекрасного друга из его статьи, посвящённой архитектуре. Прочувствуйте стиль. Этот язык, эту букву, это слово, которое тоже перестало удовлетворять это поколение творцов новой жизни. Оно динамично и уже вырывается из оков русского литературного языка.

http://kazimirmalevich.ru/bsp12

Почитайте сами:) я было впопыхах начала переписывать её от руки, из своей книжечки, где собраны разные статьи, написанные Малевичем в разное время... Но Текст настолько хорош, что не могу же я переписать всё!
Единственное, что меня опечалило, это тот факт, что многие оригиналы рукописей хранятся в славном городе Амстердаме, в Стеделийк Музеуме, в архиве Малевича...
Видно вызывают они у наших культуртрегеров такую же оскомину, как кислое, недозрелое яблочко.

  • 1
(Deleted comment)
А я прикоснулась не потихоньку и поняла, что он сам себя перемудрил( Вообще, все эти художники и архитекторы - очень трагические фигуры. Всё, что они созидали, превратилось в такого прекрасного дитя, которое после рождения бросили околевать к ледяном скотном дворе..., лишив тепла материнских рук

(Deleted comment)
А их и не могло здесь появиться при существующем строе...
Все учителя были пущены своевременно в расход и остались одни мокрицы и приспособленцы, выполняющие заказ Государства

(Deleted comment)
Увы, еслиб это было так, на самом деле, то торгавали бы им на набережной, рядом с ЦДХ...
Впрочем,Выши рассуждения на этот счёт, близки моим, как я взялась бы рассуждать о китайском государственном устройстве XIII века и о чиновниках, которых нанимал Узбек:)

(Deleted comment)
Ах!:) Я и не подумала, что это некий комплимент лично Вам)
Впредь - исправлюсь:)

(Deleted comment)
Я рада, что Вы не заблудились в моих словах:)
Спасибо Вам:), что выносите мои "неподкатованные" писания. Такой уж у меня принцип - кто не спрятался, я не виновата!:)

Ах, как ты мне навеяла, спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account