Previous Entry Share Next Entry
Живописная жизнь. Для того, кто хочет видеть.
артишок
artischok
Бедный, бедный Моне! Он практически ослеп под конец жизни...
Что такое для человека, который всего себя посвятил отражениям света и тени, беспрерывно наблюдая и фиксируя малейшие изменения воздушной среды, пронизанной солнечными лучами, очутиться в темноте?
Эта изменчивая красота, колеблющаяся, неосознанная для многих, стала для мастера совершенно понятной. Он разложил её на простые элементы.

Claude Monet

Вы знаете, что писал Мопассан, наблюдая за работой Моне? Это было целое представление:

"В прошлом году в этой самой местности я часто сопровождал Клода Моне, когда он отправлялся на поиски впечатлений. Поистине, это был уже не живописец, а охотник. За ним шли дети: они несли его полотна, пять-шесть полотен, изображающих один и тот же пейзаж в разные часы дня и при различном освещении.
Художник брался то за одно, то за другое из этих полотен, сообразно состоянию неба. И, сидя перед изображаемым пейзажем, он выжидал, подстерегая солнечный свет и тени, схватывал несколькими ударами кисти блеснувший луч, плывущее облако и, презирая ложь и условность, быстро наносил их на полотно.
Я видел, как он схватил таким образом сверкающий водопад света, брызнувший на белую скалу, и закрепил его с помощью потока желтоватых тонов, - они странным образом передали, во всей его разительности и мимолетности, впечатление от этой неуловимой и ослепительной вспышки света.
В другой раз он набрал полные пригоршни ливня, пронесшегося над морем, и бросил его на полотно. Он написал именно дождь, только дождь, затянувший своей пеленой волны, утесы и небо, - их едва можно было различить за этим потоком.
Мопассан,
"Жизнь пейзажиста (Этрета, сентябрь)"

Скажу сразу, не тая:). Я люблю импрессионистов и постимпрессионистов, тоже. Нравится мне, что сбросили они оковы страшных судов и вышли из рамок "так надо" и "так положено" на просторы света и свободы. И стали просто смотреть на жизнь. И видели её так, как им она представлялась. И каждый видел по-своему и не боялся показать эту вольность свою окружающим. Своего рода - подвиг. Многим сейчас это непонятно, точнее, никто об этом и не думает. Люди предпочитают жить по правилам, навязанным обществом. Так и легче и спокойней. Предсказуемо и не хлопотно.
Оттого, уходят они и оставляют после себя следы, едва видимые. Так и надо, наверное, что бы было с нашей землёй, если бы на ней дымились следы всех ушедших в никуда? Помнят избранных, а их не много, к счастью.

Интересно другое. Часто получается так, что самоучки совершают неожиданные открытия. Гнёт академического образования давит на мастера. Каноны, существующие веками… Как с ними поспорить? Когда всё налажено, катится по смазанным рельсам, заказы, поклонники талантов.
Расстаться с этим? Ради чего?

Тёрнер. У него импрессионисты взяли Свет. Он был самоучкой, но, как мой друг Гёте, всегда хотел быть художником. Гёте прославился в области литературы, в основном, хотя его труд «К учителю рисования», где он разработал теорию цвета, стал неким руководством к действию для Тёрнера.

77855260_einesegeljachtnahertsichderkunste2024x1446

Иоганн Вольфганг, как умный, проницательный человек понял, что таланта для визуализации его идей, явно не достаёт. Но он описал как наилучшим образом использовать законы восприятия цвета в живописи. Тернер признал его точку зрения и использовал ее в своей живописи. Чтобы усилить участки светло-желтого цвета, он окружал их участками темно-синего цвета, например.
Этот цветовой круг изучают ныне во всех художественных школах и всевозможных учебных заведениях, готовящих новых тёрнеров, сама учила, тёрнером, даже в фотографии не стала и не стану, как и многие остальные Даже не буду раскрывать секрет основных, дополнительных и прочих цветов. Тот, кто интересуется и сам отыщет легко, а другим и нечего голову забивать.

Два события значительно повлияли на мою жизнь и перевернули в ней всё до самого основания. Это были концерт Вагнера и выставка импрессионистов в Москве*, в первую очередь Стог сена Моне. В первый раз я увидел это полотно и <...> со смущением понял, что сюжет может быть лишним в картине <...> Всё это было так необычно для меня, что я был просто неспособен сделать простые выводы из полученного опыта. Ясным для меня было одно: у него такая мощная палитра, о которой я даже не подозревал, и которая была недоступна мне до поры, всё здесь было выше моих самых смелых мечтаний. В произведениях Моне живопись получила невиданную силу и размах. Но невольно сюжет, бывший прежде неотъемлемой частью картины, стал чем-то незначительным.
Kandinsky, Riickblicke,
Berlin, 1913

Вернёмся к Моне, наконец. Кстати, Кандинский начал заниматься живописью лет в двадцать семь, если мне не изменяет память. А какой колоссальный шаг в искусстве он сделал! И цвет, этот цвет, он выражал им все мысли и чувства. Интересно, многие ли понимают замыслы Кандинского, или притворяются.

Вообще, с этими художественными замыслами полная беда. Ладно искусствоведы, это их хлеб – насочинить то , чего и в жизни не было и насадить своё больное, часто, воображение, в наши неискушённые сердца.
Трудно сказать, кто как воспринимает. У себя я говорю о собственном восприятии, уж, извините.
Оно происходит на физиологическом уровне, абсолютно неосознанно. Наверное, это дикарство, но расчётливо воспринимать живопись и «повергать алгеброй гармонию», совершенно не получается.
Надо же дать волю своим чувствам и своему чреву, простите за гаргантюанизм.

Ведь хорошая музыка, хорошая литература, хорошая живопись, она сродни изысканному обеду, изысканному вину, изысканному сексу… Всё это наполняет нашу жизнь радостью и полнотой, что бы не говорили ханжи от искусства, всевозможные дамы с брошками-камеями и джентльмены с потными носами…и прочие эстеты.
Так что же у нас произошло с Клодом Моне? Радиоактивная катаракта – был приговор врачей.

the-japanese-bridge-the-water-lily-pond-1899.jpg!Blog

Один из факторов изменения зрения, связанного с возрастом, - это воздействие солнечного света на глаз. Моне был первым, кто предпочитал писать свои картины только на открытом воздухе в любую погоду и во все времена года. (Хотя, конечно, и другие художники работали "на пленэре".) Видимо, поэтому уже в 1867 году, в 27 лет, у Моне были проблемы со зрением. Он заметил, что зрение его ухудшается после дня, проведённого на свежем воздухе… Это коварное Солнце ускорило процесс старения хрусталика глаза. И из прозрачного, младенческого, он превратился в мутный, не пропускающий свет, старческий.

Но художник боялся делать операцию на глаза, не хотел рисковать последними остатками зрения. Говорил, что как оглохший Бетховен, будет творить и дальше… И творил. Видите, как изменился японский мостик в Жавеньи? Их, этих мостиков, было сделано аж 150 штук, за время жизни Клода. И такие непохожие картины.

20100821_monet

Мастер работал до последнего вздоха. Это ли не счастливая жизнь? Посвятить всего себя главной идее, выстраданной, выложенной на холст жизни. Неспокойной, подвижной, блестящей, переменчивой, текущей то вольно и непринуждённо, то, преодолевающей препятствия и пороги, уносимой ветром, смываемой дождём, но прекрасной и неисчезающей красотой.
А что тут ещё сказать? Для особо осторожных – носите солнечные очки! Может быть – так и проще…

И какова бы я была, если б не засунула своё творение в компанию к этим замечательным людям?:) Не дождётесь! Смотрите и меня, коль скоро дочитали до конца, Вот такие фотографии, увы, не полотна, вышедшие из-под моего пера, мне и нравятся. Туман садился стремительно, сгущался на глазах и мне удалось его поймать. Ну не умею я пока писать маслом...

DSC_1182

  • 1
Про Моне, к сожалению, ещё много интересного:), да не влезает.
Ясно, что с туманом, постаралась так сделать, а кажется, что брак)

Так я и стараюсь не перегружать, понимаю формат:) И моё кредо - дать определённый импульс, а люди, которые заинтересуются, сами потом найдут информацию - это нетрудно в наше время.
Спасибо:)

Прекрасный пост, спасибо.
“Изысканный секус” снижает значение художественного подвига, о коем речь. Тут избавляет от возможных наездов, пресловутое “имхо”.
Старикашка Гете, возможно, и помог “сехешатикам”, но в теории света и т. п. имитациях науки, был, как бы это помягче… Визжал и топал, возмущаясь гениальными исследованиями Ньютона, как, мол, можно – свет изучать в темноте! Так Ньютон рассматривал луч света; его гигантские достижения известны.
Тернер, думаю, не то, что из опусов Гете, из руководства по выращиванию картошки, сделал бы себя. Потому что - первейший гений.
Исходя из картинки – живопись, из текста – фото?!

Но Тернер-то - Голова!:) Бог с ним , с Гёте, я его всё равно люблю. Ведь немец, а понял Италию и возлюбил её:) Понял, где Свет, а где всё остальное...
Да не люблю я эту цифру проклятую. В кои то веки попыталась снять нашу речку-вонючку, впрочем, прекрасную, так, как надо. Фото. Именно так, как я его понимаю, если это касается природы. Ненавижу эту мёртвую "цифровую "красоту.
Обожаю свет в темноте. Вчера корячилась без штатива пол ночи:) Сняла Арагонский замок. Мне нравится. Народ не поймёт, да и хрен с ним!:)

Вот, по-моему, туман удался. http://bolkunac.livejournal.com/2102984.html
Нет?

Спасибо! Посмотрела, очень удался:) И журнал очень приятный, возьму на заметку.

Очень понравился пост. И картины, и мысли, и фото. Всё всё.

Ну, ты же - художник! Думаю. тебе это близко:) Рада, что понравилось, впрочем, про это можно писать не переставая) - тема достойная.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account