Previous Entry Share Next Entry
Поём хором русские песни времён Гражданской войны! "Тучи над городом встали
артишок
artischok
"Ведь империя-то погибнет, ежели наши стихотворцы начнут прославлять любовные утехи в день господень, когда каждый верноподанный желает возноситься душою к небесам, взыскуя у господа едино лишь милостей его..."
из Красовского.

После грозы
«После грозы»
То дождь, то гроза, то нет связи...
Вчера целый день не было Интернета. Что ж - дачная жизнь имеет, конечно, свои преимущества. Иной раз кажется, как же славно ходить гулять по лесам полям соседям, любоваться закатами рассветами, да варить варенья! Только становится понятно, как изменилась жизнь с появлением в наших домах этого волшебного блюдечка, по которому катается яблочко и показывает всякие занятные штуки:), это если вспомнить старинные сказки про ковры-самолёты и прочие скатерти самобранки и аленькие цветочки.
Одним словом, чтение книг приносит немалую пользу:). У меня их на даче много, в том числе и классиков.
А поскольку книг много старых, приличных издательств (спасибо папе!), в них полно всевозможных комментариев и всевозможных ссылок.
Сегодня как раз, просматривая ленту друзей, обнаружила удивительное единодушие в цитировании строк Александра Сергеича: "Во глубине сибирских руд храните гордое молчанье..."и т.д. Всё это было, как понимаете, реакцией на решение судьи Хамовнического суда, оставившей под стражей наших бестолковых девчонок. По иному и назвать-то их не могу...
Что называется, сон в руку. Вчера читала кое-какие занятные мемуары и архивные записи. И удивлялась, хотя чего уж удивляться, когда тридцатилетнее правление Николая "палкина" как зеркальное отражение, соответствует нынешним реалиям).

Николай I
«Николай I»

Есть, правда, небольшое различие, но несущественное. Зеркало старое, детали видны нечётко, зато общий контур виден ясно и не оставляет сомнения, что зеркало не врёт...

Итак. Поговорим о цензоре Красовском.
Начал он свою службу на благо отечества ещё в 20-х годах XIX века. Его имя современники воспринимали как нарицательное для обозначения чиновника-мракобеса. Он запрещал статью «О вредности грибов» («грибы — постная пища православных, и писать о вредности их, значит подрывать веру и распространять неверие»), стихи за то, что улыбку юной девы назвали небесной («Женщина недостойна того, чтобы ее улыбку называть небесной!»), а желание поэта «уединиться с милой в пустыню» расценивал как «отлынивание от государственной службы». Красовский превзошел по подозрительности и придирчивости всех своих современников-цензоров. Пушкин, Дельвиг и Вяземский издевались над ним в эпиграммах. А более либеральный коллега Красовского цензор Никитенко описывал его как «человека с дикими понятиями фанатика и вместе с тем лицемера, всю жизнь гасившего просвещение»

«Из сочинений Байрона
надо вырезать несколько страниц...»

Из воспоминаний помощника цензора Г.В. Есипова.

"При Шихматове сверх общих цензурных правил и современного взгляда правительства на дозволенное и запрещенное мне было указано наблюдать в картинах, литографиях и гравюрах за антирелигиозными произведениями.
* Ширинский-Шихматов Платон Александрович (1790-1853) - князь, министр народного просвещения, писатель, академик. В 1830-1832 гг. председатель Комитета цензуры иностранной.

После Шихматова был председателем знаменитый Александр Иванович Красовский * . При нем служба моя стала еще труднее и неприятнее.

* Красовский Александр Иванович (1776-1857) - председатель Комитета цензуры иностранной (1832-1857), сын Иоанна Иоанновича Красовского, протоиерея Петропавловского собора, духовника императора Павла I.

..."Он особенно требовал, чтобы не было пропускаемо картин и изображений неблагопристойных и безнравственных. Всякое изображение немного оголенной женщины, по его убеждению, должно было быть удерживаемо, а особенно совершенно голой, хота бы это была Венера Медицейская.
- А Аполлона Бельведерского прикажете пропускать? Он тоже голый, - спросил я его однажды.

- Та же голь, но с виноградным листком. Это мужчина, а соблазн только в женских изображениях, - отвечал Красовский.

- А если Аполлон без виноградного листка?

- Принесите, покажите.

- А амуров без виноградных листков прикажете пропускать?

- Пропускайте, у них признаки невелики, безвредны, без соблазна.

Признаюсь, я не исполнял в точности и его приказаний, но зато после его прогулок по улицам я всегда получал выговоры, что он видел в окнах картинных лавок изображения женских фигур (так он выражался), подлежащих запрещению, а мною пропущенных, и грозил мне не один раз донесением министру..."

Это нам пока смешно читать. Не могу не привести выдержку из работы Г.В. Жиркова "История цензуры"

Геннадий Васильевич Жирков (род. 16 мая 1936 года, Ленинград) — профессор, доктор филологических наук, специалист в области истории цензуры в России

«КАЗЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» НА ПОСТУ ЦЕНЗОРА

А.И. Красовский и его деятельность: «один из самых мрачных, эпизодов в истории русского просвещения».

«Времена Красовского возвратились» – краткая запись 1835 г. из дневника А.С. Пушкина по своему внутреннему содержанию очень емкая. Частным поводом к ее появлению стало возмущение поэта цензурой, не пропустившей в его «Сказке о золотом петушке» такие строки: «Царствуй лежа на боку», «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Одновременно суждение А.С. Пушкина о характере цензуры своей обобщенностью свидетельствует о типичности для цензурной эпохи 30–40-х годов такой фигуры, как Александр Иванович Красовский (1770–1857). Для Пушкина это имя, довольно часто возникавшее и ранее в его переписке («Бируков и Красовский не в терпеж глупы, своенравны и притеснительны», «Благодаря Красовскому и Бирукову вся литература за последнее пятилетие (или десятилетие) царствования Александра I сделалась рукописной»), ассоциировалось с определенным историческим периодом.
Другой эпизод в связи с именем Красовского, появившийся на страницах пушкинского дневника, не менее поражает выявлением цензорского кредо этого чиновника Министерства народного просвещения. Судьба свела поэта и одиозного цензора на представлении великой княгине Елене Павловне, которая неожиданно спросила Красовского: «А очень должно быть скучно читать все, что выходит в свет?» Тот, не задумываясь, ответил: «Да, современная литература так мерзка, что это – чистое наказание». В ответе Красовского не было иронии, в нем выражено равнодушие цензора, не понимавшего и не хотевшего понимать вообще литературу, но по обязанностям службы вынужденного ее читать.

С 1821 г. А.И. Красовский был цензором Петербургского, а с 1826 по 1828 г. – Главного цензурного комитетов. Служебное рвение Красовского не знало границ. Ироничные потомки бережно хранили плоды его цензорского труда. Приведем для иллюстрации хотя бы пару примеров из этой коллекции. На столе Красовского оказались «Стансы к Элизе» поэта В.Н. Олина. Цензор подверг их уничижающему и безграмотному комментарию, а затем запретил журналу «Сын Отечества» печатать их.

«Стансы к Элизе» В.Н. Олина

Улыбку уст твоих небесную ловить...

Суждения цензора А.И. Красовского:

"Слишком сильно сказано: женщина не достойна того, чтобы улыбку ее называть небесною."

Что в мнении людей? Один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной.
Суждение цензора А.И. Красовского:

"Сильно сказано; к тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить нужно..."

Невежество и ханжество А.И. Красовского ярко сказывались и при цензуровании изобразительной продукции. По его распоряжению пропускались только такие рисунки и гравюры с изображением женщин, у которых колена прикрывались платьем. Если же женские формы сколько-нибудь обнажались или в глаза бросались чувственные позы, то такие репродукции и подлинники как безнравственные конфисковались.

Несмотря на всю свою «славу» и самодурство Красовский успешно продвигался по служебной лестнице. Мало того, ему было доверено руководство всей иностранной цензурой страны: с 1833 г. и до конца жизни он был председателем Комитета цензуры иностранной (КЦИ). Своей репрессивной деятельностью Красовский оставил значительный негативный след в российской культуре того времени. Вот его характеристика, данная ему одним из современников, хорошо знавшим его, секретарем КЦИ А.И. Рыжовым:

«Это был казенный человек, как понимали казенного человека в старину, и он шел к своей казенной добыче всегда верхним чутьем, которое его никогда не обманывало. В нем было все напоказ: его тело и душа в мундире, набожность, православие, человеческие чувства, служба – все форменного покроя. Водотолченное усердие, принизительное смирение, угодливость перед высшими, рассчитанное ханжество – все это служило ему ходулями в продолжении всей его деятельности».

Трудно перечислить все негативные характеристики, которые давали этому цензору А.С. Пушкин, Н.И. Греч, И.С. Аксаков и др. Последний замечал, что Красовский «в качестве председателя Комитета цензуры иностранной 30 лет сряду чудесил и куролесил в этой немаловажной, кажется, области управления... 30 лет почти полновластного над Русскою и Европейскою литературою беснования этого маньяка, одержимого свободобоязнью и какою-то гипертрофиею подозрительности, представляют, конечно, немалый интерес для патологической истории современного общества, но вместе с тем и один из самых мрачных эпизодов в истории русского просвещения». Фигура Красовского в общественном мнении как бы олицетворяла собой все отрицательное в цензуре. О нем в литературных кругах ходили анекдоты, слагались эпиграммы. П.А. Вяземский посвятил ему басню «Цензор», А.Ф. Воейков поместил его в своем «Доме сумасшедших»:

Ба! Зачем здесь князь Ширинский?
Как палач умов здесь тих!
Это что? «Устав Алжирский
О печатании книг»!
Вкруг него кнуты, батоги
И Красовский – ноздри рвать!
Я, скорей, – давай Бог ноги!
Здесь не место рассуждать!

В архиве поэта А.Н. Майкова, служившего под началом А.И. Красовского, исследователи поэтики обнаружили несвойственный для Майкова стих:

Но тут встает как демон злой
Муж с конской мордою, с улыбкою бесовской
И вислоухий, как осел:
Сам Александр Иванович Красовский –
«Читай! Читай! Трудись! Пошел! Пошел!»
И мысль моя опять под игом чуждых бредней!

Служебные качества А.И. Красовского во многом были типичны чиновничеству тех лет. Умный граф С.С. Уваров говорил, что «Красовский у меня как цепная собака, за которою я сплю спокойно». По мнению А.И. Рыжова, Красовский испытывал омерзение к иностранной литературе, которую он называл «смердящим гноищем, распространяющим душегубительное зловоние». Особенно доставалось от председателя КЦИ французским сочинениям, так как он считал Париж – «любимым местопребыванием дьявола». Для его комитета по долгу службы выписывались иностранные газеты и журналы. Все цензоры, кроме Красовского, их читали. Красовский черпал все политические известия из «Северной пчелы», вообще, кроме бумаг, ничего не читал. О его культурном кругозоре свидетельствует его дневник за 1848 г. – год, когда революционные события в Европе принесли столько хлопот и царю, и полиции, и цензуре. На душе у Красовского, судя по страницам дневника, все спокойно, у него другие заботы:

«Марта 11-го. Ясно, потом облачно. У.О.У. +3х°. П. +2°. Н. + 1°. Благодарение Создателю, сон был хорош от 1-го до 7-го.
(Во сне виделся А.С. Танеев, показывающий мне указ об учреждении комитета для проверки действий Министерств народного просвещения относительно цензуры.) Отправление желудка было в 11 ч. почти обыкновенное, ужинал в 9 ч. и на ночь лег спать в 11ч., после большой усталости».
................................................................................................................................................................................................................
К сожалению, ни портрета, ни фотографии этого героя найти не смогла. По воспоминаниям современников, одна лишь характерная деталь отличала его от всех прочих - гигантские, как у летучей мыши уши, которые "взбегали вверх до самой макушки и тянулись вплоть до затылка"

  • 1
сколько много интересного узнаешь, пока нет интернета;)

Это точно!:) Хоть отдохнула от "светских львиц", или лиц:)

потрясающая запись, спасибо!
Как жаль, что такой типаж, как вышеописанный Красовский, никуда не девается, не исчезает со временем, как динозавр...

Как жаль, что мало времени и места!:) Про этого Красовского можно роман изобрести. Трагикомический. Своей скаредностью сопоставим с Плюшкиным;)У меняещё масса всего про него,да я итак пишу очень помногу для ЖЖ, тут всё больше картинки любят:)
Вот и странно, что ни имея не жены, ни детей, подобный персонаж так размножился. Видно послужил матрицей для кого-то!:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account