Previous Entry Share Next Entry
Проказы Истории. А должно ли человечество отвечать за свои деяния?
артишок
artischok
А откуда вообще берётся любовь к истории? У меня, например, из книг. Читать я научилась рано. Очень хорошо помню, что первой "большой" книгой, прочитанной совершенно самостоятельно, были "Три мушкетёра". И было мне тогда 6 лет:).
Помогла мне в освоении всевозможных знаний моя сестрица-отличница. Весьма строгая особа. Которая училась аж в третьем классе. Разлиновав амбарную книгу, устроила в ней классный журнал и начала обучать меня всевозможным наукам, выводя мне с явным удовольствием двойки с колами:). Впрочем, это не охладило моей тяги к знаниям. Ведь я работала за весь класс и пятёрочки мне тоже доставались.
А папа собирал книги. И книг этих было в доме предостаточно. Можно было читать совершенно безнаказанно почти всё, а что нельзя, тоже было можно, но потихоньку, когда взрослых не было дома.
Не надо забывать и про совершенно запретные медицинские книжки, которые тоже водились у нас в избытке - мама - врач по призванию - постоянно читала что-то новое, да и старым не брезговала. Совершенно чудные старые атласы и монографии, ещё начала прошлого века сохранились у меня. И пригодились мне в последствии. И много знала я про всякие интересные болезни уже в то время.
И когда я читала замечательного Вальтера Скотта, как вы понимаете "Айвенго" и "Квентин Дорвард" - самые девчоночьи книжки:), описание страшного прокажённого на первых страницах романа, я совершенно явсвенно представляла себе, что за лицо, изуродованное этой неизлечимой болезнью таится под чёрным плащём с капюшоном, окутывающим фигуру, мне становилось страшно вместе с Квентином Дорвардом, который испытывал мистический ужас от одного только звука колокольчика, который каждый прокажённый, должен был носить с собой, предупреждая честных граждан о своём появлении...

“Сторонись дружбы сумасшедшего, еврея или прокажённого” гласила надпись на кладбище Невинных в Париже.
Сохранилась запись некоего Бернарда Гая, инквизитора: «прокажённые, больные и телом, и душой, вознамеревшись завладеть городами, отравили ядовитым порошком реки и колодцы с питьевой водой"...
В списки притесняемых, кроме больных проказой, были включены также и бродяги, нищие, преступники, умалишённые и евреи, у которых в ходе преследования изымалось имущество.
Всем этим маргинальным слоям населения предписывалось носить особые отличительные знаки, по которым их можно было бы распознать в толпе. Так, например, с начала XIII века евреи обязаны были носить на своих одеяних в качестве отличительного знака вышитый круг жёлтого, красного или зелёного цвета.



Так. А причём здесь всё это? Не догадались ещё, когда мы говорили о мышах, что дальше речь пойдёт про ещё более противные вещи:). Начнём, потихоньку подбираться к чёрным крысам, а там уже будет понятно, к чему я затеяла все эти писания.
Вернёмся к книгам на минутку. Скажу про одну замечательную книгу по истории медицины. Автор - Генрих Гезер, немецкий учёный, который написал потрясающий труд, посвящённый чуме. К этому добавился, конечно мой друг Пушкин со своим пиром, да славный Альбер Камю со своей версией...
Это я вам даю такой небольшой мастер класс о той кухне фьюжн, царящей в моей голове:). И каким образом происходит смешение в ней всевозможных фактов и компонентов и приправ, в то незатейливое блюдо, которым я вас потчую:).
Так, про евреев и прочих изгоях несколько слов.
Человечек никак не хочет признаться в собственном несовершенстве, лживости и корыстолюбии, лени и невежестве, своих заблуждениях, из которых плавно вытекают его ошибки. За ошибки приходит расплата. Тем, или иным образом. Видимая и невидимая, сиюминутная, или тянущаяся из глубин времени...
Только небольшая часть человечества пытается осмыслить и разобраться в этих процессах. Собственно вся "большая" литература говорит об этом. Но большой литературы не так много и не все её знают. И копаться в себе, пытаясь найти истоки горестей и несчастья способны немногие. Ведь тут надо быть абсолютно честным по отношению к себе и принимать на себя весь груз ответственности за собственные деяния.
Наиболее простой путь - найти виновного во всех бедах и несчастьях. Так было во все времена.
Не буду утомлять банальными рассуждениями и занудными поучениями:). Судите сами. Факты говорят сами за себя.
Как это уже стало понятно), речь пойдёт о "чёрной смерти" - эпидемии чумы, накрывшей Европу в XIV веке. О ней сохранилось немало записей современников, многие художники изобразили эти страшные времена на своих полотнах. Да и было бы странно, чтобы эта пандемическая катастрофа не нашла своего отражения в искусстве. А я хочу связать это ещё и с новой ступенью развития общества. Замахнулась, одним словом, боюсь запутаться в своих рассуждениях, но по всему выходит, что хоть на какие-то доли процентов, в них есть смысл.



А ведь эта эпидемия, унёсшая 2/3 населения Европы, до сих пор не нашла своего объяснения. Одни учёные толкуют о том, что это была вовсе и не чума, ведь микробиологии тогда не существовало, оставалось опираться на клиническую картину заболевания, данное средневековыми врачами. А они были весьма противоречивы иногда. Иной раз смерть наступала в первый же день болезни, иной раз, на пятый, то была "лёгочная форма", то бубонная... Кто-то, тесно общающийся с больными, не заболевал вообще, а кто-то, сидевший взаперти, погибал в 3 дня.
Другой вариант, очень, кстати, сейчас актуальный, интерпретируют, как пример применения "биологического оружия" татарским ханом Джанибеком Кипчаком.


В 1347 в торговом порту Кафа (нынешней Феодосии) началась страшная эпидемия. Татарский хан Джанибек Кипчак осадил Кафу и ждал ее сдачи. Огромное его войско расположилось у моря вдоль каменной защитной стены города. Можно было не штурмовать стены и не терять воинов, так как без пищи и воды жители, по расчетам Кипчака, должны были скоро запросить пощады. Ни одному судну не разрешал он разгружаться в порту и не давал самим жителям возможности выйти из города, чтобы те не убежали на чужестранных кораблях. Более того, он намеренно распорядился, чтобы в осажденный город напустили черных крыс, которые (как ему сказали) сошли с прибывших кораблей и несли с собой болезни и смерть. Но, наслав на жителей Кафы «черную болезнь», Кипчак и сам просчитался. Скосив осажденных в городе, болезнь неожиданно перекинулась и на его войско. Коварной болезни было все равно, кого косить, и она подкралась к солдатам Кипчака.

Его многочисленное воинство пресную воду брало из ручьев, спускавшихся с гор. Солдаты тоже стали заболевать и умирать, причем их умирало до нескольких десятков в день. Трупов было столько, что их не успевали хоронить. Вот что говорилось в отчете нотариуса Габриеля де Муссиса из итальянского города Пьяченцы: «Несметные полчища татар и сарацинов внезапно пали жертвой неизвестной болезни. Всю татарскую армию поразила болезнь, каждый день погибали тысячи. В паху сгущались соки, потом они загнивали, развивалась лихорадка, наступала смерть, советы и помощь врачей не помогали…».

Не зная, что предпринять для ограждения своих воинов от повальной болезни, Кипчак решил выместить свою злобу на жителях Кафы. Он заставлял пленных из числа местных грузить тела умерших на телеги, отвозить их в город и сбрасывать там. Более того, он приказал заряжать трупами скончавшихся больных пушки и обстреливать ими осажденный город.


Но количество смертей в его войске не уменьшалось. Вскоре Кипчак не мог досчитаться и половины своих солдат. Когда трупы устлали все побережье, их стали сбрасывать в море. Моряки с кораблей, прибывших из Генуи и стоявших в порту Кафы, нетерпеливо наблюдали за всеми этими событиями. Иногда генуэзцы отваживались выходить в город, чтобы узнать обстановку. Им очень не хотелось возвращаться домой с товаром, и они ждали, когда закончится эта странная война, город уберет трупы и начнет торговать. Однако, заразившись в Кафе, они сами невольно перенесли заразу на свои корабли, да к тому же по якорным цепям на корабли забрались и городские крысы...
На этом драматическом эпизоде на сегодня заканчиваю:) Слишком много, как всегда. Постараюсь не захромать на обе ноги и не заблудиться в собственных рассуждениях:) Надеюсь, что дальше будет интересно и вам. Мне, например - очень!

  • 1
Парадокс - отдохнула на этом ужасе, по теме, от ужасов дурно написанных текстов.
Прекрасный пост, но, как Вы себя не жалеете, погружаясь в кошмар.

Спасибо Вам, строгая дама)
Боюсь, что сейчас кошмаров не меньше, может, выглядят более цивилизованно.
Жалеть себя отвыкла давным давно. Занятие это бессмысленное. Всегда есть те, кому хуже. Их и надо жалеть. Тогда не останется искушения пожалеть себя).

Кошмаров меньше, если говорить о том, чего коснулся друг Ваш Пушкин. Так, птичий грипп и т. п.
В остальном, человечество делает все, что может, держит марку по части кошмаров.
Как писала замечательная, рано ушедшая, Ирина Снегова, "последнее дело - жалеть себя".

Edited at 2012-06-02 03:13 pm (UTC)

Зрите в корень. С этим птичьем гриппом. С ним не так всё чисто, также, как и с этими средневековыми искоренениями. Впрочем, об этом ещё напишу.
Марку, в смысле изобретения вакцин и электронного микроскопа - да.
Всё таки, я считаю, что кошмары физических мук слегка бледнеют перед кошмарами нравственными.

Чем дальше, тем страньше и страньше))

Беззлобные мышки в тюбетейках превращаются в жертв слепого природного рока, которые превращаются в несущих чуму и ужас черных крыс... Каких монстров Вы наловите в следующий раз? Х_Х


Вздор!:) Мыши в тюбетейках - это Ваши фантазии. Это Вам захотелось нарядить их таким образом... В следующий раз поговорим о людях).Боюсь, что опять собьюсь с пути и куда-нибудь не туда забреду:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account